Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучении детей игре в шахматы

Надежда Сахарчук
Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучении детей игре в шахматы

Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучение детей игре в шахматы.

С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, телевизионных передач, "Шахматной школы», у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав, какой-либо "принудительный элемент" здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружение воспитателем, тренером.

Очень верные советы дают в журнале "Семья и школа" /1995 г - № 3/ выпускники школы тренеров А. Костъеви и Н. Г. Сухин. Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. В свое группе я начинаю обучение с игры, но не в шахматы, а знакомство с шахматными Фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком на начальную позицию шахматной партии и тут же объяснить, как ходят Фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Так советует нам В. Г. Гришин в своей книге "Малыши играют в шахматы. В этой книге Гришин рекомендует начать обучение со сказки "В стране шахматных чудес" /1-ое занятие/, где с Леной Слониковой и Алешей Ладейкиным приключилась невероятная история. Таких занятий я провела 19.

У детей эти занятия вызвали большой интерес, если был большой перерыв между занятиями я повторяла занятия и интерес был ничуть ни меньшим.

Когда я читала детям легенду «Мудрец» я выделила то место текста, где говорится о мудреце, придумавшем диковинную игру в шахматы, затем еще раз выделила, прочитала. Смогла их заинтересовать. Оказалось у Игоря Из. есть родственник-шахматист, имеет разряд и вот папа попросил на день рождения выточить шахматы, показываю Игорьку, и подарил в д/сад.

Леша очень заинтересовался шахматами и попросил родителей отвести его в кружок. Сейчас он посещает кружок, даже обучил папу, который совсем не умел играть, теперь мама заинтересовалась и все уже играют всей семьей.

Сейчас приносят шахматы Женя, Дима, Юра, а на выходные забирают домой. У Антона дома никто не умел играть, я предложила литературу, предварительно побеседовав, предложила освоить вначале ходьбу пешек и как они бьют, показала на шахматах дедушке, но в основном Антон раскрыл им правила игры, сейчас играет и папа, и дедушка.

Если Антон, Дима, Даша, Вика и другие дети делали ошибки, разбирали их после каждой игры: плохо развиты Фигуры, у тебя,Дима, а у тебя Даша тоже ошибка: делала ходы одной и той же Фигурой несколько раз подряд без надобности, а ты Антон рано вывел ферзя и т. д.

Сейчас дети играют увлеченно и почти не допускают ошибок. Стремлюсь приучать детей из нескольких возможных позиции ходов выбирать самый лучший. А вообще для занятии с ребятами д/саду понадобится по одному комплекту шахмат на двух детей.

На обучение игре в ШАХМАТЫ ДЕТЕЙ, на игру в шахматы требуется время и поэтому надо начинать обучать с 3х- 4х лет. Сейчас и в летнее время мы будем выносить столы под навес и играть, если есть возможность, то хранить неплохо шахматы поставленными на досках: Фигуры меньше портятся и ломаются, но самое главное они так и манят, что бы к НИМ прикоснулись ребята.

После повторного чтения легенды я спросила у детей: "Кто им понравился больше всего? Многие дети ответили, что "мудрец", т. к. он придумал шахматы, померил королевичей, не стало войны, не взял никакой награды.

1. Гришин рекомендует начать играть, например в "ладью", рассказать

сказку, показать на шахматной доске, где ее "домик", нарядить ее, начать

за ней охотиться и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи.

2. Сказка "В стране шахматных чудес", "Мудрец", где представлен объемный материал. Я читала не сразу, а в два-три приема, при чтении обращаю

внимание на диаграммы, рисунки, загадки и т. д. Эффект ИГРОВОГО

метода изучения шахмат "по частям" велик.

Многие специалисты по шахматам, тренеры предлагают начинать обучение шахматной игре со знакомства с ладьей и другими Фигурами. Но для малышей дошкольного возраста увлекательней и доступней познакомиться сначала с пешкой.

В своей группе я начала обучение со знакомства с пешкой. Детям объяснила, что пешка не именуется Фигурой, просто пешка - и все.

Изучая ходы пешек, их взаимодействие друг с другом на доске, дети горели желанием немедленно вступить в сражение, а одними, например, ладьями или слонами боя не сотворить. Пешек же много, по 8 штук у каждого юного "полководца". Уже одними пешками можно вступить в настоящее шахматное сражение с соперником. Во главе войска из пешек ребенок чувствует себя настоящим командиром. И это ему импонирует, нравится.

Объясняю детям, что до начала игры пешки располагаются на определенных "своих" горизонталях, белые /светлые/ всегда на 2 - горизонтали /во втором ряду/, черные на 7 - горизонтали в седьмом ряду. Рассматриваем диаграмму 8./ Просила расставить все пешки на доске, затем предлагала снять их и снова, расставить, на этот раз на скорость, называя вслух поля. Если поле названо неправильно, то пешку ставить не разрешается, пока ребенок /или команда/ не вспомнит правильные названия.

Провожу своеобразную эстафету с бегом на правильную и быструю расстановку пешек на шахматных досках.

Играющие выстраивались в 2 колонны. Напротив каждой - на расстоянии 6-8 м становилось по СТУЛУ. На них кладутся шахматные доски. Слева и справа от колонны тоже стоят стулья, на них лежат по 8 пешек. По сигналу игроки, стоящие в колоннах первыми берут со стула пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а 2, а черную на поле а 7, обегают стулья, возвращаются обратно, салят по руке следующего играющего и встают в конец своей колоны. Побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке пешек. Когда все восемь пешек будут поставлены, эстафета не прекращается: 9-ый ребенок снимает пешку, ПРИНОСИТ ее обратно, и кладет на стул.

Варианты игры:

а/ расставлять и снимать пешки в том порядке, в каком укажет педагог,

б/ обе команды ставят по шестнадцать пешек /по 8 белых и по 8 черных/ каждая на своей доске.

Такая эстафета повышала интерес к изучению шахматной науки, вносила оживление, давала прекрасный эмоциональный настрой. Из сказки "Ни шагу назад" дети узнали как ходит пешка и как бьет. Очень хорошо запомнить как ходит и бьет пешка помогла песня:

В бою не любим спешки,

Мы шахматные пешки.

Шагаем лишь вперед,

Назад не знаем ход.

Наискосок: налево и направо,

мы "бить" имеем право.

А как в конец доски придем,

Фигуру НОВУЮ берем.

Главное, чтобы все игры в детском саду, так и дома шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.

Постепенно ребенок все больше и больше заинтересовался шахматами и наступал новый этап от азов к основной теории. Эти ценные советы я предлагаю на вооружение и родителям при обучении азам шахматной игры дома.

Предварительно узнала, кто уже умеет играть в шахматы, а также выяснила, у кого дома имеются шахматы, кому могут их КУПИТЬ в ближайшее время. Оказалось, что играть умеют не многие. Антон и Толя принесли шахматы, но в них не хватало Фигур, из двух собрали одни шахматы, короли были без корон, Ферзь тоже без отличий. С помощью родителей, начали «лечение» фигур. С помощью дрели просверлили поглубже отверстие и вырезали корону, посадили на клей королю. Ферзям сделали круглые диадемки, вытачив их. Некоторые Фигуры, 2 коня были тоже сломаны, пришлось их подклеивать и подкрасить. В присутствии детей я обсуждаю с родителями проблемы: нехватка шахмат, ремонт имеющихся фигур и др. Но занятия я не отменяла, играли целой группой, имея в наличии лишь одну шахматную доску

с комплектом ФИГУР. Детей рассаживала на стулья напротив играющих и учила культурно болеть за играющих. У детей и взрослых воспитывалась стойкая любовь к игре в шахматы.

Публикации по теме:

Отрывок из книги А. Мусулини «Ностальгия по вечности» Отрывок из книги А. Мусулини «Ностальгия по вечности» Можно сказать, что жизнь подобна игре в шахматы, где каждый играет свою партию. На.

Программа «Шахматное королевство», пособие для педагогов дошкольного образования Перспективные планы занятий Занятие 1. Тема. Знакомство с детьми. Рассказ и чтение «Откуда пришли шахматы». Цель. Познакомить детей со.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучении детей игре в шахматы
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 13:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Викторина по теме «Перелетные птицы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме "Перелетные птицы", которую можно провести в старшей и...
Детский мастер-класс по аппликации «Открытка для мамы»
Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага двусторонняя, ножницы, простой карандаш, шаблон круглой формы, клеевой карандаш, готовая...
Фотоотчет по изготовлению открытки ко Дню матери «Мамочку поздравим!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник-День Матери! Для каждого из нас мама-самый близкий и родной человек на...
Фотоотчет «Как мы готовились ко Дню матери»
Фотоотчет "Как мы готовились ко Дню матери" Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, здравствуйте! День матери в России ежегодно...
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки из бумаги»
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки» Доброго времени суток, друзья и гости! Предлагаю ещё одну идею подарка ко Дню Матери или 8 марта. Будем...