Районная научно-практическая конференция. Итоговая работа проекта «Почему айсберги не тонут в воде?»

Виктория Дорофеева
Районная научно-практическая конференция. Итоговая работа проекта «Почему айсберги не тонут в воде?»

Районная научно-практическая

конференция

МБДОУ «Саргатский детский сад №4»

Название работы

Почему айсберги не тонут в воде?

Научный руководитель:

Дорофеева Виктория Васильевна,

воспитатель

МБДОУ «Саргатский детский сад №4»

Саргатка 2012г.

Оглавление

Введение …3

Этапы исследования содержания работы…4

Используемая литература…19

Приложение…. 20

Введение

Айсберг – уникальная постоянно меняющаяся «скульптура» изо льда, созданная природой. Впервые айсберги обратили на себя внимание человека после гибели Титаника – крупнейшего в мире лайнера.

Айсберги являются одним из наиболее опасных элементов природной среды, как для судоходства, так и для инженерных сооружений и по добыче полезных ископаемых в зоне арктических морей и океанов.

И в тоже время айсберги осуществляют питательную функцию, принося полезные вещества. Айсберги, тая, постепенно выделяют железо, питательное вещество необходимое для жизни живой природы.

Избежать столкновения с айсбергами можно при хорошо организованном наблюдении за их движением и внешним строением.

Гипотеза. Мы предполагаем, что айсберги не тонут в воде потому, что солёная вода в море выталкивает лёд.

Цель работы. Определить причины непотопляемости айсбергов.

Задачи. 1. Выяснить виды айсбергов и места их обитания.

2. Сделать модель айсбергов и выявить его особенности.

3. Выявит причины непотопляемости айсбергов.

Методы. 1. Просмотр фильма

2. Сбор и обработка информации.

3. Беседа.

4. Эксперимент.

5. Наблюдение.

6. Анализ полученных данных.

«Там много таких форм,

которые вы обычно в природе больше

нигде и не найдете.

Именно поэтому и создается впечатление,

что многие айсберги побывали в

руках мастера-скульптора»

Стивен Козловски

Этапы исследования

В прошлом году готовясь к научно-практической работе мы подробно знакомились со свойствами воды и узнали много нового и полезного для себя. В этом году мы решили более подробно остановиться на изучении свойств льда, а точнее на удивительных созданиях природы- айсбергах.

Формы айсберга настолько разнообразны, что, например, некоторые можно принять за сказочный собор изо льда, и большинство кажутся обработанными руками человека.

После просмотра фильма про айсберги мы задались вопросом. Откуда берутся такие айсберги и почему они не тонут?

Мы предполагаем, что айсберги не тонут потому, что солёная вода в море выталкивает лёд.

Целью нашей работы стало определить причины непотопляемости айсбергов.

Для начала нам нужно было выяснить, какие бывают айсберги и места их обитания. Поэтому. Виктория Васильевна рассказывала нам много интересного, проводила беседы о «ледяных красавицах». И вот что мы узнали.

«Айс»- по- немецки- лёд. «берг»- гора. (Получилось, гора изо льда).

Айсберги- это отклонившиеся от материкового льда огромные глыбы, плавающие в морях и океанах.

Они образуются от покровных материков в Арктике, Гренландии, Антарктиде и течение вынесло их в море.

Высота их может достигать 200 метров, а объём -нескольких миллионов кубических метров. Например, «гроулером» называют айсберг, который возвышается меньше одного метра над поверхностью воды, а тот, что выступает на более чем 75 метров - называют «очень большим».

Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет. Тёмно-синий цвет имеют так называемые «чёрные» айсберги, недавно перевернувшиеся в воде. Когда они переворачиваются, то являются причиной ужасного цунами. Девять десятых всей массы айсберги спрятаны под водой.

Для нас они — это прекрасные объекты для изучения и наблюдения. Но для океанских кораблей, представляют огромную опасность.

Если судно вовремя не заметит движущего ледяного гиганта, оно может при столкновении получить серьёзные повреждения или даже погибнуть. Одна из самых ужасных морских катастроф произошла в ночь 14 апреля 1912 года, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, в результате чего погибло 1513 человек. Два гиганта шли на встречу друг другу. Одного создавала природа в течении 15000 лет, другого-человек. Но лёд победил металл. А буквально через 2 недели после сталкновения с Титаником айсберг развалился и полностью растаял в водах Атлантического океана. Этот айсберг навсегда запомнят, как разрушительную силу. Поэтому в наше время морской патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Так же на айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз.

Чтобы выявить особенности айсберга мы решили вырастить модель айсберга. В пустую, ёмкость мы налили воду и поставили на улице на определённое время.

Когда мы вернулись, то увидели, что вода в ёмкости замёрзла, занесли её в группу и вытащили. В связи с низкой температурой вода превратилась в лёд, и приняла форму сосуда, в котором она находилась- так появился наш айсберг.

После этого нам стало интересно, будет ли наш айсберг плавать в воде, или же он утонет? И провели следующий эксперимент. Взяли пустой прозрачный

сосуд, наполнили его водой и стали опускать в неё разные предметы. Когда мы опустили ложку весом 50 г. - она утонула, камень весом 40 г. - утонул, магнит-вес которого 50 г. - утонул, а при опускании льда мы заметили, что

айсберг не только не тонет в воде но и, будто живой, постоянно переворачивается. Оказывается он начинает таять снизу, вода омывает его с боков, а потом солнце стало плавить лёд сверху. Отсюда следует, что айсберг тает с двух сторон.

На него действует две силы: его вес тянет вниз, а вода выталкивает. Отсюда берётся энергия, которая помогает ему двигаться. Когда вода попадает в расщелины льда, он издаёт звуки, которые можно даже услышать.

Предмет масса Тонет или нет

Ложка

Камень

Лёд

магнит 50 г.

40 г.

60г.

50г. Тонет

Тонет

Не тонет

тонет

Почему же плавает лёд?

Ученые доказали, что вода в твердом состоянии имеет ажурное строение с полостями и пустотами.

Кристаллическая структура льда

При плавлении они заполняются молекулами воды, поэтому плотность жидкой воды оказывается выше плотности твердой. Поскольку лед легче воды, то он плавает на ней, а не опускается на дно. Это играет в природе очень важную роль. Если бы плотность льда была выше, чем воды, то, появившись на поверхности вследствие охлаждения воды холодным воздухом, он погружался бы на дно и в результате весь водоем должен был бы промерзнуть. Это катастрофически сказалось бы на жизни многих организмов водоемов.

Изучая научные факты мы узнали, что такое плотность. Плотность вещества — это плотность тел, состоящих из этого вещества.

Решили провести ещё один эксперимент «Водоплавающий лимон». Набрали в ёмкость воду и опустили в неё лимон. Лимон плавал.

А затем очистили его от кожуры и вновь опустили в воду. Он утонул.

Мы сделали вывод, что очищенный лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона мене плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогли лимону остаться на поверхности воды.

Вывод: при замораживании воды в ней также замораживаются частички воздуха. Именно это и позволяет айсбергу плавать. Плотность айсберга меньше плотности морской воды, одна десятая его поверхности остается над водой.

В ходе нашей работы мы узнали, что вода в море содержит много солей, то есть солёная. Будет ли она, каким- то образом действовать на айсберг? И решили провести ещё один эксперимент- определить как айсберг ведёт себя в солёной и пресной воде.

Для этого эксперимента нам понадобились две прозрачных ёмкости наполненные водой. В одну ёмкость мы насыпали соли, А в другой- вода осталась пресной.

Одновременно погрузили в воду наши айсберги и увидели, что в пресной воде айсберг опустился глубже, а в солёной воде- находится выше уровня воды.

Этот опыт доказывает. Что плотность солёной воды больше, чем плотность пресной воды, значит солёная вода сильнее выталкивает лёд.

Ещё известный учёный Михаил Ломоносов в своё время говорил, что айсберг состоит из пресной воды. Она имеет плотность- 920кг/куб. м. А морская вода плотнее- около 1025кг/куб. м.

Наше предположение подтвердилось. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что айсберги не тонут потому. Что солёная вода в море выталкивает лёд.

Спустя десятилетия после ужасной катастрофы с Титаником на смену страха, пришёл интерес. Мы поняли, что это удивительные и красивые создания природы. Мы узнали, что айсберги и подводные течения играют огромную роль в изменении климата. Сохранность полярных регионов сегодня важна как никогда.

Используемая литература

1. А. Ликум «Всё обо всём». Энциклопедия для детей - Москва, Компания «Ключ-С» 1994.

2. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»Москва, «АЗЪ»,1993.

3. «Энциклопедический словарь юного физика» Составитель Чуанов В. А., Москва «Педагогика Пресс», 1995.

4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «География», «АСТ», 1998.

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «Природные катастрофы», «АСТ», 1999.

6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «Физика», «АСТ», 1996.

7. Видеозапись «ВВС живая природа».

Приложение

Фотографии айсбергов

Публикации по теме:

Межрегиональные конференцииМежрегиональные конференции Сегодня заведующая и педагоги нашего детского сада приняли участие в двух межрегиональных научно - практических конференциях. Педагоги участвовали.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
  • Дикие животные
Автор публикации:
Районная научно-практическая конференция. Итоговая работа проекта «Почему айсберги не тонут в воде?»
Опубликовано: 21 июля 2013 в 14:37
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...