Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 1. Общие принципы

Елена Царёва
Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 1. Общие принципы

Часть 2. Обучение аудированию и говорению

В обучении иностранному языку

огромную роль играет

грамотное и разумное начало.

Н. А. Бонк

Наступивший XXI век, век новых высоких технологий, вызвал к жизни потребность в воспитании конкурентоспособной личности с организаторскими способностями и лидерскими качествами, стремящейся к самоопределению и самоутверждению и владеющей более чем одним языком. Только такая личность сегодня сможет претендовать на будущий успех в работе и жизни. Английский в настоящее время является языком международного общения, программирования, языком контрактов и переговоров, языком радио, телевидения и Интернета.

В связи изменившейся ситуацией в стране все больше современных родителей стремятся, как можно раньше приобщить своих детей к изучению английского языка. Тем более что дошкольный возраст признан педагогами и психологами (Е. А. Аркин, Е. И. Негневицкая, З. Я. Футерман, И. Л. Шолпо и др.) наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Еще К. Д. Ушинский писал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться взрослый за несколько лет».

Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма его усвоения; более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала и воспроизведение его; естественность мотивов общения; отсутствие языкового барьера, т. е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков - все это дает ребенку-дошкольнику возможность при соответствующих условиях успешно овладеть иноязычной речью. Кроме того, игра, являясь ведущим видом детской деятельности, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

Обучение детей английскому языку рассматривается как один из важных этапов подготовки их к школе. Ранее двуязычие (билингвизм) положительно сказывается на развитии памяти, устойчивости внимания, сообразительности, быстроты реакции, логики, произвольности поведения, творческой самостоятельности. Полноценно развивающие дети-билингвы хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.

Как видим, ранее обучение английскому языку вносит весомый вклад в формирование гармонично развитой личности ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение создает наиболее благоприятную атмосферу для приобщения детей к новому языковому миру с целью лучшей их адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

В качестве основной цели обучения определяется разностороннее развитие ребенка средствами английского языка. Реализация указанной цели предусматривает:

формирование у дошкольника первичных сведений об английском языке, основ коммуникативной компетенции, позволяющей ему осуществлять устное иноязычное общение на элементарном уровне;

воспитание у ребенка чувства осознание себя как к личности принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу;

развитие у ребенка желания изучать английский язык, потребности в познании мира зарубежных сверстников;

формирование позитивного отношения к английскому языку, культуре другого народа, их традициям;

развитие игровых, эмоциональных и творческих способностей ребенка, его фантазии, способностей к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания);

развитие языковых способностей ребенка, которые могут стать основой для дальнейшего развития английского языка.

В современной дидактике выделяются специфические и общедидактические принципы эффективного обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Рассмотрим эти принципы и вытекающие из них правила.

1. Специфические методические принципы

2. Общедидактические (общеметодические) принципы

Технология обучения детей английскому языку предполагает научный подход к его содержанию, а именно:

включение строго отобранного языкового материала: фонетический, лексический, грамматический, представляемых в единицах речи (типовых предложениях, речевых образцах или структурах, диалогических высказываниях) и строящийся с учетом возрастных и индивидуальных лингвистических способностей дошкольников;

формирование лексических и грамматических навыков, которые актуализируются в речевых умениях.

При раннем обучении английскому языку детей дошкольного возраста в достижении поставленных целей большую роль играет два вида речевой деятельности: аудирование и говорение.

Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной английского языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой, а также усвоить лексический состав языка и его грамматическую структуру. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Как справедливо отмечают ученые (Н. И. Верещагина [5], Е. И. Негневицкая [3], З. И. Никитенко [3], Г. В. Рогова [5] и др.) ребенок, который понимает звучащую речь, в школе значительно легче ориентируется в графической речи английского языка.

При формировании у детей умения понимать английскую речь на слух необходимо исходить из трех компонентов содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический. Так, к лингвистическому компоненту (языковой и речевой материал) относятся: единицы языка, включающие фонемы, слова, фразеологические сочетания, микротексты, диалоги, рифмовки, загадки. Дети учатся различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу, например, [e] и [], слышать долготу и краткость, интонацию и их смыслоразличительную функцию.

У дошкольников развитие умения понимать на слух начинается не с единиц языка, а с речевой единицы, с восприятия детьми высказываний, произносимых педагогом в условиях детского сада, а именно: приветствия Good morning, Good evening; знакомства My name is … Здесь же осуществляется проверка понимания сказанного путем постановки вопроса (And what is your name). Ответ ребенка, называющего свое имя, будет свидетельствовать о понимании вопроса. Вопрос же задается многим малышам. Так формируется понимание цепочки звуков данного содержания на английском языке, то есть речевой единицы, выполняющей конкретную задачу общения. Таким образом обеспечивается многократное восприятие и непроизвольное усвоение – фиксация в памяти сказанного.

Обучение детей пониманию слов осуществляется в речевых единицах при широком использовании наглядности. Так, например, дошкольники через аудирование овладевают словами big, small, long, short и т. д. в структуре This is a big (small) box. Проверка понимания происходит тогда, когда ребенок показывает соответствующий предмет, или когда дает краткий ответ.

Вторым компонентом содержания обучения аудированию является психологический компонент – доведение восприятия и понимания звучащей на английском языке речи до уровня навыка и умения.

На начальном этапе обучения необходимо членить речевое сообщение на смысловые куски для того, чтобы у детей формировалось умение воспринимать, понимать, а затем активно перерабатывать воспринимаемое (Например, в предложении Take it, please – три слова). Кроме того, не менее важным является формирование умения удерживать в памяти все более длинные звуковые цепочки, то есть различать слуховую память. Сначала малыши учатся удерживать в памяти слово, словосочетание, затем предложение и, наконец, несколько предложений. Например, tiger, a tiger, a big tiger, This is a tiger. The tiger is a wild animal. It lives in the jungle и т. д.

Третьим компонентом содержания обучения аудированию является методологический – обучение детей приемам учения по овладению восприятием английской речи на слух. К этому компоненту относятся предметная наглядность, жесты педагога, мимика и т. д., то есть все то, что характерно для осмысления при общении. Ученые М. Саундер и Л. Саундер справедливо указывают, что в акте общения с детьми вербальные средства, то есть звучащая речь, должна занимать только 35%, остальное осуществляется за счет невербальных средств.

Практика и специально проведенные наблюдения за работой педагогов показали, что именно умение детей слушать речь на английском языке, стараться ее понять, используя разнообразные опоры и средства, которые умело использует педагог, приучает к слушанию, воспитывает культуру слушания. Поскольку аудирование на начальном этапе занимает большое место, воспитание у детей умения слушать является залогом успеха в изучении английского языка. Оно способствует не только общей дисциплине, без которой немыслимо овладение иноязычной речью, но и формирует умение сосредоточенно слушать педагога, товарища, диктора; удерживать в памяти воспринимаемую речь; понимать воспринимаемую звуковую цепь, исходя из ситуации, в которой проходит слушание. Заметим, что педагогу следует останавливать стремления детей переводить на родной язык при восприятии сообщений на английском, не забывая о том, что перевод замедляет и просто тормозит у ребенка-дошкольника формирование умения понимать звучащую иностранную речь.

В современной методике предполагается обучать детей извлекать информацию из аудиотекста (речи диктора) и видеозаписи, вырабатывать произвольные и интонационные навыки, а также формировать у них умение пользоваться определенным алгоритмом аудирования: 1) выделять название текста (рассказа) и лицо, от имени которого ведется повествование; 2) указывать действующих лиц и события; 3) выражать собственное отношение к прослушанному.

Публикации по теме:

«Мои статьи на maaam». .

Как мы отмечали 8 марта Наши малыши читали стихи,пели, танцевали. [cut=Читать далее. ]Подробнее, со словами песен и танцевальными постановками мы свою запись.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 1. Общие принципы
Опубликовано: 13 октября 2013 в 20:45
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...