Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». Конспект занятия по развитию речи

Динара Минияновна Гибадуллина
Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». Конспект занятия по развитию речи

Цель: способствовать развитию речи, мыслительных операций.

Задачи:

Образовательная:

• Формировать умение внимательно рассматривать картину.

• Совершенствовать умение составлять рассказ по картине, опираясь на план.

• Упражнять в отгадывании описательных загадок на заданную тему.

Развивающая:

• Упражнять в подборе слов, близких по значению, подбирать слова, обозначенные действия предметов.

• Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з],[ш]и[ж],[ч]и[щ],[л]и[р] и дифференцировать их на слух.

• Совершенствовать умение называть слова с заданным звуком в слове.

Развивать память, мышление, наблюдательность.

Воспитательная:

• Вызвать интерес к домашним животным.

• Воспитывать уважение на занятии к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца.

Методы:

• Словесный

• Наглядный.

Приемы:

• Загадывание загадок.

Рассматривание картины.

• Беседа.

• Физминутка.

• Игровой.

Словарная работа:

• Закрепление в речи детей умение поддерживать беседу.

• Внесение в словарь детей новых слов: резвится, дремлет, лакает.

Индивидуальная работа:

• Активизация на занятии малоактивных детей – привлекать к беседе, рассматриванию картины, ответам на вопросы воспитателя.

Материал: картина «Кошка с котятами», игрушечный котенок, мяч.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает загадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

Острые коготки, мягкие подушки.

Шерстка пушистая, длинные усы.

Мурлычет, лакает молоко.

Умывается языком, прячет нос, когда холодно.

Хорошо видит в темноте, песни поет.

У нее хороший слух, ходит неслышно.

Умеет выгибать спинку, царапается.

- Какая у вас отгадка получилась?

Дети: Кошка.

Воспитатель: Назовите детенышей кошки?

Дети: Котята.

Воспитатель: Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке с котятами. Посмотрите на кошку. Опишите ее внешний вид. Какая она?

Дети: Большая, пушистая.

Воспитатель: Посмотрите на котят, что можно о них сказать? Какие они?

Дети: Маленькие, тоже пушистые.

Воспитатель: Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное?

Дети: Один котенок рыжий, второй – черный, третий – пестрый.

Воспитатель: Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок?

Дети: Один играет с клубком, второй спит, третий пьет молоко.

Воспитатель: Чем похожи все котята?

Дети: Все маленькие.

Воспитатель: Котята очень разные. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котенок по характеру.

Ребенок: Котенок (называет кличку) играет.

Воспитатель: Как еще, можно, сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок).

Ребенок: Котенок (называет кличку) спит.

Воспитатель: Как еще, можно, сказать про него? (отдыхает, дремлет).

Ребенок: А этот котенок (называет кличку) пьет молоко.

Воспитатель: Как можно по - другому сказать? (лакает).

Физминутка «Кошка»

Осторожно словно кошка от дивана до окошка

На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.

А сейчас пора проснутся подтянуться, улыбнуться.

Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну

И из блюдца молочко полакаю язычком.

- А сейчас, ребята придумайте рассказ по этой картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

Кто изображен на картине? Где происходит действие?

Кто мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

Что может произойти, когда вернется хозяйка?

- Ребята, постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Рассказ детей по картине.

Воспитатель: К нам в гости пришел котенок, догадайтесь, как его зовут.

Дети отвечают.

Воспитатель: Котенок поиграет с вами. Как мы позовем к себе котенка?

Дети: Кис – кис.

Воспитатель: Какой звук слышится в конце?

Дети: Звук [С].

Появляется игрушечный котенок, воспитатель говорит от его лица.

Котенок: Послушайте, какой звук я скажу. (Протяжно произносит с-с-с.) Какой звук я сказал?

Дети отвечают.

Котенок: Теперь послушайте другой звук. (Протяжно произносит з-з-з.)

Дети отвечают.

Котенок: А сейчас повторите за мной чистоговорки.

Са-за, са-за, улетела стрекоза.

За-са, за-са, залетела к нам оса.

Дети повторяют.

Котенок: Какие звуки часто встречаются в этих чистоговорках?

Дети отвечают.

Котенок просит детей повторить следущие чистоговорки.

Жа – ша, жа – ша, Женя кормит малыша.

Ча – ща, ча – ща, в речке ловим мы леща.

Ла –ра, ла – ра, начинается игра.

Дети отвечают, какие звуки часто встречаются в этих чистоговорках.

Котенок: Молодцы, вы хорошо различаете звуки. А теперь, давайте с вами поиграем в игру.

Игра «Угадай, где звук?»

Котенок: Мне очень понравилось с вами играть, но мне пора возвращаться к своей маме. А так как вы хорошо отвечали, я вам дарю картинки котят.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Что вам больше понравилось на занятии? И почему?

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Непосредственно – образовательная деятельность построена с учетом Федеральных государственных требований и возрастных особенностей детей, по структуре общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей развития речи и мыслительных операций у детей.

Задачи:

Образовательные: формировать умение внимательно рассматривать картину; совершенствовать умение составлять рассказ по картине, опираясь на план; упражнять в отгадывании описательных загадок на заданную тему.

Развивающие: упражнять в подборе слов, близких по значению, подбирать слова, обозначенные действия предметов; уточнить и закрепить правильное произношение звуков и дифференцировать их на слух; совершенствовать умение называть слова с заданным звуком в слове; развивать память, мышление, наблюдательность.

Воспитательные: вызвать интерес к домашним животным; воспитывать уважение к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца.

Форма организации непосредственно-образовательной деятельности: подгрупповая.

Тип деятельности: развивающий.

1 этап – организационный (3 мин) загадывание загадок. Дидактическая задача: привлечь внимание, вызвать интерес детей.

2 этап – мотивационный (4 мин) рассматривание картины. Принятие детьми цели деятельности.

3 этап – закрепление имеющихся представлений (8 мин) рассказывание по картине, дидактические игры.

4 этап – итоговый (3 мин.) подведение итогов по пройденному материалу

5 этап – рефлексия (2 мин.)

непосредственно образовательная деятельность проведена согласно перспективного плана с учетом возрастных особенностей детей. Все части взаимосвязаны между собой и плавно переходят из одной в другую. Использовала разные виды деятельности: загадывание загадок, дидактические игры, сюрпризный момент, вопрос – ответ. Предлагаемый материал доступен для детей. Была создана создана игровая мотивация, которая способствовала заинтересованности детей. Активно велась словарная, индивидуальная работа. Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный. Дети с интересом выполняли задания, которые им были предложены. Они с увлечением принимали участия в деятельности.

Данная образовательная деятельность способствовала закреплению раннее полученных знаний детей. Единственно я хотела бы, чтобы малоактивные дети не только смотрели, но и сами проявляли свою активность. К этому буду стремиться в дальнейшей своей работе.

Думаю, что цель, поставленная, мною достигнута, дети справились со всеми заданиями.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи Цель: способствовать развитию речи, мыслительных операций. Задачи: Образовательная: • Формировать умение внимательно рассматривать картину.

Перспективный план занятий для старших дошкольников СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ СЕНТЯБРЬ 3 неделя Лексико-семантическое упражнение с синонимами на материале рассказывания.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Домашние животные
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». Конспект занятия по развитию речи
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 14:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий летнего развлечения «Цветик — семицветик»
Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации летнего досуга с детьми среднего дошкольного возраста. Досуг рекомендуется...
Конкурс «Лучшая дорожка здоровья»
В нашем ДОУ 30 июня 2017 прошёл конкурс на лучшую «Дорожку здоровья». Разработано положение которое определяет порядок организации и проведения...
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет.
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет. В нашем любимом городе Козловка на набережной реки Волга прошла легкоатлетическая эстафета на призы районной газеты...
Коллаж «Лето, лето яркого цвета!»
Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку! Желаю вам приятного летнего настроения! Лето! Замечательная пора для игр, наблюдений, исследований,...
Фотоотчет о создании настольной игры своими руками
В нашем детском саду прошел день безопасности дорожного движения. И мы с ребятами решили своими руками сделать настольную игру "Водители, пешеходы,...