Лучший педагог года

Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем (3 фото)

Ольга Размашкина
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем

НОД: рассматривание и составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» с использованием карт-схем

в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.

Тема: «Дремлет лес под сказку сна»

Публикация «Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина „Зима“ с использованием карт-схем» размещена в разделах

Цель. Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами.

Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности.

Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.

Материал. Репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», карты-схемы (алгоритм составления рассказов по картинам).

Ход занятия. 1 часть.

1. Вступительная беседа.

Дети свободно располагаются на ковре.

- Ребята, какое сейчас время года? (зима).

- А вы любите зимушку? Чем она вам нравится? (ответы детей).

-Тася приготовила для нас отрывок из стихотворения Ивана Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

- Вспомните, как мы с вами наблюдали за первым снегом, какой он? (белый, пушистый, воздушный, легкий, невесомый, блестящий, искристый, холодный).

- Снег даже пахнет. Помните чем? (необыкновенной свежестью, чистотой, запахом мороза).

- Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются этим временем года. Зима раскрывает им свои тайны и они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.

Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима (Чтение стихотворения ребенком).

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

- Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («Гостья - зима», «русская - молодка», «раскрасавица - душа», «белоснежная лебедка», «матушка - зима»).

- А вы рады приходу зимы? А хотите отправиться в зимний лес? Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы закроете глаза.

- По щучьему веленью, по моему хотенью, перенесите нас в зимний лес.

Подходим к мольберту, на котором выставлена репродукция И. И. Шишкина «Зима».

- Откройте глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Какая тишина, только мороз потрескивает.

- Ребята, эту картину, пейзаж написал великий художник – пейзажист Иван Иванович Шишкин (хоровое и индивидуальное повторение).

Дети рассматривают картину 1-2 минуты.

2. Беседа по содержанию картины.

*Какое время года изобразил Шишкин на этой картине?

(На этой картине изображена зима).

Схема №1- подскажет вам какое время года на картине.

* О чем нам рассказал художник?

(О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).

Схема №2 – «О чем эта картина, о чем рассказал художник

*Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом? (схема №3) .

(Прямо перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки).

*Что изображено дальше, на втором плане картины? (схема №4)

*Какой же это лес? (большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный).

* Что это за деревья растут в этом лесу? (ели). Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.)

*Почему мы не видим верхушек деревьев (потому что стоим очень близко к ним)

(Чуть дальше на втором плане картины мы видим непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной, но мы не видим вершин деревьев, потому что стоим очень близко).

* Какие краски использовал художник для написания картины? (схема № 5)

Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он? (Да, необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.)

Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется она тоже заснула.

*Какая по настроению эта картина? Шумная, радостная, веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная? (схема №6)

(Да, картина тихая, спокойная, не громкая).

*Как бы вы назвали эту картину? Придумайте свое название. (схема №7) (Ответы детей)

Физминутка "Снежинки и ветер"

2 часть. Составления рассказов детьми, с опорой на карты-схемы.

- Ну, что согрелись? Сейчас мы с вами поучимся составлять рассказы по картине, но сначала послушайте мой рассказ.

На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега.

На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки.

Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим очень близко к огромным елям, поэтому не видим вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны.

Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне. Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона.

На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном.

Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса.

Я бы назвала эту картину «Зимнее царство».

- А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на схемы и составьте свой рассказ по картине Ивана Шишкина.

Дети составляют рассказы (5-6 человек).

3 часть.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (антонимы)

Светлый – темный

Мягкий – твердый

Холодный – горячий

Тонкий – толстый

Зло – добро

Знакомый – чужой

Белый – черный

Прямой – кривой

Рефлексия.

Чем мы с вами сегодня занимались?

Что вам понравилось? В чем были затруднения?

Чей рассказ вам больше всего понравился?

Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем
Фото «Зима»
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина  с использованием карт-схем - фото
Публикации по теме:

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов.Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы". И только.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 10:56
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД