Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Елена Яковлева
Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребёнка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. Следует учить детей дышать правильно, особенно в процессе речи. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребёнка: в младшей группе выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 - 3 слова, в средней и старшей 3 - 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы поза у детей была правильной, чтобы не наступило напряжение или утомление.

Внеречевое (физиологическое) дыхание характеризуется тем, что выдох по времени равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом, вдох делается через нос. При носовом дыхании в лёгкие поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется.

Когда мы говорим, то выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономно. Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха. Лучший тип речевого дыхания диафрагмально-нижнерёберное (при вдохе диафрагма опускается и нижние рёбра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются.

Для работы над речевым дыханием используются гимнастические упражнения "Часики", "Паровозик", "Насос" и др. ;

игровые упражнения на поддувание бумажных птичек, шариков и комочков ваты, надувание мыльных пузырей.

Большое значение имеет правильное, развёрнутое объяснение требований воспитателя к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха. Всё это входит в систематическую работу по формированию у детей правильного произношения.

Ясельная группа.

Игры: "Чей одуванчик раньше улетит?" (ротовое дыхание);

"Пускаем кораблики" (на столе таз с водой, сидя на стульчиках,дети дуют на кораблики, произнося звук "ф" или "п");

"Птицеферма" (используются игрушки: курица, петух, гусь, цыплёнок). Воспитатель показывает игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их зучание. Игрушки убирает. Дальше идёт обыгрывание. Кого встретили на птицеферме? Как она поздоровается с нами? (ко-ко-ко). Следить, чтобы звукоподражания дети произносили на одном выдохе.

Младшая группа.

Игры: "Чей пароход лучше гудит? (Слегка выдвинуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка);

"Пузырь" (дети произносят звук "ф" не надувая щёк).

Средняя группа.

Упражнение:"Ныряльщики" (Разводя руки в стороны - вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая - выдох носом).

Игры: "Дятел" (Произнесение каждой строчки стихотворения на одном выдохе)

Дятел дерево долбит,

Дятел клювом дуб долбит.

На весь лес он стучит "ддддддд";

"Кто лучше надует игрушку?" (вдох через нос и медленный выдох через рот)

"Шарик" Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуть живот)

Шарик лопнул - выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Проговаривание на одном выдохе двустиший, загадок, поговорок.

Счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно.

Также дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках.

Публикации по теме:

Предметно развивающая речевая среда группыПредметно развивающая речевая среда группы В своей группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Наши занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать.

Игры для оздоровления детейИгры для оздоровления детей Игры для оздоровления детей «Совушка-сова» Цель: Коррекция движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 23 июля 2012 в 22:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективное художественное творчество — лепка «Букашки на лугу» (вторая младшая группа)
Малышам от природы свойственна энергичность, любознательность, поэтому очень важно поддерживать и стимулировать познавательную активность ребёнка...
Фото отчёт по реализации проекта «Домашние обитатели».
Фото отчёт по реализации проекта «Домашние обитатели» первая младшая группа. НОД Лепка на тему: «Покормим курочку». Воспитатель: Любовь Владимировна...
Детское творчество по теме «Весна». Фотоотчет
Детское творчество по теме "Весна". Фотоотчет Лазоревый цвет вдруг смешала со льдом, Гордилася краскою вешней. И капли попали на снег, а потом На...
Мастер-класс «Белый цветок»
Мастер-класс "Белый цветок" Украсить дом к празднику, подготовить необычные подарки или декорировать стол – все это можно изготовить при помощи гофробумаги....
Фотоотчет: «Безопасность людей разных профессий на своем рабочем месте глазами детей.»
В России Всемирный день охраны труда отмечается ежегодно с 2003 года. Это также международный день памяти рабочих погибших и получивших травмы на работе....