Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучении детей игре в шахматы

Надежда Сахарчук
Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучении детей игре в шахматы

Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучение детей игре в шахматы.

С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, телевизионных передач, "Шахматной школы», у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав, какой-либо "принудительный элемент" здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружение воспитателем, тренером.

Очень верные советы дают в журнале "Семья и школа" /1995 г - № 3/ выпускники школы тренеров А. Костъеви и Н. Г. Сухин. Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. В свое группе я начинаю обучение с игры, но не в шахматы, а знакомство с шахматными Фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком на начальную позицию шахматной партии и тут же объяснить, как ходят Фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Так советует нам В. Г. Гришин в своей книге "Малыши играют в шахматы. В этой книге Гришин рекомендует начать обучение со сказки "В стране шахматных чудес" /1-ое занятие/, где с Леной Слониковой и Алешей Ладейкиным приключилась невероятная история. Таких занятий я провела 19.

У детей эти занятия вызвали большой интерес, если был большой перерыв между занятиями я повторяла занятия и интерес был ничуть ни меньшим.

Когда я читала детям легенду «Мудрец» я выделила то место текста, где говорится о мудреце, придумавшем диковинную игру в шахматы, затем еще раз выделила, прочитала. Смогла их заинтересовать. Оказалось у Игоря Из. есть родственник-шахматист, имеет разряд и вот папа попросил на день рождения выточить шахматы, показываю Игорьку, и подарил в д/сад.

Леша очень заинтересовался шахматами и попросил родителей отвести его в кружок. Сейчас он посещает кружок, даже обучил папу, который совсем не умел играть, теперь мама заинтересовалась и все уже играют всей семьей.

Сейчас приносят шахматы Женя, Дима, Юра, а на выходные забирают домой. У Антона дома никто не умел играть, я предложила литературу, предварительно побеседовав, предложила освоить вначале ходьбу пешек и как они бьют, показала на шахматах дедушке, но в основном Антон раскрыл им правила игры, сейчас играет и папа, и дедушка.

Если Антон, Дима, Даша, Вика и другие дети делали ошибки, разбирали их после каждой игры: плохо развиты Фигуры, у тебя,Дима, а у тебя Даша тоже ошибка: делала ходы одной и той же Фигурой несколько раз подряд без надобности, а ты Антон рано вывел ферзя и т. д.

Сейчас дети играют увлеченно и почти не допускают ошибок. Стремлюсь приучать детей из нескольких возможных позиции ходов выбирать самый лучший. А вообще для занятии с ребятами д/саду понадобится по одному комплекту шахмат на двух детей.

На обучение игре в ШАХМАТЫ ДЕТЕЙ, на игру в шахматы требуется время и поэтому надо начинать обучать с 3х- 4х лет. Сейчас и в летнее время мы будем выносить столы под навес и играть, если есть возможность, то хранить неплохо шахматы поставленными на досках: Фигуры меньше портятся и ломаются, но самое главное они так и манят, что бы к НИМ прикоснулись ребята.

После повторного чтения легенды я спросила у детей: "Кто им понравился больше всего? Многие дети ответили, что "мудрец", т. к. он придумал шахматы, померил королевичей, не стало войны, не взял никакой награды.

1. Гришин рекомендует начать играть, например в "ладью", рассказать

сказку, показать на шахматной доске, где ее "домик", нарядить ее, начать

за ней охотиться и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи.

2. Сказка "В стране шахматных чудес", "Мудрец", где представлен объемный материал. Я читала не сразу, а в два-три приема, при чтении обращаю

внимание на диаграммы, рисунки, загадки и т. д. Эффект ИГРОВОГО

метода изучения шахмат "по частям" велик.

Многие специалисты по шахматам, тренеры предлагают начинать обучение шахматной игре со знакомства с ладьей и другими Фигурами. Но для малышей дошкольного возраста увлекательней и доступней познакомиться сначала с пешкой.

В своей группе я начала обучение со знакомства с пешкой. Детям объяснила, что пешка не именуется Фигурой, просто пешка - и все.

Изучая ходы пешек, их взаимодействие друг с другом на доске, дети горели желанием немедленно вступить в сражение, а одними, например, ладьями или слонами боя не сотворить. Пешек же много, по 8 штук у каждого юного "полководца". Уже одними пешками можно вступить в настоящее шахматное сражение с соперником. Во главе войска из пешек ребенок чувствует себя настоящим командиром. И это ему импонирует, нравится.

Объясняю детям, что до начала игры пешки располагаются на определенных "своих" горизонталях, белые /светлые/ всегда на 2 - горизонтали /во втором ряду/, черные на 7 - горизонтали в седьмом ряду. Рассматриваем диаграмму 8./ Просила расставить все пешки на доске, затем предлагала снять их и снова, расставить, на этот раз на скорость, называя вслух поля. Если поле названо неправильно, то пешку ставить не разрешается, пока ребенок /или команда/ не вспомнит правильные названия.

Провожу своеобразную эстафету с бегом на правильную и быструю расстановку пешек на шахматных досках.

Играющие выстраивались в 2 колонны. Напротив каждой - на расстоянии 6-8 м становилось по СТУЛУ. На них кладутся шахматные доски. Слева и справа от колонны тоже стоят стулья, на них лежат по 8 пешек. По сигналу игроки, стоящие в колоннах первыми берут со стула пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а 2, а черную на поле а 7, обегают стулья, возвращаются обратно, салят по руке следующего играющего и встают в конец своей колоны. Побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке пешек. Когда все восемь пешек будут поставлены, эстафета не прекращается: 9-ый ребенок снимает пешку, ПРИНОСИТ ее обратно, и кладет на стул.

Варианты игры:

а/ расставлять и снимать пешки в том порядке, в каком укажет педагог,

б/ обе команды ставят по шестнадцать пешек /по 8 белых и по 8 черных/ каждая на своей доске.

Такая эстафета повышала интерес к изучению шахматной науки, вносила оживление, давала прекрасный эмоциональный настрой. Из сказки "Ни шагу назад" дети узнали как ходит пешка и как бьет. Очень хорошо запомнить как ходит и бьет пешка помогла песня:

В бою не любим спешки,

Мы шахматные пешки.

Шагаем лишь вперед,

Назад не знаем ход.

Наискосок: налево и направо,

мы "бить" имеем право.

А как в конец доски придем,

Фигуру НОВУЮ берем.

Главное, чтобы все игры в детском саду, так и дома шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.

Постепенно ребенок все больше и больше заинтересовался шахматами и наступал новый этап от азов к основной теории. Эти ценные советы я предлагаю на вооружение и родителям при обучении азам шахматной игры дома.

Предварительно узнала, кто уже умеет играть в шахматы, а также выяснила, у кого дома имеются шахматы, кому могут их КУПИТЬ в ближайшее время. Оказалось, что играть умеют не многие. Антон и Толя принесли шахматы, но в них не хватало Фигур, из двух собрали одни шахматы, короли были без корон, Ферзь тоже без отличий. С помощью родителей, начали «лечение» фигур. С помощью дрели просверлили поглубже отверстие и вырезали корону, посадили на клей королю. Ферзям сделали круглые диадемки, вытачив их. Некоторые Фигуры, 2 коня были тоже сломаны, пришлось их подклеивать и подкрасить. В присутствии детей я обсуждаю с родителями проблемы: нехватка шахмат, ремонт имеющихся фигур и др. Но занятия я не отменяла, играли целой группой, имея в наличии лишь одну шахматную доску

с комплектом ФИГУР. Детей рассаживала на стулья напротив играющих и учила культурно болеть за играющих. У детей и взрослых воспитывалась стойкая любовь к игре в шахматы.

Публикации по теме:

Отрывок из книги А. Мусулини «Ностальгия по вечности» Отрывок из книги А. Мусулини «Ностальгия по вечности» Можно сказать, что жизнь подобна игре в шахматы, где каждый играет свою партию. На.

Программа «Шахматное королевство», пособие для педагогов дошкольного образования Перспективные планы занятий Занятие 1. Тема. Знакомство с детьми. Рассказ и чтение «Откуда пришли шахматы». Цель. Познакомить детей со.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучении детей игре в шахматы
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 13:10
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...