Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в подготовительной группе

Оксана Карцова
Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в подготовительной группе

Программные задачи.

Знакомство детей с репродукцией картины русского художника А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

Формирование умения понимать основную мысль произведения, углубление впечатлений, связанных с приходом весны. Обучение видению изобразительных средств, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция,перспектива,сочетание красок и их переходы,колорит). Развитие связной речи детей. Воспитание эстетического вкуса, любви к природе.

Обогащение словаря детей: грачовник, грачиный гомон, зернистый, ноздреватый. Упражнение в выполнении поделок из бумаги способом ОРИГАМИ, соблюдая точность движения рук. Закрепление умения выбирать место для своей поделки на общем фоне.

Интеграция областей:"Коммуникация", "Музыка", "Чтение художественной литературы", "художественное творчество".

Ход НОД.

I.Звучит музыка.

В:"Ребята, закройте глаза и представьте, что вы совершаете прогулку. И вот мы оказались в одном из уголков нашей страны. Всмотритесь в этот пейзаж. Это репродукция картины русского художника А. К. Саврасова (рассматривание картины).

В: "Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно".

-Ребята, вам понравилась эта картина? Чем она вам понравилась?

1.(На картине художник нарисовал весну, весной вся природа пробуждается).

2.(Художник нарисовал деревню с колокольней и много грачей на деревьях).

-Как вы догадались что это весна?

(Художник нарисовал снег,который начал таять (зернистый, ноздреватый) и грачей, а грачи-первые вестники весны. Мы поговорку знаем:"Увидал грача-весну встречай").

-Как вы узнали,что снег тает?

(Художник нарисовал его серым цветом, а на нём хорошо видны грачиные следы).

-Что вы знаете и можете ещё рассказать о грачах?

1.(Грачи живут на старых деревьях, вьют гнёзда из веток, палочек на толстых ветках. Место, где они живут называется грачовником).

2.(Грачи прилетают ранней весной. И тогда там, где они живут, раздаётся грачиный гомон).

-Расскажите о деревьях,изображённых на картине.

(Это берёзы. Они изображены на переднем плане Высокие, старые и кривые. Внизу-чёрные, а вверху-белые. Стоят они на берегу пруда. Они занимают всю картину снизу доверху).

-О чём ещё хотел рассказать нам художник?

(За берёзами старые избы, среди них колокольня церкви, а дальше до самого леса раскинулись поля, на которых уже почти растаял снег).

-Какую краску использовал художник Саврасов, чтобы написать небо?

(Небо серо-голубое, а по нему плывут белые, бледно-жёлтые облака).

-Что ещё можно сказать о красках?

(Холодные краски неба, снега и воды сочетаются с тёплыми красками солнечного света).

-Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?

(Ласковое, душевное, т. к. наступила весна).

-Как бы вы назвали эту картину?

(«Весенний день», «Весна», «Грачи»).

-А сейчас закройте глаза и представьте, что мы вошли в картину и оказались рядом с грачовником. Чем пахнет вокруг?

(Весной, набухшими почками).

-А что вы слышите?

(Звон капели, журчание воды, грачиный гомон).

-Какие стихи вы знаете и хотели бы прочитать глядя на эту картину?

1. («Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытье каком стоишь.

И слышен свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш»).

2. («Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов»).

-Теперь послушайте мой рассказ о картине: «Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Она производит особое, задушевное впечатление. Веет от неё чем-то близким и родным. Перед нами скромный, сельский пейзаж, кусочек деревни. На переднем плане, на покрытом тающим, ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые, кривые берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «посёлка». На заднем плане виден освещённый весеннем солнцем серый бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж наполнен прозрачным, звенящим от грачиного гомона, весенним воздухом. Он чувствуется и в облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной».

Физкультурная минутка «Весенний хоровод».

II. –Картина Саврасова «Грачи прилетели»- это не просто летний пейзаж. Такой весна бывает и под Москвой, и под Тулой, и у нас в Брянске. В каждом уголке земли русской - это образ русской весны. Такой она бывает повсюду, по всей необъятной России, нашей с вами Родине. Скажите дети, а что же такое Родина? (Наш дом,улица,город,садик и т. д.)

-Художник увидел свою Родину именно в этом уголке русской природы и отнёсся к нему с любовью. Каждый из вас назвал небольшой, но, наверное, очень дорогой кусочек своей Родины.

«Только скажешь слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт:

Наш славный двор, а там скамеечка

И берёзка у ворот».

А вот и наша любимая берёза, знакомая всем нам. Мы часто совершали к ней прогулки по тропинке леса, наблюдали за жизнью грачей и слушали их гомон. Только почему-то сейчас тихо в грачовнике. Давайте поселим сюда его хозяев.

(Дети выполняют работу способом ОРИГАМИ). Предварительно напомнить способ выполнения, привлечь детей, предложить выбрать место для своего грача.

-«Весна! Грачи прилетели, на эту берёзу присели. И слышится гомон грачиный».

«Нет места красивее, краше,

Ведь это же Родина наша!»

Литература:

1. Р. М. Чумичёва «Дошкольникам о живописи», М.: «Просвещение» 1992г.

2. А. Д. Алёхин «Изобразительное искусство», М.: «Просвещение» 1984г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Коммуникация» «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Конспект непосредственнной образовательной деятельности детей по образовательной области «Коммуникация» в группе старшего дошкольного возраста.

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «Я поведу тебя в музей» (средняя группа) Конспект мероприятия «Я поведу тебя в музей» (области социализация, коммуникация, познание) средняя группа. Цель: закрепить знания о музеях.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в подготовительной группе
Опубликовано: 19 октября 2013 в 21:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...