Папки-передвижки

Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании»

Алена Николаевна Татаринова
Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании»

Краевой конкурс образовательной программы

«Разговор о правильном питании»

Номинация – методический конкурс

«Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании»

Автор: Татаринова Алена Николаевна

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Колосок». 353309 Абинский район станица Холмская ул. Рудничная 5 «б»

Публикация «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы „Разговор о правильном питании“» размещена в разделах

Адрес, электронная почта педагога, номер телефона: Абинский район, станица Мингрельская, ул. Набережная, дом-45 «а». Tatar230683@mail.ru. Т. 8-928-468-60-49

Возраст воспитанников: 6-8 лет

Используемая часть программы: «Разговор о правильном питании»

Стаж работы в программе: 2 месяца

1. Описание системы работы по реализации выбранной части программы

1.1. Темы программы, используемые автором

-из чего варят каши;

-овощи, ягоды, фрукты - самые витаминные продукты;

-как утолить жажду;

-что надо есть, чтобы стать сильным;

-плох обед, если хлеба нет;

-самые полезные продукты;

-пора ужинать;

-где найти витамины весной.

1.2. Основные воспитательные задачи

-привитие воспитанникам стремления к здоровому образу жизни;

-воспитание культуры поведения за столом;

-просвещение родителей в вопросах организации правильного питания.

1.3. Основные образовательные задачи

-формирование навыков правильного питания;

-расширение знаний о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

-формирование готовности соблюдать эти правила;

-формировать представление о правилах этикета, связанных с правильным питанием;

-формировать умение договариваться со сверстниками, общаться с взрослыми.

1.4. Календарно-тематическое планирование реализации содержания выбранной части программы «Литературные произведения»

месяц Произведение, автор Часть программы Форма и методы реализации Цель

январь Тим Собакин «О пользе овсяной каши»

Н. Надеждина «Где щи там и нас ищи»

Э. Слепян «Жизнь подземного клубня» «Из чего варят каши?»

«Овощи ягоды и фрукты самые витаминные продукты»

«Самые полезные продукты» Рассматривание иллюстраций детских энциклопедий

Чтение художественной литературы

Викторина «овощи, ягоды и фрукты» Закрепить знания детей о полезных продуктах

февраль С. Погореловский «Хлебушко» «Плох обед, если хлеба нет» Образовательная деятельность

Сюжетно-ролевая игра

Чтение произведения Обобщение знаний о сезонных изменениях в жизни растений, а также дать знания о том, как хлеб попадает к нам на стол.

март С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Загадки по теме: «Овощи, ягоды и фрукты»

Потешки по теме: «Полезные продукты» «Как утолить жажду?»

«Что надо есть, чтобы стать сильным?» Дидактические игры

Отгадывание загадок

Заучивание потешек

Чтение произведения Закрепить знания детей о пользе правильного питания.

апрель А. Прокофьев «Вечером» «Пора ужинать» Образовательная деятельность

Чтение произведения

Игровая деятельность Закрепить знания детей о времени суток, учить делать все в свое время, а также о полезных продуктах в вечернее время.

май Н. Чуприн «Где найти витамины весной?» «Где найти витамины весной?» Игры с правилами

КВН «овощи, ягоды и фрукты»

Чтение произведения

Мини викторина

Взаимодействие с семьей

Изготовление иллюстрированных книжек Закрепить знания о значении витаминов в нашей жизни. В каких продуктах содержится больше полезных веществ.

1.5. Основные формы и направления педагогической работы при реализации выбранной части программы

-драматизация произведений;

-изготовление книжек-малышек с детьми;

-проблемные ситуации;

-чтение произведений;

-заучивание стихотворений;

-игровая деятельность;

-сюжетно-ролевая игра;

-игры с правилами;

-мини-проекты;

-чтение и обсуждение произведений;

-конкурсы рисунков, рассказов, рецептов;

-мини-викторины;

-взаимодействие с семьями.

Формы и направления педагогической работы Примеры реализации

Драматизация произведений В процессе предварительной работы мы совместно с детьми готовим атрибуты для драматизации, знакомим детей с профессией «Актер», формируем представления о театре и театрализованной деятельности.

Изготовление книжек-малышек с детьми По результатам творческих конкурсов (рисунков, рассказов, рецептов) или самостоятельной продуктивной деятельности детей по теме: «Правильное питание», мы совместно с детьми, отбираем работы по видам (полезные, вредные продукты; наличие в них каких либо витаминов, влияние на рост и развитие организма и др., и в дальнейшем изготавливаем иллюстрированные книжки-малышки.

Проблемные ситуации Предлагаю детям проблемную ситуацию:

• разделить один апельсин на всех детей в группе;

• разделить овощи и фрукты лежащие в корзине по видам.

Чтение произведений Сопровождается рассматриванием иллюстраций. Если произведение для чтения не проиллюстрировано, предлагается детям найти из наборов картинок, открыток, дидактических карточек подобрать те, которые могли бы стать иллюстрацией. Организуется в течение дня по инициативе детей, либо по плану воспитателя, предлагается для чтения в семье. После знакомства с литературным произведением формирую у детей умение находить в обычной пище полезные продукты (например Н. Надеждина «Где щи там и нас ищи»).

Заучивание стихотворений Например, стихотворение Я. Акима «Яблоко». Заучивая это и другие стихотворения мы формируем у детей знания о фруктах и воспитываем дружеские взаимоотношения.

Игровая деятельность «Волшебный мешочек» (продукты питания) - ребенок на ощупь определяет и рассказывает о продукте положительные и отрицательные качества.

Сюжетно-ролевая игра Принимая на себя роль в игре («Магазин», «Кафе», «Столовая» и др.) и выполняя игровые действия ребенок учится выбирать полезные продукты.

Игры с правилами Дидактическая игра «Здоровое питание — это здорово» способствует закреплению знаний о продуктах, о том, в какое время лучше скушать те или иные продукты, а также подобрать продукты, содержащие определенные витамины.

Мини-проекты «Зеленый огород», «Огород на подоконнике» и др. В процессе реализации проектной деятельности осуществляется сбор информации о пользе растений (лука, чеснока, пряных трав и др.); дети составляют рассказы из личного опыта о полезных (целебных) свойствах растений.

Чтение и обсуждение произведений Тим Собакин «О пользе овсяной каши». После прочтения дети рассказывают о том как полезна каша, вспоминают и называют другие каши, находят ответы на вопросы - из какой крупы какая каша варится.

Конкурсы рисунков, рассказов, рецептов Детям предлагаю нарисовать полезные или вредные продукты. Придумать истории или рассказы-небылицы, совместно с родителями написать рецепт любимого в семье блюда.

Мини-викторины Подбираю задания по известным детям произведениям по теме. Например, найди по иллюстрации, закончи предложение, узнай произведение по его начальной фразе, по отрывку, песни и другое.

Взаимодействие с семьями Подбор произведений для домашнего чтения, «Книга рецептов» (создание книги рецептов с иллюстрациями) и др.

2. Описание методики реализации конкретной темы из выбранной части программы

Как известно навыки здорового питания формируются с детства. В период активного роста и развития человека питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих успешность этого процесса. Я считаю, что именно правильное питание — залог хорошего самочувствия, отличного настроения и здоровья. В реализации части программы «Разговор о правильном питании» предполагается использование разнообразных методов и приемов: специально организованная и самостоятельная образовательная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность, изобразительная деятельность, чтение литературных произведений, а также организация и проведение различных конкурсов и мероприятий. Важную роль играет взаимодействие ДОУ с семьей (анкетирование, опрос, рекомендации и другое).

Методики Описание

Театрализованная деятельность В процессе театрализации у детей формируется умение рассказывания, умение примерять на себя ту или иную роль, и не важно, какая при этом используется литература, будь то стихотворение, рассказ, басня, придуманная история, сказка-небылица или что-то другое. Дети с большой охотой и большим интересом примеряют на себя маски любых героев. Они могут показать грусть, радость, печаль и другие эмоции.

Взаимодействие ДОУ с семьей Работу с родителями по теме «Правильное питание» осуществляю через:

- анкетирование (приложение №1)

- Тематическое родительское собрание, например по вьетнамской сказке о правильном питании «Секрет — драгоценного лекарства»

- Рекомендации по организации питания детей в условиях семьи

- Опросы (приложение№2): Завтракает ли Ваш ребенок? Сколько раз в день питается Ваш ребенок? Питается ли Ваш ребенок фаст-фудом? Небольшие поручения

План конспект образовательной деятельности на тему «Путешествие зернышка от поля до стола!»

Цель: формировать представления детей о том, как хлеб попадает к нам на стол.

Задачи:

расширять знания детей о профессиях хлебороб и пекарь, показать общественную значимость их труда;

воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей, а также бережное отношение к результатам их труда;

систематизировать и углублять представление детей о сезонных изменениях в жизни растений;

создавать условия для самостоятельного решения проблемных ситуаций, тем самым развивать логическое мышление.

Оборудование и материалы: зерна пшеницы сухие и проросшие, стаканчики с землей на каждого ребенка, мука, соль, вода, дрожжи, муляжи хлебобулочных изделий, камешки (по 2 на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, ноутбук, презентации.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель показывает детям зерно пшеницы.

- Ребята как вы думаете что это? (Ответы детей: семечко, семянка, зернышко). Да, ребята это зерно пшеницы. А что вырастет из него, если его посадить? (Ответы детей: хлеб, колосок пшеницы). Ребята, я хочу вам рассказать историю-небылицу про зернышко.

Дальняя дорога зернышка

Жил был Колосок. И было у него много деток-Зернышек. Все спокойные были, а один - непоседа. Все торопился на стол попасть. И решил он из Колоска убежать, чтобы быть первым. Очень он любил выделяться из всех, и во всех делах хотел быть всегда первым. Многое у него получалось и его хвалили, но бывало и так, что над ним посмеивались, потому что получалось плохо. И вот, в один прекрасный, чудесный день он выпал из Колоска и началось его приключение. Его подхватил теплый ветерок и понес далеко-далеко. Когда ветер стих, упало Зернышко на землю. А рядом с этим местом гуляла стайка воробьев. Один воробышек увидел Зернышко, подхватил его и понес.

Пробегала мимо мышка Норушка. Зернышко увидело мышку. Стало оно плакать, просить помощи, и рассказало свою историю. Жалко стало мышке Зернышко и решила она отнести его на мельницу. Так, она и сделала, но взяла с него честное слово, что оно больше торопиться не будет. Зернышко пообещало и сдержало свое слово.

Проблемная ситуация: «Какой путь должно пройти зерно, чтобы попасть на стол?»

Дети рассказывают, как зернышко попадает на стол. Воспитатель уточняет рассказ детей, предлагая посмотреть на проросшие зерна и посадить их в стаканчик с землей.

Воспитатель показывает презентацию «Как раньше муку мололи». И предлагает попробовать детям смолоть муку старинным способом, для этого нужно взять зернышко, положить его между камешками и потереть. Каждый ребенок пробует получить муку. После этого воспитатель предлагает поиграть в сюжетно-ролевую игру: «Пекари». В процессе игры дети пробуют замесить тесто и вылепить булочки. Заготовки отправляются на пищеблок для выпечки.

Пока булочки пекутся, воспитатель предлагает послушать произведение «Хлебушки» (С. Погореловский). После прочтения задает вопросы:

- какие пословицы вы знаете о хлебе?

- чем сегодня занимались?

- какое было зернышко?

- можно ли торопиться в делах?

- что понравилось в сегодняшнем путешествии?

В заключение пекарь заносит булочки. Дети благодарят его и накрывают на стол.

3. Участие родителей в реализации конкурсной программы

Одним из обязательных и важнейших условий эффективной реализации программы, является взаимодействие с семьями.

Работа по сбору информации, а также ее систематизация ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители активно помогают своим детям в оформлении творческих работ, книжек-малышек, рисунков по теме. А также принимали активное участие совместно с детьми в различных мероприятиях по теме. Принимают участие в анкетировании и опросах.

Данные опросов и анкетирования показывают, что родители стали активно помогать детям ориентироваться в продуктах питания, уделяя внимание вопросам правильного питания своих детей. Дома поддерживают ребят в закреплении знаний и навыков правильного питания.

4. Оценка эффективности предложенной методической системы

Работу в направлении здорового питания я начала до знакомства с программой «Разговор о правильном питании». Ознакомившись с программой, ее целью и задачами поняла, что систематически использую структуру программы. Данная программа нашла положительный отклик как у детей, так и у родителей. Исходя из проделанной мною работой, могу сказать, что в процессе реализации программы у детей формируется и развивается познавательная активность, готовность к соблюдению правил рационального питания; ребята проявляют интерес к влиянию продуктов питания на организм человека, на здоровье. Кроме этого у детей улучшился аппетит, они успешно осваивают навыки этикета и культуру поведения за столом.

С целью определения перспектив взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников были использованы интерактивные методы: анкетирование, беседы, опросы, тестирование, просвещение. В результате родители стали обращать внимание на содержание меню, вместе с детьми участвуют в творческих работах. В процессе реализации задач происходит обогащение родителей знаниями в вопросах правильного питания.

Список используемой литературы:

1. С. А. Вербля. Программа «Разговор о правильном питании».

2. Э. Слепян. «Жизнь полезного Клубня». - Ленинград. Детская литература. 1980.

3. Н. Надеждина. «Где щи там и нас ищи». - Москва. Малыш. 1987.

4. Ю. Тувим, Э. Мошковская, Г. Сапгир, Л. Мезинова, С. Прокофьев. Стихотворения по теме.

5. М. Коростелев, С. Козлов. Рассказы по теме.

6. Тим Собакин. «О пользе овсяной каши».

7. С. Капутикян. «Кто скорее допьет».

Приложение №1

Анкета для родителей

«Здоровая пища — здоровый ребенок»

1. Ф. И. О. родителя

2. Интересуетесь ли Вы информацией о правильном питании?

- да

- нет

- свой ответ

3. Назовите любимое первое блюдо вашего ребенка

- щи

- борщ

- рассольник

- харчо

- суп (гороховый, рисовый, с лапшой, с сыром)

- свой ответ

4. Назовите любимое второе блюдо вашего ребенка

- творожная запеканка

- мясная запеканка

- жаркое по-домашнему

- плов с курицей

- котлета

- свой ответ

5. Любит ли ваш ребенок молочные продукты

- да

- нет

- свой ответ

6. Любит ли Ваш ребенок фрукты?

- да

- нет

- свой ответ

7. Обращаете ли Вы внимание на этикетку при покупке продуктов питания?

- да

- нет

- свой ответ

8. Нравится ли Вам питание в детском саду?

- да

- нет

- свой ответ

9. Какие блюда и напитки из меню детского сада Вы готовите дома?

Приложение №2

Результат опроса родителей воспитанников ДОО

Завтракает ли Ваш ребенок?

Да (72%)

Нет (23%)

Иногда (5%)

Сколько раз в день питается Ваш ребенок?

3 раза в день (66%)

4 раза в день (21%)

5 и более раз в день (13%)

Питается ли Ваш ребенок фаст-фудом?

Иногда (69%)

Да (15,5%)

Нет (15,5%)

Публикации по теме:

Социальное партнерство как ресурс повышения качества дошкольного образования Тема проекта: «Социальное партнерство как ресурс повышения качества дошкольного образования». Срок реализации инновационного проекта:.

Презентация «Формы и методы реализации программы по духовно-нравственному воспитанию как направление инновационной работы» На современном этапе в связи уже с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления.

Конкурсный видеоролик «Разговор о правильном питании» в подготовительной группе Данный видеоролик - конкурсный. С удовольствием поделюсь своим прошлым опытом по подготовительной группе. Обзор краткий, так было запрошено.

Образовательный проект по здоровьезбережению «Разговор о правильном питании» Образовательный проект по здоровьезбережению для детей подготовительнойгруппы «Разговор о правильном питании» «Мы не для того живём, чтобы.

Образовательный проект по здоровьесбережению «Разговор о правильном питании» Образовательный проект по здоровьезбережению для детей подготовительнойгруппы «Разговор о правильном питании» «Мы не для того живём, чтобы.

Проект «Разговор о правильном питании»Проект «Разговор о правильном питании» ктуальность :Здоровье детей к его состоянию относиться к числу важнейших характеристик,определяющих детей в обществе и отражает состояния.

Разговор о правильном образе жизни «Разговор о правильном питании» В настоящее время наблюдается снижение количества здоровых детей, увеличение числа эндокринных заболеваний.

Участие в районном конкурсе по реализации программы «Разговор о правильном питании» и конкурсе «Защитники Отечества»Участие в районном конкурсе по реализации программы «Разговор о правильном питании» и конкурсе «Защитники Отечества» В начале февраля Уланов Матвей вместе со своей семьей принял участие в районном конкурсе по реализации программы «Разговор о правильном.

Внеклассное мероприятие «Разговор о правильном питании» Цель: формирование у детей представления о значимости правильного питания как составной части культуры здоровья. Задачи: - развивать.

Опыт работы «Организация проектной деятельности с дошкольниками как ресурс взаимодействия с семьёй» Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании»
Опубликовано: 23 марта 2018 в 21:09
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД