Лучший педагог года

Рассуждение. Составление текста-рассуждения. Урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе коррекционной школы

галина ростиславская
Рассуждение. Составление текста-рассуждения. Урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе коррекционной школы

Тема. Рассуждение. Составление текста-рассуждения.

Цели:

Обучающие: формировать умение составлять текст-рассуждение; формировать умения вводить в рассуждение правило; развертывать текст-рассуждение включая сложные предложения; формировать умение подбора лексического материала для подтверждения основной мысли текста; закрепить правописание существительных с основой на шипящий.

Публикация «Рассуждение, Составление текста-рассуждения, Урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе коррекционной школы» размещена в разделах

Коррекционные : коррекция мыслительной деятельности учащихся путем опорных слов и вопросов; коррекция активного речевого словаря путем обогащения лексики.

Воспитательные: развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: индивидуальные схемы для анализа текста и составления текста-рассуждения; слайды со словами-мостиками, д/упр. "Собери рассуждения".

Ход урока.

1. Оргмомент.

Учитель. Самое большое чудо, которым наградила природа человека -это речь. Но речью надо пользоваться умело. Это означает: стараться говорить правильно, красиво, понятно для других, никого не обидеть словом. Чтобы ваша речь была красивой, надо в ней использовать все виды текстов.

2. Проверка пройденного материала.

- О каких текстах я говорю? (вспомнить текст-повествование, текст-описание).

Вы уже хорошо представляете, что такое текст-описание, что такое текст-повествование. (По опорным словам вспомнить, что такое текст-повествование, привести примеры текстов из домашнего задания ( опорные вопросы: рассказывается где? когда? как).

По опорным словам вспомнить, что такое текст-описание, привести примеры текстов из домашнего задания ( опорные вопросы: описывается какая? какой? какие)

3. Объяснение новой темы.

Учитель. -"Сто тысяч "почему" живут на белом свете.

Сто тысяч "почему" гуляют по планете. " -Знакома вам эта песенка? Действительно, на свете очень много разных "почему". - Есть загадочные "почему". Например: Почему птицы не летают? Почему летом идет дождь? А есть сердитые "почему". Например: Почему не приготовил уроки? Почему не помог убрать комнату?. Есть внимательные "почему". Например: Почему такой грустный? Почему плачешь? Почему сегодня такой нарядный? А есть такие. которые требуют доказательства в виде правил. Например: Почему "Марина" пишется с большой буквы? Докажи!

Но все "почему" схожи в одном - они ждут ответа. А ответить - объяснить и доказать нелегко. Сегодня мы попробуем этому научиться, составляя различные рассуждения. Для работы нам надо знать правописание таких слов: "потому что","так как","ведь", "поэтому" (через словарную работу, где объясняю правописание слов и привожу примеры предложений с этими словами).

Предлагаю рассмотреть схему рассуждения. Схема состоит из двух частей. Первая часть-то, что надо объяснить, доказать. Вторая часть - само объяснение, доказательство. Между ними слово-мостик. Это те слова, которые разобрали в словарной работе. Перед мостиком всегда ставится запятая.

Рассуждения бывают простые, которые не требуют долгого размышления. Например: Мама пришла поздно, потому что задержалась на работе. Малыш заплакал, потому что потерял игрушку. (Предлагаю ребятам придумать такие же - по образцу. Слабым учащимся предлагаю д/упражнение "Собери рассуждения", где к готовой первой части необходимо выбрать подходящую вторую часть из предложенных.)

Бывают рассуждения, которые обязательно требуют доказательств с опорой на правило. Например. Слово "Марина" надо писать с большой буквы, потому что есть правило "имена, клички животных, название городов, рек,. пишутся с большой буквы) или "Предлоги со словами пишутся раздельно, потому что между предлогом и словом можно вставить другое слово". При составлении таких рассуждений, необходимо пользоваться словами, помогающими ввести правило: По правилу., а мы знаем правило., есть такое правило.

Правило можно ввести полностью или частично. (Ребята упражняются в составлении рассуждений с опорой на правило).

Орфографическая пятиминутка. (можно провести в форме зрительного диктанта, с показом слайда, рисунка или картинки.

Дочь, луч, мяч, еж, сторож, обруч, рожь, мелочь, брошь, грач, врач и т. д.

Попробовать устно составить рассуждения включив некоторые слова из орф. пятиминутки. - Я очень люблю Риту, ведь она моя дочь.

Бывают рассуждения, которые требуют догадки, сообразительности. Показываю слайды с незаконченными рассуждениями. Например, на картинке китовая акула и первая часть рассуждения : Китовая акула называется так, потому что.

Предлагаю выбрать: она питается китами или она величиной с кита.

Рассматриваем картинку и строим рассуждение. Запись делаем на доске и в тетради. - Китовая акула называется так, потому что она величиной с кита. Комментируем предложение (Сложное предложение, 2 части, слово - мостик "потому что", перед ним ставлю запятую.) С остальными слайдами провожу аналогичную работу.

Все рассуждения, с которыми мы познакомились состояли из одного предложения, которое выражало мысль. Текст позволяет развивать эту мысль в двух и более предложениях. Поэтому для более продолжительной беседы нам необходимо научиться составлять тексты-рассуждения. Для этого нам понадобятся: вопрос к тексту-рассуждению - почему? и план для работы с текстом на который мы будем опираться.

Предлагаю тексты на каждого ученика по теме "Наше Отечество" и план работы с текстом на доске.

План.

1. Чтение текста.

2. Озаглавливание текста.

3. Основная мысль текста.

4. Части текста. (Какое предложение возьмем во вступление, что будет во второй части, мостики к рассуждению, какое предложение возьмем в заключение, слово, которое позволяет соединить основную часть с заключительной).

5. Сопоставление со схемой к тексту. (При этом не забываем вопроса текста "почему", наблюдаем, как рассуждать по схеме.

Вывод: текст рассуждение объясняет, доказывает, отвечает на вопрос почему произошло, почему так, а не иначе, почему такой, а не другой.

Словарная работа. Родина, Отечество, Россия. (Объяснить орфограммы, разбить на слоги, подобрать однокоренные слова к слову Родина).

Закрепление новой темы. (можно провести в форме творческого задания) Например: Составить текст - рассуждение на тему "Я хочу научиться плавать" (для слабых учащихся предлагаю предложения-опоры. - Я хочу научиться плавать. Я хожу два раза в неделю в бассейн. - и вопросы-опоры: зачем? для чего? почему, а также слово, позволяющее ввести заключительную часть текста "поэтому".

Анализ работ учащихся проводится обязательно, с целью коррекции неправильного построения предложений, нарушения последовательности событий, коррекции произношения.

Итог урока.

- Что такое текст-рассуждение? Что объясняется в тексте-рассуждении?

- Для чего он используется в речи?

Если ребенок смог самостоятельно ответить на эти вопросы, значит тема усвоена.

Публикации по теме:

Конспект по русскому языку в 3 классе школы 8 вида. Тема «Слово: названия предметов» Тип: урок изучения нового материала. Тема: «Слово: названия предметов». Цели: 1. Познакомить учащихся с названиями предметов; научить.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе школы 8 вида «Окончания существительных второго склонения в предложном падеже» Тип урока Закрепление полученных знаний Тема : Окончания -е существительных 2-ого склонения в предложном падеже. Упражнения на закрепление.

Открытый урок чтения и развития речи в 3 классе школы VIII вида по теме «Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речи в 3 «Б» классе Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька.

«Распознавание глаголов среди других частей речи». Конспект урока по русскому языку в 1 классе Тема: Распознавание глаголов среди других частей речи. Цели: Учить отличать слова- глаголы от других частей речи, ставить к ним грамматические.

Урок-обобщение по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Состав слова» Цель. Обучающая: выработать умение отличать части слова. Обозначать их графически. Коррекционная: корригировать фонематический слух через.

Урок по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Для чего нужен снег?» Индивидуальное обучение ребёнка с ОВЗ Урок по чтению 4 класс коррекционная школа VIII вида. Цели: 1) Совершенствовать навыки чтения; 2) Совершенствовать навыки чтения по ролям;.

Урок по письму и развитию речи на тему «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе коррекционной школы VIII вида Цели. Обучающие: формировать умения выделять корень слова, находить и проверять в нем безударные гласные: выбирать из ряда однокоренных.

Урок по письму и развитию речи в 6 классе коррекционной школы VIIIвида. Тема. Изменение существительных по падежам. Цели: Обучающие:отрабатывать навыки постановки вопроса к существительному (для определения падежа, закреплять знание падежей и падежных.

Урок внеклассного чтения в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Общее счастье» (сказки нар. Северного Кавказа) Цели. Общие: обучать осознанному чтению ; побуждать к размышлению о том, что такое счастье, когда можно назвать его настоящим, полным. Учить.

Занятие по творческому развитию «Морозные узоры» в 3 классе, коррекционной школы Занятие по творческому развитию в 3 классе по теме: «Морозные узоры»Цель: Создание условий для развития индивидуальных и творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассуждение. Составление текста-рассуждения. Урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе коррекционной школы
Опубликовано: 30 октября 2015 в 18:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД