Открытое интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе: рассказывание по картине И. И. Шишкина «Иней»

Наталья Калинина
Открытое интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе: рассказывание по картине И. И. Шишкина «Иней»

Ход занятия:

Дети становятся в круг.

Ребята, у вас хорошее настроение, весёлое? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга и передадим друг другу добрую улыбку, радостное настроение.

Давайте поиграем? Ребята вспомните и назовите всё, что вас радует зимой.

Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, говоря фразу: Мне радостно и весело, когда идет снег, когда я катаюсь на санках, когда я играю в снежки, когда наступает новый год и т. д.

-Что вы сейчас называли? (зимние забавы)

Воспитатель: А какие зимние забавы вы знаете?

-Что такое забава? (игры развлечения)

- А что такое зимние забавы? (это игры и развлечения в зимнее время года).

-А сейчас я вам буду называть предложения, а вы должны добавить подходящие слова, связанные со словом снег.

Д/И «Доскажи слово»

Тихо, тихо как во сне падает на землю… (снег).

С неба всё скользят пушинки – серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою каруселью… (снеговою)

На посёлок, на лужок тихо падает… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью… (снежной)

Словно белый пуховик нарядился (снеговик)

Рядом - снежная фигурка – это девочка… (снегурка)

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой… (снегири)

(Сели на ковер)

Отгадайте загадку

Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то ….

Ответ: Зима

Воспитатель: У нас на улице тоже зима, какие признаки зимы вы знаете?

(Показ картинок подсказок)

Игра повтори не ошибись.

Декабрь-январь-февраль, январь-декабрь-февраль, февраль-декабрь-январь, январь-февраль-декабрь.

Воспитатель: Что вы сейчас произносили?

(названия зимних месяцев)

Сколько месяцев длится каждое время года? (три)

Воспитатель: Как называется, первый зимний месяц? (декабрь)

А кто что может сказать о декабре?

Дети: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Как называется, второй зимний месяц? (январь)

Кто что знает о январе? – Открываем календарь – начинается январь

Как называется, третий зимний месяц? (февраль)

У февраля два друга — метель и вьюга.

Как вы думаете, что это значит?

Беседа о зиме.

- Какая зимой погода? (холодная)

- Да, зимой холодно, зима холодная.

- Что выпадает зимой? (снег)

- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)

- Какого цвета снег? Значит какая зима? (белоснежная)

- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студёно, то зима какая? (студёная)

Физ. минутка

Лепим снеговика.

Рассматривание картины И. И. Шишкина «Иней».

-А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин «Иней»

-А что такое иней?

(испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы и замерзает на них пушком, иней похож на снег, но на снежинки он не похож, больше похож на маленькие кристаллы).

-А сейчас рассмотрите минутку внимательно картину.

(дается время рассмотреть картину)

-Так о чем же нам рассказал художник?

(да о зиме в лесу)

-Что покорило, удивило и порадовало его?

(красота зимнего пейзажа).

-Какой же это лес?

(да это старый, дремучий лес)

-Почему мы решили, что это старый лес?

-Посмотрите на сосны, что можно о них сказать? Какие они?

(на картине изображены большие, видимо, уже старые деревья, они как бы подпирают небо).

-Посмотрите, что нарисовал художник на стволах и ветках деревьях?

(иней)

-Какой изображен снежный покров?

(тонкий)

-Почему?

(видны невысокие кустарники и травы, поваленные деревья. Если бы снега было бы много, их не было бы так хорошо видно).

-Какой день изображен на картине?

(ясный)

- объясните почему?

(небо ясное на снегу видны солнечные пятна).

-Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание?

(да иней на столбах и ветвях! а еще он хотел показать, какие высокие сосны)

-Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?

Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы. На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, кустиками и травами, покрытыми тонким слоем снега, а чуть вдали виднелся просвет между соснами, где в бело – голубоватой пелене большие сосны были видны от макушки до основания.

-Так почему же художник хотел обратить наше внимание на то, что находится внизу?

(внизу все деревья окутаны в инее)

-Посмотрите на цвет снега. Какой он?

(Да, необыкновенный: коричневато-белый, кремовый, голубоватый, а где-то даже розоватый– это от коричневых стволов деревьев, от солнца, от теней деревьях).

-Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. И кажется, что все в этом лесу заснуло.

-Почему эта картина называется иней, как вы думаете?

Потому что художник хотел нам показать красоту солнечного зимнего утра?

Об этом писал А. С. Пушкин, в нем он выражал радость морозного, зимнего утра.

Мороз и солнце! День чудесный!

-Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот громкая, звонкая или нет?

(Да картина спокойная, ясная, не громкая).

Мы с вами описали картину, а теперь послушайте мой рассказ по этой картине.

«Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы оделись блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Большие, видимо, уже старые деревья, стоят неподвижно, они как бы подпирают небо. Воздух мягок. В лесу торжественно, морозно, светло и тихо. День как бы дремлет. Небо над головой очень ясное, голубое. Вся земля покрыта сияющим, белым на солнце, мягким, тонким слоем снега, в тени снег голубоватый. Видны невысокие кустарники и травы, поваленные деревья. Воздух морозный. Вдали виднеется просвет между соснами, как-будто тропинка ведет в даль по снежному лесу, где в бело – голубоватой пелене большие сосны видны от макушки до основания. Очень красив зимний пейзаж».

-А сейчас придумайте свой рассказ по этой картине.

(Я вам даю минутку подумать)

А сейчас полюбуемся еще раз картиной и послушаем, насладимся тихой песней морозного утра А. Вивальди «Зима»

(слушаем сидя, свободно, можно закрыть глазки)

ПРОСЛУШИВАЕТСЯ МУЗ. ОТРЫВОК

Воспитатель: Вы прослушали муз. Отрывок «Зима»

Далее следует беседа по наводящим вопросам:

1. Какая по темпу звучания музыка (медленная или быстрая)

2. Характер звучания музыки (веселая или грустная)

3. Какие чувства вызывает музыка?

4. Какие инструменты передают настроение в музыке?

Антонимы

(на доске картинки с антонимами)

Мы с вами поговорили о зиме, посмотрели, как выражает свое настроение художник, композитор, поэт сейчас каждый из вас нарисует свою зиму и попытайтесь передать свое настроение, но для начала немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика.

(сели на места)

Итог занятия в виде выставки детских работ.

Публикации по теме:

Игра «Светофор настроения»Игра «Светофор настроения» Цель: Развитие умения определять своё настроение, анализировать, рассказывать о причинах изменения своего настроения. Светофор сделан своими.

«Психологические речевые настройки» Основное предназначение речевых настроек- установки на хорошее настроение. Они могут проводится утром, после зарядки, дети и воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Открытое интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе: рассказывание по картине И. И. Шишкина «Иней»
Опубликовано: 20 июня 2013 в 09:49
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...