Расширение информационного пространства старших дошкольников посредством реализации образовательной области «Познание»

Анна Шматкова
Расширение информационного пространства старших дошкольников посредством реализации образовательной области «Познание»

на примере проекта:

«Как растут булки»)

Содержание

Введение. 3

1 Расширение информационного пространства старших дошкольников

по средствам реализации образовательной области «Познание»

(на примере проекта: «Как растут булки»). 6

2 Мероприятия и события. 9

3 Планируемые результаты. 12

Заключение. 13

Список литературы. 15

Приложения

Приложение 1 Пословицы и поговорки о хлебе. 16

Приложение 2 Загадки о хлебе. 20

Приложение 3 Подвижные и дидактические игры.. 24

Приложение 4 Конспект интегрированного занятия. 26

Приложение 5 Фотогалерея. 33

Введение

Не напрасно народ С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе![/i]

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир. При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально- оценочного отношения к происходящему. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Знакомство детей с процессом выращивания и производство хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию хлебобулочного изделия.

При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек-природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

1 Расширение информационного пространства старших дошкольников по средствам реализации образовательной области «Познание» (на примере проекта :«Как растут булки»)

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Работая в инновационном режиме, педагоги нашего детского сада «Сказка» находится в активном творческом поиске, осваивают эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментирует и исследует, стремятся повысить результаты своего труда.

Хлеб с давних пор высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством, в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. По всему миру не один прием пищи не начинается без хлеба. Подчас наши современные дети не догадываются, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем замесить и испечь хлеб.

Наш детский сад «Сказка» расположен на богатой Сибирской земле, в сельской местности, которая славиться своими полями с хлебами, исследовательскими лабораториями по выведению новых сортов зерновых. На территории поселка расположены крупные предприятия – сельскохозяйственное объединение «Заречье», КЕМНИИ сельского хозяйства, ФГУ центр агрохимической службы «Кемеровский», пекарня «Пышка», кондитерская фабрика «Золотой трюфель», и хотелось бы воспитать детей, любящих, уважающих, знающих труд хлеборобов, агрономов, пекарей, вызвать бережное отношение к хлебу.

С воспитанниками старшей группы «Фантазеры» решили узнать, откуда хлеб пришел на стол, выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей

Задачи:

o Закреплять знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле;

o Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;

o Обобщать и уточнять знаний детей о труде людей;

o Формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоска;

o Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых;

o Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

o Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности. В проекте приняли участие воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран иллюстрированный материал по теме «Хлеб»: пословицы, поговорки, загадки. Воспитатели и родители читали детям стихотворения о хлебе, о труде людей, Для того чтобы закрепить знания проводились игры для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что способствовало накоплению информационной базы по изученной теме.

2 Мероприятия и события

Работу начали с экскурсии в КНИИСХ, где детям показали и рассказали, какие сорта зерновых выводят в научном институте, какая техника задействована на полях для посева, обработки и уборке урожая зерновых. Работу продолжили в группе - дети совместно с воспитателем посеяли семена пшеницы в ящик с землей, и в ящик с опилками. Затем наблюдали за их ростом и каждую неделю делали зарисовки, сравнивая в какой среде растет быстрее пшеница. Одновременно шла работа по ознакомлению воспитанников с художественной литературой. Мы прочитали очень много рассказов о хлебе, о тех кто растит хлеб, о сельскохозяйственных машинах, разучивали пословицы о хлебе, беседовали, рассматривали иллюстрации И. Шишкина "Рожь", Г. Мясоедова "Жатва"; познакомили детей со стихами русских поэтов ХIХ века Ф. Шкулева "Молотьба", Ю. Ждановской "Нива". Кроме этого мы закрепляли знания на занятиях по рисованию - рисовали хлебное поле, хлебобулочные изделия; на лепке - лепили пшеничные колосья; на занятиях по конструированию - конструировали сельхозмашины. Знакомили детей с профессиями тракториста, комбайнёра, хлебороба, мельника, пекаря, шофера. Была показана детям мультимедийная презентация «Как хлеб приходит к нам на стол».

В начале октября была организована экскурсия в пекарню «Пышка» п. Новостройка, здесь дети воочию увидели весь процесс превращения зерна в муку, познакомились с трудом работников пекарни, с процессом замешивания теста, выпекания хлеба и пирогов. Во время экскурсии обогатился словарный запас детей: чан, опара, тестомешалка, жаровой шкаф, конвейер. В конце экскурсии детям был вручена свежая выпечка. Во время практической деятельности в группе дети постарались выполнить полученные знания и замесить тесто в группе, изготовить хлеб, батоны, печенье, баранки и т. д. и использовать все это в сюжетно-ролевых играх «Булочная», «Дом».

В течение двух месяцев каждую неделю в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия.

План мероприятий в рамках реализации проекта «Как растут булки?»:

Тема и форма проведения мероприятия Цель

Экскурсия в КНИИСХЗ; Ознакомить детей с процессом выращивание зерновых (пшеницы, ржи).

Непосредственно образовательная деятельность «Из чего делают «булки»» (чтение произведений, беседы, рассматривание иллюстраций) Ознакомить детей с процессом производства и изготовления хлеба.

Экспериментальная деятельность. Выращивание пшеницы

(огород на окошке, альбом наблюдений). Наглядно представить этапы выращивание пшеницы в разных условиях, в земле и опилках.

Непосредственно образовательная деятельность: «Как по-разному вкусны «булки»».

Научить детей различать вкусовые качества хлебобулочных изделий. Рассказать о том, что они зависят от состава входящих в выпечку продуктов и способа приготовления.

Экскурсия в пекарню «Пышка» Ознакомить детей с процессом изготовления хлебобулочных изделий: замешивания теста, выпекания.

Рисование : «Альбом о хлебе»

(хлебное поле, хлебобулочные изделия). Закреплять и конкретизировать представления детей о производстве хлеба

Моделирование из соленого теста: «Хлебобулочные изделия» Уточнять представление детей о форме хлебобулочных изделий их характерных признаках. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу.

Конструирование : «Сельхозмашины» Уточнять представления детей о форме машин. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, умение доводить дело до конца.

Детско-родительская выставка: «Хлеб- всему голова» Обогатить знания детей о хлебобулочных изделиях

Мультимедийная презентация «Как хлеб приходит к нам на стол» Обогатить знания детей о хлебе, процессе выращивания, изготовления полезного и необходимого продукта для жизни человека.

Групповой праздник (чаепитие)

«У народа есть слова - хлеб всей жизни голова».

Обобщить знания детей, полученные в результате работы над проектной деятельностью. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

3 Планируемые результаты

В ходе реализации проекта:

1. Успешно проведены занятия.

2. Организованы экскурсии КНИИСХ, пекарню «Пышка» и кондитерскую фабрику «Золотой трюфель».

3. Собран и оформлен альбом «Хлеб всему голова».

4. Проведена исследовательская деятельность по выращиванию пшеницы в ящике с землей и опилками, все результаты занесены в альбом.

5. Совместно с родителями, детьми сочинены и оформлены творческие работы: собрана подборка мудрых высказываний о хлебе.

6. Сформировано умение самостоятельно заводить дрожжевое тесто.

7. В ходе проектирования дети:

- Знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают разнообразную муку, где ее используют, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;

-Проявляют познавательные способности;

-Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-Способность определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, затем и самостоятельно;

8. С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

9. Готовы к индивидуальному самовыражению;

10. Совершенствуют мелкую моторику рук.

Заключение

Активное участие в проекте принимали родители: были проведены встречи с мамами и папами, профессии которых связанны с выведением, выращиванием и уборкой урожая хлеба, изготовлением хлеба. Была оформлена выставка творческих работ «Хлеб – всему голова», в которую вошли поделки, рисунки, сказки собственного сочинения. Подытожил проект досуг с элементами фольклора «У народа есть слова -хлеб всей жизни голова».

В заключение нашей работы была проведена выставка «Хлеб – всему голова», на которой ребята выступали в качестве экскурсоводов и проводили экскурсию для детей других групп. На этой экскурсии, используя рассказ, стихи, пословицы, поговорки они рассказали о процессе и технологии выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе.

Во время проведения выставки, мы обратили внимание, что для детей других групп сообщение экскурсоводов было познавательным. Наибольший интерес ребята проявили к натуральным колоскам пшеницы и ржи. Более подробно дети просили экскурсоводов остановиться на выставке рисунков «Как машины хлеб берегут», потому что в жизни дети не сталкивались со специализированной техникой, для них это было новым.

Подводя итоги нашей работы по проекту, делаем вывод, что нам удалось сформировать целостное представление у детей нашей группы о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Дети узнали, как изменился труд людей, выращивающих хлеб в настоящее время. Насколько этот процесс стал механизированным.

Таким образом, работа над проектом помогла сформировать знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ. Каждый раз, садясь кушать, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и бережно к нему относиться.

Во время работы мы столкнулись с некоторыми трудностями: недостаточно художественно-иллюстративного материала по теме, трудно было организовать выставку натуральных экспонатов (различных колосьев). Но, несмотря на эти трудности, родители приняли активное участие в реализации проекта.

Список литература

1. Благинина Е. «Песенка о колоске» [Текст]/ Е. Благинина – М: «Малыш»,2009г., - с. 89

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие». Учебно-методическое пособие для Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии».-М «Педагогическое общество России» 2009г., - с. 102

3. Дацкевич В. «От зерна до каравая» [Текст] /В. Дацкевич–М: «Малыш», 2010г., - с. 93

4. Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе» [Текст] / Е. Емельянова – М: «Мозайка-Синтез, Серия: Расскажите детям» 2010г., - с. 56

5. Михалевская М. «Большая хрестоматия для дошкольников» [Текст] / М Михалевская - М «Мой мир» 2008., 528 страниц.

Приложение 1

Пословицы и поговорки о хлебе

-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.

-Тот счастлив, у кого есть хлеб с души, платья с туши, денег с нужу.

-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру.

-И богат мужик, да без хлеба – крестьянин.

-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.

-Вся на себя хлеб добывает.

-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.

-Хлеб – батюшка, вода – матушка.

-Хлеб хлебу брат.

-Худ обед, когда хлеба нет.

-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

-Хлеб да вода – мужицкая еда.

-Хлебушко – калач дедушка.

-Хлеба нет – корочка в честь.

-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

-Человек хлебом живет, а не промыслом.

-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

-Без хлеба, без соли худая беседа.

-Палата бела, а без хлеба в ней беда.

-Плевать на обед коли хлеба нет.

-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

-Хлеб да соль, и обед пошёл.

-Без хлеба, без соли никто не обедает.

-Не в пору и обед, коли хлеба нет.

-Хлеб черствый – обед честный.

-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.

-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

-Без соли, без хлеба – половина обеда.

-Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

-Брось хлеб назади, очутится впереди.

-Береги хлеб в углу, а деньги – в узлу.

-Был бы хлеб, а мышки будут.

-Без хлеба куска везде тоска.

-Без закваски хлеба не месят.

-Без соли хлеб не еда.

Без хлеба не обедают.

-Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

-Без хлеба и у воды худо жить.

-Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.

-Без соли, без хлеба, худая беседа.

-Будет хлеб – будет и обед.

-Без ножа хлеба не отрежешь.

-Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.

-Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

-В долгах – не деньги, в снопах – не хлеб.

-Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.

-Без хлеба и ситник в честь.

-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

-Пока есть хлеб, да вода – все не беда.

-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.

-Где сорняк цветет, там хлеб вянет.

-Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

-У хлеба не без крох.

-Где хлеб, тут и мыши.

-Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги.

-Рано встать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.

-Плох обед, коли хлеба нет.

-Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец наш родной.

-Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.

-Животинке водиться, где хлебу родиться.

-Разговором сыт не будешь, если хлеба нет добудешь.

-Не удобришь рожь, соберёшь хлеба на грош.

-У кого много хлеба – так свиней заведи, а у кого много денег – так мельницу сними.

-Побило градом хлеб и у соседа, да мой тем не встанет.

-Не хлебом единым сыт человек.

-На хлеб да на детей недолго посердишься.

-Квашни не замесишь и хлебца не поешь.

-Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.

-Хлеб да соль! – Ем, да свой. – Хлеба есть! – Да негде сесть.

-Мужик на счастье сеял хлеб, а уродилась лебеда.

-Картофель хлебу подспорье.

-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.

-Кто зевает, тот воду хлебает.

-Ешь-ка хлеб, а пироги вперёд береги.

-Из одной муки хлеба не испечешь.

-В поле – по хлеб, в лес – по дрова.

-Там хлеб не родиться, где кто в поле не трудится.

-Рад бы душой, да хлеб чужой.

Приложение 2

Загадки о хлебе

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбать, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен, -

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

Потом за столом

Режут ножом. (Хлеб)

Вот он –

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришёл. В нём –

Здоровье, наша сила,

В нем –

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Баранка или бублик)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом, Полно дом зерном. Стены позолочены. Ставни

Заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно)

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

Корабль – великан не по морю плывет,

Корабль – великан по земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай (Плуг)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

Месяц – новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел. (Серп)

Ясныймесячек ночью в небушке висит,

Днем во полюшке блестит. (Серп)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)

На соломинке – дом сто ребяток в нем.

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)

Приложение 3

Подвижные и дидактические игры

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мяконький,

Вот он какой широконький!

Реж его да ешь!

После этих слов играющие по одному из команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

«Каравай»

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного из играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий, этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, показывая вышину, ширину и т. д.

Дидактические игры на конкурсной основе.

«Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая – либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпываются, его продолжают взрослые. «Что – сначала, что потом»

Всем командам дается одинаковый набор продуктов (колос, зерно, мука, хлеб, печенье, сухарь и т. д.). Дети должны разложить их в последовательности, согласно естественному ходу превращений.

Приложение 4

Конспект занятия

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

Тема: «Хлеб – наше богатство»

Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

1. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.

2. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.

3. Учить образовывать прилагательные от существительных.

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиопроектор.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";

2. Экскурсии в хлебобулочный магазин, на поле, на КЗС.

3. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.

4. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий,

5. Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".

6. Загадки.

7. Дидактические игры

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (на медиопроекторе).

Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода -

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда. (Показ слайда)

Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Ответы детей - сеялки) (показ слайда).

Воспитатель:

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) (показ слайда)

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли (показ слайда)

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном (показ слайда)

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Слышен, летом до заката,

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (показ слайда)

(ребенок читает стихотворение)

Убран хлеб и тише стало,

Жарко дышат закрома

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда).

Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда).

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) (дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (показ слайда) (ответы детей)

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.

Хлеб из пшеницы - пшеничный.

Каша из пшена - пшенная.

Каша из овса - овсяная.

Каша из ячменя - ячневая.

Каша из кукурузы - кукурузная.

Каша из гречихи - гречневая.

Поле с рожью - ржаное.

Поле с пшеницей - пшеничное.

Поле с овсом - овсяное.

Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Наконец то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

Воспитатель дополняет:

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)

Воспитатель:

Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом - тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки -

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас

В добрый день, счастливый час. (Пекарь угощает детей караваем)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

(Пекарь приглашает детей на экскурсию в пекарню.)

Приложение 5.

Фотогалерея

Реализацию проекта начали с Экскурсии в КНИИСХЗ;

Ознакомить детей с процессом выращивания зерновых (пшеницы, ржи)

Расширение информационного пространства старших дошкольников посредством реализации образовательной области «Познание»

Работу продолжили в группе :дети совместно с воспитателем посеяли семена пшеницы в ящик с землей, и в ящик с опилками.

В начале октября была организована экскурсия в пекарню «Пышка» п. Новостройка, здесь дети воочию увидели весь процесс превращения зерна в муку, познакомились с трудом пекарни, с процессом замешивания теста, выпекания хлеба и пирогов.

Во время практической деятельности в группе, дети постарались выполнить полученные знания и замесить тесто в группе, изготовить хлеб, батоны, печенье, баранки и т. д.

Затем дети проявили фантазию и творческие способности и раскрасили свои хлебобулочные изделия.

Вот так было

А так получилось

Активное участие в проекте принимали родители: были проведены встречи с мамами и папами, профессии которых связаны с выведением, выращиванием и уборкой урожая хлеба, изготовлением хлеба.

И конечно это было очень вкусно!

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Автор публикации:
Расширение информационного пространства старших дошкольников посредством реализации образовательной области «Познание»
Опубликовано: 23 марта 2013 в 08:47
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Шоу световых картин в гостях у дошколят. Фоторепортаж
Шоу световых картин в гостях у дошколят «Театр – место, где сбывается то, о чём зритель и не мечтает в своих снах. » ( ПЕТЕР ЦАДЕК) И это...
День милосердия и добра (фото-отчёт)
Международный день инвалидов в этом году отмечался 3 декабря . В этот день все общественные объединения проводят благотворительные акции, концерты,...
Новогоднее оформление окон.
Зимние узоры мне Зима рисует, И стекло оконное словно бы целует, От Зимы-девицы, каждый день подарок, Серебро рисунка, как луч солнца ярок. Все...
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...