Папки-передвижки

Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю

Людмила Караваева
Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю

Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю.

Караваева Л. Г., МДОБУ «Русскокукморский

детский сад «Яблочко», РМЭ

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Публикация «Растим гражданина, Воспитание любви к родному краю» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Чувство патриотизма зарождается на основе любви к Родине (малой и большой, своей семье, обществу (культуре, истории, государству. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Именно в семье, родителями, изначально прививается любовь к родному краю, преданность памяти своих предков и гордость за них. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Цель моей работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:

• Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

• Развивать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Воспитывать чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Успех духовно-нравственного воспитания наших детей во многом зависит от того, что будет заложено в детскую душу, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.

1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами.

2 этап: Детский сад и его сотрудники.

3 этап: Родная деревня, её достопримечательности, профессии родителей.

4 этап: Медведевский район: флора и фауна родного края.

5 этап: Республика Марий Эл: флора и фауна родного края, главный город и города РМЭ.

6 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками, ветеранами Великой Отечественной войны.

7 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Наш край сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна марийская земля. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая с детьми.

На первом этапе, начиная работу в младшей группе, дети знакомились с ближайшим окружением. Главным в этом возрасте стало воспитание через чувства и отношения, преднамеренное наполнение окружения детей объектами национальной культуры.

Для уточнения представления об именах малышей совместно с родителями был изготовлен альбом «Мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени» (средняя группа, «Что означает мое имя» (старший дошкольный возраст).

Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя дружная семья», который оформлялся в сотрудничестве с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Создавали герб своей семьи.

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Кто работает в саду», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родной деревней, её достопримечательностями, трудовой деятельностью людей Русского Кукмора, с флорой и фауной. Дети посещали школьный музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями деревни, ее улицами. Также проводились конкурсы рисунков «Мои любимые цветы», «Мой любимый дворик», где активными участниками были родители. Цикл занятий о родной деревне и оформление фотоальбома «Моя деревня – Русский Кукмор» способствовали формированию чувства гордости за свою малую родину, её историю. Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Русского Кукмора.

В старшем дошкольном возрасте : от родной деревни мы перешли к изучению родного края, знакомились с флорой и фауной Медведевского района и республики Марий Эл, главным городом, ее столицей – Йошкар-Олой и другими городами республики, знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами. В этом возрасте воспитание происходит через познание окружающего мира:

• Представление о доме, как месте, в котором живут люди

• Знакомство с понятиями «Планета Земля» (знакомство с глобусом)

• Представление о появлении на земле человека

• Ознакомление детей с различиями и сходством живущих на земле людей

• Формирование представлений о странах, их особенностях и общих чертах

Согласно перспективному плану мы последовательно проводим ознакомление детей не только с марийским фольклором, но в меру возрастных возможностей дошкольники получают знания об обычаях, традициях, обрядах народов мари, народными героями. Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы о родном крае, мы понимали, что эта информация трогает детские сердца. Они внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, но мы чувствовали, малышам чего-то не хватает для полного восприятия информации о своей малой Родине Марий Эл.

Стало традицией: к детям в гости приходит кукла Салика, которая помогает расширить представления о родном крае. Начиная с младшей группы читаем марийские народные сказки, в средней группе – включаем народные игры, загадки, марийские слова, в старшем дошкольном возрасте разучиваем марийские песни и танцы.

В детском саду прекрасно оборудован национальный уголок, в группе – патриотический, котором собран материал не только по Марий Эл, но и информация по России (альбомы с иллюстрациями, художественная литература, предметы быта, фонограммы народных марийских и русских песен, фотоальбомы). В своей практике мы используем разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями:

• Традиции, обряды народных праздников и быта россиян и народов мари;

• Былины, сказки, пословицы (фольклор);

Народные игрушки;

• Предметы быта;

• Предметы декоративно-прикладного искусства;

Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта;

Книги: энциклопедии, детская художественная литература;

• Фотографии;

• Репродукции, иллюстрации;

• Схемы, модели, символы (геральдика);

• Видео, аудио продукция.

Организуем тематические дни «День деревни», Наш край – Медведевский», «Я живу в Марий Эл», КВН «Моя Родина – Марий Эл». Проводятся праздники к юбилею района, республики. Несомненно, ценным элементом воспитательной системы является использование русских народных праздников в различных формах работы с детьми. Например: праздника «Рождество», «Масленица», «Светлая Пасха», развлечения «Марийские посиделки», «Осенины». Детей знакомим с местными диалектом, песнями, играми.

Однако, учитывая, что Марий Эл многонациональна, стало необходимо ввести в наши планы занятия по ознакомлению с традициями, обычаями других национальностей. В целях воспитания толерантности, мы проводим работу с ближайшим окружением ребенка: тех народностей, представители которых есть в нашем саду.

Надеемся, что решая проблемы духовного и нравственного патриотического воспитания, так хочется, чтобы наряду с современными ритмами в домах наших воспитанников звучали марийские напевы, стихи марийских поэтов, появились интересные творческие работы. Исполнялись пляски с припевками, с притопами и веселым свистом, которые выражают яркую натуру марийцев.

Вся работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Родители активные участниками всех праздников, помогают в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвуют в конкурсах рисунков, поделок.

Публикации по теме:

Патриотический уголок во второй младшей группеПатриотический уголок во второй младшей группе Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной. культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной.

Экскурсия-презентация «Шагая легкими шагами…» Экскурсия-презентация входит в состав методического комплекта к программе кружка "Люблю тебя, мой край родной". Его работа нацелена на одну.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 00:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД