Экологическое воспитание дошкольников. Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста «Растения водоёма»

Наташа Яровенко
Экологическое воспитание дошкольников. Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста «Растения водоёма»

«Растения водоема»

(экскурсия)

Старшая группа

Экскурсия «Растения водоема»

Цель: Познакомить с разнообразием, растительного мира водоема (прибрежные растения - ольха, ива, черемуха; растения подтопляемых территорий - камыш, тростник, сусак, стрелолист; растения, плавающие на поверхности воды, - ряска; в толще воды - элодея; прикрепленные ко дну -кубышка, кувшинка).

Материал: Сачок, ведерки, блюдце.

Предварительная работа: Наблюдение за обитателями аквариума; беседа о растениях, проведение опытов с водой.

Ход экскурсии

Подойдя к реке, дети здороваются с ней, просят раскрыть свои тайны. Педагог подводит детей к ольхе, предлагает рассмотреть ее листья, ствол, плоды.

Педагог: У каких растений плод - шишка? (У ели, сосны) Похожа ольха на ель, сосну, лиственницу? (Нет.)

Действительно, у ольхи лист широкий, как у липы, а у ели, сосны - хвоя, тонкие иголки. У ольхи ствол гладкий, а у ели шероховатый. Крона ольхи похожа на эллипс, овал, а у ели- на треугольник. Похожи они только тем, что плод и у ольхи, и у ели - шишка.

Я хочу познакомить вас с семьей, которая живет на берегу реки. Посмотрите на заросли ивы, через которые трудно пройти. Кусты похожи и псе же немного отличаются друг от друга.

Вот ива с красной корой - ее называют краснотал, или верба. Рядом ива со светло-коричневой корой - это ветла. А еще есть ива козья, плакучая ива, чернотал. Вот какая большая семья ив!

Как вы думаете, почему ива образует такие заросли? (Предположения детей) Посмотрите, как много у нас под ногами ивовых веток. Они тонкие, хрупкие, легко ломаются под напором ветра, а земля около реки почти всегда влажная. Веточки ивы быстро пускают корни, прорастают в землю, и вот уже гнется под ветром молодая ива.

Давайте возьмем несколько веток ивы в группу. Одни поставим в пазу с водой и уголке природы и понаблюдаем за образованием на них корней, другие посадим на участке в землю.

Педагог (обращая внимание детей на стрелолист).

У самой кромки воды растет трава с крупными листьями. Посмотрите: на что они похожи? (На сердечко, на стрелку.)

Как бы вы назвали это растение? (Предположения детей) Это стрелолист. У него есть секрет, который я вам хочу открыть. (Срезает лист и демонстрирует детям внутреннюю часть черешка - белую «губку».)

Как вы думаете: зачем растению нужна губка? (Напоминает опыты с губкой, проведенные в группе.)

Верно, у стрелолиста в губке находится воздух. Значит, губка для растения как легкие для человека.

Корни стрелолиста спрятались под водой, уцепились за дно реки. Так река и растения помогают друг другу: река поит иву, стрелолист, камыш, тростник водой, а они в благодарность укрепляют своими корнями ее берега, чтобы река не становилась мельче.

Педагог достает сачком из толщи воды элодею. Дети рассматривают растение на блюдце, ищут корни.

Педагог: Корней у этого растения нет. Оно, как и ива, образует! сплошные заросли, только не на берегу, а в воде. Это растение - иностранец. Его родина - Северная Америка. В Европу и в нашу страну оно попало недавно — чуть более 100 лет назад - и очень быстро распространилось.

На берегу реки можно найти красивейшее растение – кубышку, желтую, которая привлекает внимание яркой окраской лепестков.

Педагог: Многие хотят стать обладателями этих речных цветов срывают их, хотят сделать букет, но кубышка, словно русалка из сказки, не может жить без матери-реки, вянет, а потом и умирает.

Педагог предлагает детям посидеть на берегу, полюбоваться? речным пейзажем, живыми кубышками.

Педагог: Как бы вы рассказали взрослым о кубышке? Так, чтобы они перестали ее обижать? (Рассказы детей.)

После отдыха дети прощаются с рекой до новой встречи.

Публикации по теме:

Наблюдение за водомеркой с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: 1. Продолжать формировать представления детей о многообразии насекомых. 2. Учить устанавливать связи между особенностями строения.

Презентация «Комнатные растения» Очень позновательная презентация раскажет какие растения могут нас лечить, и многое другое. Растения - это самое естественное украшение помещения.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста «Растения водоёма»
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 17:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....