Папки-передвижки

Разработка нетрадиционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка раннего возраста и его физическое развитие

валентина омельченко
Разработка нетрадиционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка раннего возраста и его физическое развитие

Для решения поставленной задачи, разработка серии нетрадиционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка до трех лет и его физического развития были положены следующие основания:

- занятия в нетрадиционной форме должно обеспечить решение задач всестороннего развития личности детей;

- выбор той или иной формы занятий должен быть научно обоснован;

Публикация «Разработка нетрадиционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка раннего возраста и его физическое развитие» размещена в разделах

- при разработке системы занятий в нетрадиционных формах воспитатели должны руководствоваться определенными научными принципами;

- система данных занятий должна строиться с учетом здоровья, физической подготовленности, не должна «вредить» детям;

- необходима тщательная подготовка к занятию: работа над сюжетом, предварительная работа с детьми, подбором двигательного содержания определенного методического приема;

- при подготовке к занятиям должна быть связь с другими формами работы по физическому воспитанию, а так же связь с другими видами деятельности;

- при составлении занятий в нетрадиционной форме воспитатель должен соблюдать общепринятые требования.

К методике любых физкультурных занятий (в плане подбора упражнений, дозировки, методики их проведения, обеспечения двигательной активности) : на занятиях в нетрадиционной форме должен быть строгий контроль за моторной и общей плотностью занятий, за качеством выполнения всех видов физических упражнений, которые должны проводиться регулярно вместе с медицинскими работниками.

В результате исследования разработала серию подвижных игр, утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, физкультурное развлечение.

При выборе нетрадиционных форм учитывала задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.

Для осуществления внедрения нетрадиционных оздоровительных средств в утреннюю гимнастику была проведена следующая работа:

- подобрала, адаптировала комплексы упражнений, направленных укрепление здоровья;

- разработала, адаптировала комплексы ритмической гимнастики; внедрила в практику игры-упражнения на формирование осанки, профилактике плоскостопия;

- систематизировала цикл гимнастических упражнений с речевым сопровождением;

- картотеки: подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики.

Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики является:

- Выполнение гигиенических условий и время проведения.

- Наличие трех частей утренней гимнастики.

- Соответствие ОРУ возрасту детей.

- Продолжительность утренней гимнастики.

- Использование физкультурного инвентаря.

- Дозировка упражнений.

- Приемы регулирования дыхания.

- Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.

- Использование музыкального сопровождения.

- Самочувствие детей и их настроение.

Утренняя гимнастика проводилась в определенное время в гигиенической обстановке. Правильно подобраны комплексы физических упражнений, которые направлены на укрепление здоровья, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Оборудование было подобрано в соответствии с программными задачами воспитания детей. Количество инвентаря определяется по числу занимающихся детей, его размеры и масса - согласно возрасту дошкольников. При оформлении мест занятий физическими упражнениями учитывала взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине.

Была подобрана пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика, которые проводились в свободное время, в перерывах между различными видами деятельности детей. Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений пальчиковой гимнастики и дыхательной гимнастики, составляла 1 минуту. Каждое упражнение повторялось 4-6 раз.

Дети с большим удовольствием выполняли предложенные упражнения. Дыхательные упражнения: сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот развивали дыхательную мускулатуру, увеличивали подвижность грудной клетки, улучшали лимфо и кровообращение в легких.

Таким образом, специальные дыхательные упражнения создавали благоприятные условия для дальнейшей деятельности, положительный эмоциональный настрой, способствовали воспитанию физиологического дыхания, профилактике простудных заболеваний.

Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. Следовательно, дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. С этой целью были разработаны подвижные игры (игры с ходьбой). В которых были включены игровые упражнения, самомасаж, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Проведение игры «К куклам в гости» имеет важную особенность: никаких предварительных объяснений до начала проигрывания детям не предлагается, т. к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии.

Упражнения требовали физического напряжения в течение определенного времени, чтобы не вызвать у детей ощущение рутинности физических тренировок, все упражнения имели названия, символизирующие на время его исполнения подражание каким-либо действиям различных персонажей. Это позволяло детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. При этом выполнение упражнений и, особенно, повторений всегда сопровождалось фразами и выражениями, стимулирующими в сознании ребенка поддержание образа объекта под-ражания.

Например, упражнение «Утка и кот» массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. Проводили в игровой форме: А уточки, а уточки, все топают по улочке. Идут себе вразвалочку и крякают считалочку. Утка крякает, зовет всех утят с собою, а за ними кот идет, словно к водопою. У кота хитрющий вид, их поймать мечтает! Не смотри ты на утят, не умеешь плавать! Упражнение повторяли по 3 раза, следили за правильностью выполнения, амплитудой движения. Все ребята выполняли упражнения с желанием, у всех получалось это движение.

Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система. Упражнения на равновесие способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку у ребенка. Упражнение «По тропинке» способствовало укреплению мышц ног, развитию координации движений. Я приглашает детей погулять по тропинке. Они медленно проходят по тропинке туда и обратно. Здесь добавить примеры корригирующей гимнастики (формирование и укрепление сводов стоп). Не все ребята могли выполнять правильно упражнение, Антон Н., Маргарита Б., Роман Ш. наступили на линию, Михаил К., Даниил Г., мешали друг другу, Артем П., Диана А. наталкивались на идущего впереди ребенка. Постепенно мы наблюдали улучшение качества выполнения упражнения. На развитие координации движений были направлены упражнения «Догоните меня», «Принеси предмет».

Осанка является важной частью человеческого организма. Её формирование происходит в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо уделить особое внимание развитию осанки и профилактике ее искривления. Формированию правильной осанки способствовало игровое упражнение «Страус» я своим детям предлагала погулять бесшумно в лесу дети ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Постепенно, в ходе ежедневных тренировок, движения детей становились легче, увереннее, им стало легче удерживать позу.

Следует отметить, что каждое упражнение для ребенка — это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Наблюдение за выполнением упражнений давало возможность оценить у каждого ребенка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и, тем самым, индивидуализировать объем и количество повторений. Так, Еве С. очень сложно было выполнять упражнения формирование правильной осанки, увеличение нагрузки вводили постепенно.

Было запланировано и проведено сюжетно-игровое физкультурное занятие, построенное на сюжете «Мишки косолапые». Содержание двигательной деятельности детей было согласовано с сюжетом. Тематика занятия соответствовала возрастным возможностям детей. Цели занятия: упражнять в ходьбе‚ беге в колонне по одному в разных направлениях, в прокатывании мяча в ворота, в ползании и подлезании в ворота. Воспитывать внимание, самостоятельность, инициативу. На занятии применяли следующие приемы: показ и разъяснение, команды и распоряжения педагога, игровой метод, метод упражнений. Для проведения занятия использовали следующее оборудование: Ворота (ширина 60 см, мячи средних размеров (по количеству детей, игрушка кошка.

Ребятам предложили отравиться в лес, ходьба друг за другом в колонне в разных направлениях за воспитателем, который меняет направление, следит за тем, чтобы дети не выходили из колонны, голову держали прямо. По сигналу взрослого «Побежали» малыши бегут. Темп бега задает педагог.

В процессе разминки подбадривали детей: «Шире шаг, не зевай, выше ногу поднимай!» Затем приступили к комплексу общеразвивающих упражнений.

Каждое упражнение имело название, так упражнение «Мишки» дети выполняли поднять руки вверх, опустить вниз. Дети сели на пол ноги раздвинуты. Наклониться вперед, коснуться руками пола между ступнями ног, выпрямиться. В упражнении «Мишки пляшут» выполняли круговые движения на месте. Прокатывание мяча в ворота и ползание за ним.

воспитатель предлагает прокатить мяч между воротами друг другу, а затем пролезть за мячом. Проводится подвижная игра «Медведь и добрые зайчата», в которой ребята были зайчиками прыгали под музыку пока не вышел медведь он рычит (ребенок со старшей группы) Зайчата (ребята) вместе с воспитателем спрашивают:

«Мишка бурый,

Мишка бурый

От чего такой ты хмурый?»

«Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился!»

Мишка с зайчатами играет в прятки.

В заключительной части занятия провели спокойную ходьбу под музыку. Зайчата вернулись из леса.

В ходе опытно-педагогической работы был поведен физкультурный досуг «Вперед малыши», в ходе которого решались следующие задачи: упражнять детей в беге, прыжках. Развивать физические качества. Стимулировать речевую активность детей. Формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Досуг начинался с небольшой вводной части, 4 эстафеты состязательного характера. В водной части провели разминку (ходьба, бег) все проводилось в игровой форме с музыкой. В следующем этапе проводились эстафеты:

1. Ходьба с препятствиями.

Ребята должны были перепрыгнуть лужу, перепрыгнуть кочку.

2. «Переползти по бревнышку, пролезть через норку».

Дети выполняют упражнения с ползанием по скамейке и подлезанием под дугой.

3. «Прыжки из обруча в обруч, с возвращением»

Дети прыгают из обруча в обруч короткую дистанцию, берут мячик и возвращаясь на исходную позицию кидают мячик в ведерко.

В конце досуга была проведена заключительная игра «Соберем игрушки». Физкультурный досуг прошел на высоком эмоциональном подъеме, дети были активны, инициативны.

Таким образом, проведенные нетрадиционные мероприятия двигательного режима были направлены на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего возраста, они способствовали повышению интереса детей к физкультуре, активизации двигательной активности, эмоционального подъёма, способствовали снижения заболеваемости.

Выводы и рекомендации для педагогов по организации нетрадиционных мероприятий двигательного режима с детьми раннего возраста

Таким образом,мероприятия с применением нетрадиционных средств, методов приемов и оздоровительных технологий, несет в себе общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие и является необходимым условием укрепления здоровья и гармоничного развития детей. В данной работе показано, что правильно подобранные упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Представленные в реферате методики позволяют всесторонне физически развивать детей, а программа для выявления уровня физической подготовки позволяет контролировать этот процесс. Данные методики прошли испытание практикой, в результате их внедрения дети стали выполнять физические упражнения с большей охотой, это значит, что у них стал проявляться интерес к физической культуре. После проведения на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной активностью, стало возможным одевать детей даже в холодный период в облегченную спортивную одежду, а это способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений.

Нетрадиционные занятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью: они с удовольствием приходят в спортивный зал, активно участвуют в играх, перевоплощаются в различных героев, проявляют большую фантазию в соответствии с сюжетами, раскрепощаются, освобождаются от напряжения, позитивно взаимодействуют среде сверстников. У детей формируются интерес, потребность и осознанное отношение к занятиям физическими упражнениями.

На основе анализа психолого-педагогической литературы были подобраны рекомендации для воспитателей по проведению физкультурных занятий в нетрадиционной форме :

При составлении занятий в нетрадиционной форме воспитатель должен соблюдать общепринятые требования. К методике любых физкультурных занятий (в плане подбора упражнений, дозировки, методики их проведения, обеспечения двигательной активности);

Использовать на занятии нестандартное оборудование, в частности дорожки здоровья;

Организовывать активный досуг с использованием нестандартного оборудования;

Использовать дыхательные гимнастики или релаксацию;

При разработке системы занятий в нетрадиционных формах следует руководствоваться определенными научными принципами;

Проведение разнообразных физкультурных занятий с разнообразием нетрадиционных форм, закаливающих и лечебных процедур и т. д. ;

Совместные физкультурные занятия, досуги, праздники с добавлением нетрадиционных форм занятий;

Повышать уровень применения нетрадиционных форм организации физкультурных занятий;

Использовать здоровьесберегающие технологии : ритмопластика, различные корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т. д. ;

Воспитание интереса к активности двигательной деятельности и потребности в ней;

Система данных занятий должна строиться с учетом здоровья, физической подготовленности, не должна «вредить» детям;

В работе с младшими дошкольниками нужно чаще проводить занятия в форме ситуационных мини-игр, на которых дети имитируют сказочных героев, птиц, животных.

Публикации по теме:

Физическое развитие ребенка в летний оздоровительный период В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных образовательных областей,.

Комплекс мероприятий, направленных на успешную социальную адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ 1. Мероприятие: Сбор информации «Индивидуальные особенности детей». Срок: До поступления ребенка в д. сад. Цель: Устанавливание системы совместной.

Методическая разработка по образовательной области «Физическое развитие» «Здоровый ребенок это здорово» Тема: «Здоровый ребенок это здорово». Тип проекта: познавательно-игровой; информационно - исследовательский Участники проекта: дети младшей-средней.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень (5 часть)Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень (5 часть) 10 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология, как наука о здоровье». Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на.

Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (3 часть).Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (3 часть). 8 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье». Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.

Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (4 часть)Содержание программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (4 часть) 9 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье» Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.

Содержание воспитательной программы «Охрана здоровья и физическое развитие». II ступень — 6–10 класс (1 часть)Содержание воспитательной программы «Охрана здоровья и физическое развитие». II ступень — 6–10 класс (1 часть) 6 классВведение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье» Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.

Содержание воспитательной программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (2 часть)Содержание воспитательной программы «Охрана здоровья и физическое развитие», II ступень — 6–10 класс (2 часть) 7 класс Введение. 1 Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье» Цель занятия: Формирование знаний о ЗОЖ. 2 Диагностика ЗУН на начало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка нетрадиционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка раннего возраста и его физическое развитие
Опубликовано: 21 августа 2016 в 19:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД