Лучший педагог года

Работа с этнокалендарём с детьми разного возраста

Галина Прокопчук
Работа с этнокалендарём с детьми разного возраста

Современный ребёнок живёт в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады. От того, кто и как будет формировать его картину мира, во многом зависит его развитие как человека и гражданина.

Современная семья претерпела ряд изменений: всё чаще она перестаёт быть монокультурной и мононациональной, а это значит, что у ребёнка, родившегося в такой семье, появляется больше возможностей в выборе веры и жизненной позиции по многим вопросам.

Публикация «Работа с этнокалендарём с детьми разного возраста» размещена в разделах

В современной системе образования также наблюдаются важные системные процессы: большое количество мигрантов несут в группы детских садов свою культуру, свои традиции и свои модели отношений. Иногда эти традиции и эти модели вступают в противоречие с привычным порядком вещей, но в целом многообразие культур, с которыми сталкивается ребёнок дошкольного возраста, позволяет ему представить мир более объёмно и более ярко. Дети играют и общаются, а значит, уже в самом раннем возрасте они знакомятся с другой культурой, что обязательно скажется на их социальном становлении.

На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы ребёнок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира. Если дети буду обладать подобными умениями, существенно снизится уровень их конфликтности друг с другом, ослабится степень негативных эмоциональных реакций.

Опираясь на Закон РФ «Об образовании» и на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, можно выделить: Формирование толерантных установок личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Воспитание патриотических чувств, формирование принадлежности к мировому сообществу.

Основные принципы работы с Этнокалендарём в условиях ДОУ

- Ориентация на актуальный запрос общества

- Соответствие возрастным особенностям психического развития дошкольников

- Ориентация на социальные (гражданские) и семейные ценности, здоровый образ жизни, уважение прав личности

- Формирование толерантных установок не только к представителям иной культуры, но и знание ребёнком собственной истории, уважение к традициям предыдущих поколений

- Расширение представлений дошкольников в разных областях знаний

- Интеграция основных направлений развития детей дошкольного: физического, познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического

- Интерактивность в организации непосредственной образовательной деятельности

- Непосредственное вовлечение семьи в образовательный процесс

Формы работы с детьми

- Непосредственная образовательная деятельность (НОД)

- Беседы

- Участие в районных и городских акциях

- Экскурсии

- Целевые прогулки

- Чтение художественной литературы

- Вечера досуга

- Викторины

- Театрализация

- Праздники

- Игры – тренинги

- Презентации

- Игры – драматизации

- Речевые игры

- Психологические тренинги

Объединение современных развивающих

технологий при работе с Этнокалендарём

- Развивающие игры – В. Воскобовича, Никитиных, Кюизенера, Дьенеша…

- Дыхательная и пальчиковая гимнастика, «Речь и движение», «Сказкотерапия»

- Макетирование, моделирование

- Презентации

- Маршрут выходного дня (ближнего и дальнего окружения)

- Проектная деятельность

- Экспериментирование

Использование Этнокалендаря у детей

- Развивает познавательный интерес к различным областям знаний и формирует представления о целостной картине Мира

- Способствует успешной социализации, позитивному отношению к поступкам окружающих

- Воспитывает нравственные стороны личности

- Развивает личностные качества, необходимые для успешного обучения в школе

- Формирует навыки учебной деятельности и креативность

- Развивает психические процессы

Методы работы

- наблюдение за всеми видами детской деятельности, содержанием которой является представление об окружающем мире (в контексте ФГОС);

- погружение детей в игровую ситуацию, отражающую представления дошкольников об окружающем мире;

- беседы с детьми с использованием игрового дидактического материала (наглядного и раздаточного);

- чтение и обсуждение с детьми литературных произведений в соответствии с тематикой Этнокалендаря;

- моделирование проблемной игровой ситуации с детьми и взрослыми по содержанию Этнокалендаря;

- анализ детских творческих работ»

- игровые упражнения для детей, задания, тесты, использование образовательных технологий (мнемотехника, изографы, упражнения М. Монтессори, Н. А. Зайцева, В. В. Воскобовича, Никитиных, Логические блоки Дьенеша);

Применяем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, решающую вопросы с этнокультурного воспитания более углублённо. Целью программы является формирование у детей дошкольного возраста «Базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Работу с детьми ясельного и младшего возраста (2 – 4 лет) начинаем со знакомства с фольклором. Ценность его заключается в том, что с его помощью воспитатель легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. И действительно, лесковый говорок прибауток, потешек вызывает радость. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки в которых имеются игровые приёмы («Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Поехали – поехали») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Попевки, приговорки и потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой или песенкой. Дети запоминают их и начинают вводить потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать; для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Дети слушают рассказы воспитателя, рассматривают иллюстрации. Детям постарше предлагается использовать сюжетно – ролевые игры, подвижные игры разных народов. Возможны игры – занятия с использованием материалов сказок, с обучением межличностному взаимодействию на примере сказочных ситуаций. Пение и танцы, совместные с родителями игры в праздники, отмечаемые в детском саду. Конкурсы чтецов; игры – соревнования.

Публикации по теме:

«Автопортрет в образе». Живописная работа с детьми старшего школьного возраста«Автопортрет в образе». Живописная работа с детьми старшего школьного возраста Программа учебного предмета «Живопись» в школе искусств им. А. И. Плотнова строится на раскрытии определенных ключевых тем: «Натюрморт», «Натюрморт.

«Опытно-экспериментальная работа с детьми раннего возраста».«Опытно-экспериментальная работа с детьми раннего возраста». Период адаптации и социализации к условиям детского сада у каждого ребенка 2-3 лет проходит по-разному. Дети приходят из разных семей, условия.

Использование экологических сказок в работе с детьми разного возраста Экологические сказки можно использовать в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий,.

Коллективная работа с детьми старшего дошкольного возраста «Весна пришла»Коллективная работа с детьми старшего дошкольного возраста «Весна пришла» Сегодня я хочу показать вам вот такую весеннюю поделку. Делать ее лучше коллективно с детьми,на большом формате,чтобы все дети смогли поучаствовать.

Конспект занятия для средней группы по ФЭМП. Работа по подгруппам разного уровня обучения Тема: Знакомство с порядковыми числительными в пределах 5. Ориентировка в пространстве: «справа», «слева», «посередине». Цель: ознакомление.

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста Как пишет А. Н. Леонтьев: "Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта,.

Музыкальное-театрализованное представление «Зимняя ярмарка» для детей разного возрастаМузыкальное-театрализованное представление «Зимняя ярмарка» для детей разного возраста Цель: создание условий для развития у дошкольников патриотизма и интереса к национальной русской культуре и традициям. Задачи: • Закрепить.

Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в группе детского сада Основной задачей работы нашего МДОУ является задача охраны жизни и укрепление здоровья воспитанников. Задачи оздоровительной работы: •.

Работа с детьми дошкольного возраста над дикцией В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить.

Работа со сказкой с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать, А сказки бабушки потом я научился понимать». Так про сказку написал наш великий татарский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с этнокалендарём с детьми разного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 13:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД