МААМ-картинки

Раннее чтение-чем оно опасно!?

Светлана Старкина
Раннее чтение-чем оно опасно!?

РАННЕЕ ЧТЕНИЕ - ЧЕМ ОНО ОПАСНО?

Прежде всего, давайте разберемся, что значит «рано». Не будем ссылаться на «среднюю температуру по больнице», у каждого ребенка свой темп - обратимся к научным исследованиям. А они говорят о том, что около 5 % детей учатся чтению сами собой в возрасте между 3 и 4 годами, в то время как другие овладевают чтением в возрасте 10-11 лет! Такой возрастной разброс существует и в других областях развития и учения. Чем он обусловлен? Исключительно темпами развития мозга вашего малыша, темпами созревания определенных центров. И - подчеркнем еще раз - как бы это дико не звучало, но овладение навыками чтения к 11 годам - это не патология. Это норма. Эти дети не отстают в интеллектуальном развитии и ни в каком другом тоже, они вырастают и становятся хорошими специалистами, делают прекрасную карьеру. Просто у них так развивается мозг. Огромной интеллектуальной работы мы требуем от 3-4-летнего малыша!«Ну и что в этом плохого? - спросите вы. Мозг должен тренироваться. В конце концов, они же начинают читать и в 3 года!». Обратимся опять к специалистам. «Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого отвечающие за процесс чтения еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей», - это говорит ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО) Владимир Загвоздкин. «Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) умения читать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения». Что такое «неэффективный механизм чтения»? Это примерно так: читать научился (точнее, мы его научили) в три года - а всю

Публикация «Раннее чтение-чем оно опасно!?» размещена в разделах

жизнь читать не любит. Не нравится ему этот процесс. И этой радости его лишили. мы. Из самых благих побуждений. Хотя это все-таки не самый страшный вред. Трехлетнего малыша можно научить читать - человеческий мозг невероятно пластичен. Но. откуда берутся силы для этого чрезвычайно энергоемкого процесса? В это время перед ребенком стоит огромное количество наиважнейших задач развития: овладеть широким арсеналом движений, которые потом лягут в основу мыслительных операций; в это же время продолжается рост и формирование внутренних органов - закладываются основы здоровья на всю оставшуюся жизнь. При не-своевременной интеллектуальной нагрузке энергия берется именно от этих процессов. Умный и здоровый - или умный и больной? Какого ребенка мы вырастим?

Есть еще один момент. Обучение - это основной вид деятельности ребенка после 7 лет. К этому времени он созревает для обучения. Обучение в дошкольном возрасте отнимает силы и время от игры, которая в это время является основным видом деятельности: в ней формируются социальные и психические навыки, необходимые для дальнейшей успешной жизни. «Но чтению малышей тоже обучают в игре!» - возразите вы. Давайте не путать игру и игровые методики обучения. Игра - это свободная деятельность ребенка, идущая изнутри. Игровые методики - это то, что предлагается извне.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?

Есть много причин, почему мы ведем нашего малыша на курсы раннего чтения. Во-первых, наши родительские страхи: сейчас что- то упустим, потом вырастет, не будет конкурентоспособным. Между тем, давно описана масса случаев: ребенка целый год водили на занятия по обучению чтению в 3 года - а в пять с половиной он за две недели сам научился читать! Мозг созрел. И все ранние мучения оказались бессмысленными.

Во-вторых, наши родительские амбиции: «А соседский Вася уже.». Приглядитесь к Васе внимательней - он, наверняка, что-то умеет хуже, чем ваш Петя. К тому же еще неизвестно как откликнется в жизни Васино раннее знание алфавита.

Давление среды. «После трех уже поздно». «Математика в памперсах». Эти фразы прочно сидят в нашем мозге. Между тем Масару Ибука имел в виду нечто другое. Да и мы с вами, поразмыслив, поймем: все-таки логичнее сначала научиться писать в горшок и застегивать пуговицы, а потом приниматься за буквы.

Давление рекламы: во всех клубах это есть. Тут мы часто перекладываем с больной головы на здоровую: мол, нас разводят! Но если бы у Вас, родителей, не было спроса на подобные услуги - не было бы и предложения. И чудесные чуткие педагоги клубов занимались бы развитием двигательных или музыкальных навыков, через которые органичным образом тоже развивается интеллект, а заодно и эмоциональная и волевая сферы.

«А он сам хочет!». Малыш сам «тычет в книгу пальчик» - и требует ваших комментариев? Присмотримся внимательнее. Ему надо читать - или ему надо добиться вашего внимания, оторвать вас, наконец, от планшета или других важных дел? Мы вас уверяем - вы не пропустите момент, когда ему НАДО будет учиться читать: он будет читать вывески, надписи на заборах, страшилки на сигаретных пачках, брошенных на тротуаре - и забывать о том, что вы рядом, даже о собственной безопасности забывать. Вот это значит - пришло время. И когда оно пришло, обучение чтению пройдет быстро и без мук и доставит радость всем: и ребенку, и вам, наградив вас за ваше терпение.

Учитель – логопед высшей категории Старкина С. Е.

Публикации по теме:

«Быть рассеянным — опасно!» Видео В сентябре месяце традиционно дети встречали весёлых клоунов Кешу и Ксюшу, которые пришли с игровой программой «Быть рассеянным - опасно!».

Конспект занятия «Огонь — это опасно» Цель: Учить детей безопасному поведению и обращению с опасными предметами. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности. Задачи:.

Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56» «АБВГДейка» Мелентьева Виктория Андреевна воспитатель «Раннее обучение.

Анкета для родителей средней группы «Раннее обучение английскому языку в ДОУ» 1. Как вы считаете, во сколько лет можно начинать обучать детей английскому языку? а) 4 – 5 лет; б) 5 – 6 лет; г) 6 – 7 лет. 2. Как вы.

Беседа по искусству на тему «Я и мое раннее детство» .

НОД ОО «Чтение художественной литературы». Чтение рассказа Г. Снегирёва «Верблюжья варежка» (средняя группа) Цель: формировать представление детей об окружающем мире через художественное произведение. Задачи: 1. Познакомить с новым литературным.

Проект «Раннее приобщение детей к игре в шахматы» Проект «Раннее приобщение детей к игре в шахматы». Автор проекта: Корякина Мария Васильевна, доп. педагог. Научный руководитель: Троева-Лугинова.

Раннее предупреждение нарушения речи .

Раннее сопровождение семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна Сложно описать словами, что значит для родителей рождение ребенка-инвалида. Не у каждой мамы находятся силы выдержать и не отказаться от.

Раннее развитие детей «РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ!» «Раннее развитие детей» поразило многих молодых родителей. Все вдруг оза-ботились обучением чтению с двух лет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Раннее чтение-чем оно опасно!?
Опубликовано: 19 января 2017 в 18:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД