Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 1. Общие принципы

Елена Царёва
Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 1. Общие принципы

Часть 2. Обучение аудированию и говорению

В обучении иностранному языку

огромную роль играет

грамотное и разумное начало.

Н. А. Бонк

Наступивший XXI век, век новых высоких технологий, вызвал к жизни потребность в воспитании конкурентоспособной личности с организаторскими способностями и лидерскими качествами, стремящейся к самоопределению и самоутверждению и владеющей более чем одним языком. Только такая личность сегодня сможет претендовать на будущий успех в работе и жизни. Английский в настоящее время является языком международного общения, программирования, языком контрактов и переговоров, языком радио, телевидения и Интернета.

В связи изменившейся ситуацией в стране все больше современных родителей стремятся, как можно раньше приобщить своих детей к изучению английского языка. Тем более что дошкольный возраст признан педагогами и психологами (Е. А. Аркин, Е. И. Негневицкая, З. Я. Футерман, И. Л. Шолпо и др.) наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Еще К. Д. Ушинский писал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться взрослый за несколько лет».

Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма его усвоения; более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала и воспроизведение его; естественность мотивов общения; отсутствие языкового барьера, т. е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков - все это дает ребенку-дошкольнику возможность при соответствующих условиях успешно овладеть иноязычной речью. Кроме того, игра, являясь ведущим видом детской деятельности, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

Обучение детей английскому языку рассматривается как один из важных этапов подготовки их к школе. Ранее двуязычие (билингвизм) положительно сказывается на развитии памяти, устойчивости внимания, сообразительности, быстроты реакции, логики, произвольности поведения, творческой самостоятельности. Полноценно развивающие дети-билингвы хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.

Как видим, ранее обучение английскому языку вносит весомый вклад в формирование гармонично развитой личности ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение создает наиболее благоприятную атмосферу для приобщения детей к новому языковому миру с целью лучшей их адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

В качестве основной цели обучения определяется разностороннее развитие ребенка средствами английского языка. Реализация указанной цели предусматривает:

формирование у дошкольника первичных сведений об английском языке, основ коммуникативной компетенции, позволяющей ему осуществлять устное иноязычное общение на элементарном уровне;

воспитание у ребенка чувства осознание себя как к личности принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу;

развитие у ребенка желания изучать английский язык, потребности в познании мира зарубежных сверстников;

формирование позитивного отношения к английскому языку, культуре другого народа, их традициям;

развитие игровых, эмоциональных и творческих способностей ребенка, его фантазии, способностей к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания);

развитие языковых способностей ребенка, которые могут стать основой для дальнейшего развития английского языка.

В современной дидактике выделяются специфические и общедидактические принципы эффективного обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Рассмотрим эти принципы и вытекающие из них правила.

1. Специфические методические принципы

2. Общедидактические (общеметодические) принципы

Технология обучения детей английскому языку предполагает научный подход к его содержанию, а именно:

включение строго отобранного языкового материала: фонетический, лексический, грамматический, представляемых в единицах речи (типовых предложениях, речевых образцах или структурах, диалогических высказываниях) и строящийся с учетом возрастных и индивидуальных лингвистических способностей дошкольников;

формирование лексических и грамматических навыков, которые актуализируются в речевых умениях.

При раннем обучении английскому языку детей дошкольного возраста в достижении поставленных целей большую роль играет два вида речевой деятельности: аудирование и говорение.

Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной английского языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой, а также усвоить лексический состав языка и его грамматическую структуру. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Как справедливо отмечают ученые (Н. И. Верещагина [5], Е. И. Негневицкая [3], З. И. Никитенко [3], Г. В. Рогова [5] и др.) ребенок, который понимает звучащую речь, в школе значительно легче ориентируется в графической речи английского языка.

При формировании у детей умения понимать английскую речь на слух необходимо исходить из трех компонентов содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический. Так, к лингвистическому компоненту (языковой и речевой материал) относятся: единицы языка, включающие фонемы, слова, фразеологические сочетания, микротексты, диалоги, рифмовки, загадки. Дети учатся различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу, например, [e] и [], слышать долготу и краткость, интонацию и их смыслоразличительную функцию.

У дошкольников развитие умения понимать на слух начинается не с единиц языка, а с речевой единицы, с восприятия детьми высказываний, произносимых педагогом в условиях детского сада, а именно: приветствия Good morning, Good evening; знакомства My name is … Здесь же осуществляется проверка понимания сказанного путем постановки вопроса (And what is your name). Ответ ребенка, называющего свое имя, будет свидетельствовать о понимании вопроса. Вопрос же задается многим малышам. Так формируется понимание цепочки звуков данного содержания на английском языке, то есть речевой единицы, выполняющей конкретную задачу общения. Таким образом обеспечивается многократное восприятие и непроизвольное усвоение – фиксация в памяти сказанного.

Обучение детей пониманию слов осуществляется в речевых единицах при широком использовании наглядности. Так, например, дошкольники через аудирование овладевают словами big, small, long, short и т. д. в структуре This is a big (small) box. Проверка понимания происходит тогда, когда ребенок показывает соответствующий предмет, или когда дает краткий ответ.

Вторым компонентом содержания обучения аудированию является психологический компонент – доведение восприятия и понимания звучащей на английском языке речи до уровня навыка и умения.

На начальном этапе обучения необходимо членить речевое сообщение на смысловые куски для того, чтобы у детей формировалось умение воспринимать, понимать, а затем активно перерабатывать воспринимаемое (Например, в предложении Take it, please – три слова). Кроме того, не менее важным является формирование умения удерживать в памяти все более длинные звуковые цепочки, то есть различать слуховую память. Сначала малыши учатся удерживать в памяти слово, словосочетание, затем предложение и, наконец, несколько предложений. Например, tiger, a tiger, a big tiger, This is a tiger. The tiger is a wild animal. It lives in the jungle и т. д.

Третьим компонентом содержания обучения аудированию является методологический – обучение детей приемам учения по овладению восприятием английской речи на слух. К этому компоненту относятся предметная наглядность, жесты педагога, мимика и т. д., то есть все то, что характерно для осмысления при общении. Ученые М. Саундер и Л. Саундер справедливо указывают, что в акте общения с детьми вербальные средства, то есть звучащая речь, должна занимать только 35%, остальное осуществляется за счет невербальных средств.

Практика и специально проведенные наблюдения за работой педагогов показали, что именно умение детей слушать речь на английском языке, стараться ее понять, используя разнообразные опоры и средства, которые умело использует педагог, приучает к слушанию, воспитывает культуру слушания. Поскольку аудирование на начальном этапе занимает большое место, воспитание у детей умения слушать является залогом успеха в изучении английского языка. Оно способствует не только общей дисциплине, без которой немыслимо овладение иноязычной речью, но и формирует умение сосредоточенно слушать педагога, товарища, диктора; удерживать в памяти воспринимаемую речь; понимать воспринимаемую звуковую цепь, исходя из ситуации, в которой проходит слушание. Заметим, что педагогу следует останавливать стремления детей переводить на родной язык при восприятии сообщений на английском, не забывая о том, что перевод замедляет и просто тормозит у ребенка-дошкольника формирование умения понимать звучащую иностранную речь.

В современной методике предполагается обучать детей извлекать информацию из аудиотекста (речи диктора) и видеозаписи, вырабатывать произвольные и интонационные навыки, а также формировать у них умение пользоваться определенным алгоритмом аудирования: 1) выделять название текста (рассказа) и лицо, от имени которого ведется повествование; 2) указывать действующих лиц и события; 3) выражать собственное отношение к прослушанному.

Публикации по теме:

«Мои статьи на maaam». .

Как мы отмечали 8 марта Наши малыши читали стихи,пели, танцевали. [cut=Читать далее. ]Подробнее, со словами песен и танцевальными постановками мы свою запись.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Раннее обучение английскому языку в детском саду. Часть 1. Общие принципы
Опубликовано: 13 октября 2013 в 20:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...