Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» в 8 классе

Тарико Татьяна Михайловна
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» в 8 классе

Односоставные предложения. Основные группы

односоставных предложений (8класс)

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений

формирование практического навыка умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид;

Метапредметные:

умение находить односоставные предложения в тексте и определять их вид;

умение учащихся осуществлять причинно-следственные связи при анализе предложений и текста;

умения самостоятельно определять тему и цель своей работы;

умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Оборудование урока:

компьютер

медиапроектор

повторительно-обобщающая таблица

Тип урока:

Повторительно-обобщающий

Формы организации деятельности:

работа в группах

самостоятельная работа

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен

для выражения простых естественных понятий» В. Г. Белинский

Ход урока.

Оргмомент.

1 Психологический настрой

Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения, Положите его на обе ладони и почувствуйте, как он согревает вашу душу, мысли. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Откройте глаза, поделитесь этой радостью с другими – улыбнитесь друг другу. У вас появились новые силы, хорошее настроение и с этим хорошим настроением мы и проведем урок.

Учитель. Сегодня заключительный урок по теме «Односоставные предложения». Следующий урок – контрольная работа. Какова цель нашего урока?

Учащиеся. Мы должны повторить и обобщить наши знания по односоставным предложениям. Для этого необходимо решить задачи:

1. Вспомнить виды односоставных предложений, способы выражения главных членов.

2. Повторить анализ предложения с точки зрения его грамматической основы.

3. Научиться использовать одно- и двусоставные предложения в речи как синтаксические синонимы.

4. Применять пунктуационные нормы при создании собственного текста.

Учитель. Молодцы, ребята, вы четко знаете, что вам пригодится при выполнении контрольной работы. Но, как вы знаете, действия, которым вы научились на уроках по этой теме, понадобятся вам и при сдаче ГИА.

I.А) Стадия вызова.

Создание учащимися «тонких вопросов» по теме:

Согласен - не согласен. («Тонкие вопросы») ДА - НЕТ

1. 1. Определенно - личные предложения - это односоставные предложения. (Да)

2. Можно ли в неопределённо - личном предложении восстановить подлежащее? (Да)

3. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)

4. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)

5. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)

6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)

7. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения - подлежащее? (Да)

8. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)

9. Назывные - двусоставные предложения? (Нет).

10. Б) Учащийся выступает по таблице.

11. Способы выражения главного члена односоставного предложения

Виды односоставных предложений Способы выражения главного члена

односоставного предложения

Назывные Существительное в Им. п.

Определенно-личные предложения Глагол в форме 1-го или 2-го лица, единс

твенного или множественного числа

Неопределенно-личные предложения Глагол в форме 3-го лица, множественно

го числа или в форме прошедшего време

ни множественного числа

Обобщенно-личные предложения Глагол в форме 2-го лица единственного

числа, 3-го лица, множественного числа

с обобщенным значением

Безличные предложения Безличный глагол;

Личный глагол в безличной форме;

Неопределенная форма глагола;

Наречия, краткие страдательные причас

тиями, категория состояния со словом

быть или без него, с зависимым инфини

тивом или без него;

Отрицательные конструкции, например,

Друзей нет. Мне некуда пойти. Мне не до смеха. Кругом ни души.

«Вопросы на засыпку»

О каком из типов односоставных предложений пишет М. В. Ломоносов.

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?

2. О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»

3. Л. Н. Толстой об одном из стихотворений А. А. Фета писал:

«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение картина».

Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А. А. Фет?

: Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Учитель. Какую задачу мы решили? (Вспомнили, чем может быть выражен главный член в односоставном предложении).

II. Переходим к практической части нашего урока.

Каждому даны индивид. задания (см. на отд. листах-заданиях)

А)Первое задание с целью проверки степени овладения умением различать виды односоставных предложений. Вы получите по два вопроса с вариантами ответа

1 группа. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.

б) Часам к двум пополудни началась гроза.

в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин)

г) Тротуары заливают асфальтом.

2 группа. Определите тип предложения Ночь как год.

а) односоставное;

б) двусоставное.

3 группа. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это.

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);

б) односоставные предложения;

в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

1 группа. Найдите неопределенно-личное предложение.

а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

б) Хорошо в зимнем лесу!

в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

г) Газеты приносят утром.

2 группа. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

а) двусоставное;

б) определенно-личное;

в) безличное;

г) неопределенно-личное.

3 группа. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

а) [двусоставное], и [двусоставное];

б) [двусоставное], и [определенно-личное];

в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

Учитель. Какие сведения об односоставных предложениях мы повторили?

Учащиеся. Виды односоставных предложений, способы выражения главного члена, постановку знаков препинания в сложном предложении, одна из частей которого –односоставное предложение.

Учитель. Продолжим практическую работу. Следующее задание: тест с самопроверкой (каждому раздается листок с тестом)

Запишите номера односоставных предложений___

1. У Андрея сжималось сердце.

2. Поздний вечер.

3. Было раннее утро.

4. Марютин был вдовцом.

5. И легче стало дышать.

6. Зазвонил телефон.

7. К ночи становилось тихо, как по заказу.

8. Марина стала читать.

9. Все-таки его задело сильно.

10. Через сорок минут надо было ехать на аэродром.

11. Началось это после бури.

12. Был вечер.

13. В воздухе пахло водой.

14. В песках ночью хорошо думается.

15. В суд подавать — долгая песня.

16. Лицо ее приняло выражение растерянности и обиды.

17. Утром было сыро,

18. Стук в дверь.

19. Порой она мне кажется наивной девочкой.

20. Под вечер вернулись.

21. Карабаш надеялся попасть в поселок пораньше.

22. Вечером выпал снег.

23. Меня слушали молча и внимательно.

24. Зрители свистели.

25. Но до утра им сидеть не пришлось.

(Ответ: 2,5,7,9,10,13,14,18,20,23,25)

Задачка для любознательных

Посмотри-ка, сказал Витя своему другу Пете, я нашел интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причем одного вида.

Вот оно:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

А. А. Фет.

Я тоже, отозвался Петя, отыскал стихотворение, где все простые предложения, за исключением первого, относятся к одному и тому же типу. Сейчас я тебе его прочту.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. А. Фет.

Покажем эти стихи завтра в классе, предложил Витя, пусть подумают все ребята над тем, какого вида эти предложения

В) Продолжим нашу практическую деятельность. Теперь отправляемся в «мир мудрых мыслей». Внимательно прочитайте предложения, подготовьте выразительное чтение высказываний; проанализируйте их с точки зрения изученной темы. Каждому предлагаю одинаковые задания по следующему плану:

А) выделите грамматическую основу предложений;

Б) укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое;

В) определите односоставное или двусоставное предложение;

Г) назовите вид односоставных предложений;

Д) проанализируйте, в каком предложении недостаёт знаков препинания и объясните их постановку (в задании пропущены знаки препинания в одном предложении).

Е) Есть ли что-то общее в высказываниях, доставшихся вашей группе? Какие мудрые мысли вам могут пригодиться в жизни?

Задания для 1 группы.

А. В. Суворов.

Возьми себе в образец героя древних времён, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони – слава тебе!

Легко в учении – тяжело в походе, тяжело в учении – легко походе.

Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость победа.

И. А. Крылов.

Быть сильным хорошо,

Быть умным лучше вдвое.

Н. Г. Чернышевский.

Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.

И. П. Павлов.

Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни ценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

Задания для 2 группы

Т. Рузвельт

Говори тихим голосом и не выпускай из рук большую палку – и ты далеко пойдёшь.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки. Юноша, который желает стать великим человеком или так или иначе оставить след в этой жизни, должен решиться не только преодолеть тысячу препятствий, но и победить, несмотря на тысячу неудач и поражений.

А. де Сент-Экзюпери

Быть человеком это значит чувствовать, что ты за всё в ответе.

В. А. Обручев

Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. Не цепляйтесь за свои выводы. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними.

Способности, как мускулы, растут при тренировке.

Задания для 3 группы.

А. М. Горький

Даже в пустяках надо быть правдивым!

Превосходная должность быть на земле человеком.

Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

Около хорошего человека потрёшься, как медная копейка о серебро, и сам потом за двугривенный сойдёшь.

Н. А. Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Ч. Дарвин

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, ещё не осознал цену жизни.

А. П. Чехов

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

III.

Отчет каждого ученика (отдельные высказывания)

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТРЕНАЖЕР

1. Работа по карточкам.

Учитель раздает карточки, учащиеся работают, потом идет проверка на интерактивной доске.

Выразительно прочитать текст, обозначить грамматические основы, определить тип предложений.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой!

(«К морю»)

Выразительно прочитать текст, обозначить грамматические основы, определить тип предложений.

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

(«Погасло дневное светило…»)

Выразительно прочитать текст, обозначить грамматические основы, определить тип предложений.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье…

(«Осень»)

Выразительно прочитать текст, обозначить грамматические основы, определить тип предложений.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

(глава 5 «Евгений Онегин»)

Определите тип односоставных предложений, выделите грамматическую основу.

1. Пришли мне какой-нибудь новый роман.

2. Мороз и солнце! День чудесный!

3. Еду-еду в чистом поле…

4. Приятно думать у лежанки…

5. Пора, красавица, проснись!

Выделите грамматические основы.

1. Смеркалось, подали свечи.

2. Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию.

3. Не отходи от меня, друг мой!

Составление синквейна

• 1 строчка - Тема (одно слово - существительное)

• 2 строчка - Описание темы (два слова – прилагательных или причастия)

• 3 строчка - Описание действия (три слова – глаголы)

• 4 строчка - Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

• 5 строчка - Одно слово – синоним, повторяющий суть темы.

Домашнее задание: ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

1. Заменить двусоставные предложения односоставными и наоборот.

1. Что-то громыхнуло вдали.

2. Летом было прохладно.

3. Морозно поутру в степи.

4. Сразу было у нас такое решение.

2. Укажите неверное утверждение:

1. В назывных предложениях подлежащее выражено только существительным в Именительном падеже.

2. Односоставные предложения могут быть распространенными.

3. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

3. Соотнести данные глаголы с типом односоставных предложений, в которых они могут употребляться:

смотришься

считают

разбудили

будешь расти Неопределенно-личные

узнаем

знают

открыли Определенно-личные

отрежьте

не хочешь

услышали

4. Указать недостающие способы выражения сказуемого:

Безличным глаголом Просто мне нездоровилось это время.

Безличной формой

личного глагола В окно пахнуло зимой.

? Нет силы более могучей, чем знание.

? Вам не видать таких сражений.

Безличным глаголом и

неопределенной формой

глагола Девочке совсем не хотелось есть.

Глаголом-связкой в

безличной форме и

именной частью Мне было скучно одному.

5. В какой строке все три примера принадлежат к одной группе односоставных предложений?

1. Мне холодно. Нет счастья в жизни! Тишина.

2. Не пей, Иванушка, козленочком станешь. Схожу пока в магазин. Не из Москвы ли будешь?

3. Плыви к берегу! Разойдемся по-хорошему. Темнеет.

4. Иностранный язык изучают со второго класса. Елку наряжают обычно перед самым Новым годом. Кушать подано.

Приложение 2

УКАЖИТЕ НОМЕРА НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ЧЕРЕЗ ЗАПЯТУЮ В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ

1. Ночь, улица, фонарь, аптека.

Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)

2. Мороз и солнце, день чудесный! (А. С. Пушкин)

3. Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном. (С. Есенин)

4. Вот парадный подъезд… (Н. А. Некрасов)

5. Опять холодные седые небеса,

Пустынные поля, набитые дороги.

На рыжие ковры похожие леса,

И тройка у крыльца, и слуги на пороге. (И. А. Бунин)

6. Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А. А. Фет)

7. Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна (А. С. Пушкин)

8. Была ужасная пора,

О ней свежо воспоминанье… (А. С. Пушкин)

9. Переправа! Переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда… (Н. Т. Твардовский)

Приложение 3

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, НАЙДИТЕ

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

1) Тарханы – имение Арсеньевой. 2) Светелка в барском доме, служащая Арсеньевой и малой комнатой, и комнатой для дневного отдыха.

3) - Никита, вели возок готовить. 4) В Петербург еду. 5) (Читает.)

6) «Милая бабушка, не убивайтесь слишком по мне…7) С меня хватит тупой жестокости одних, рабьего смирения других… 8) Ни в чем, ни в чем себя не упрекайте. 9) Вы сделали для моего счастья больше, чем это в силах смертного человека. 10) Простите меня, милая, родная моя, любимая…»

11) …Только через год, весною, его тело перевезут в Тарханы.

12) А бабушка? 13) Она найдет в себе силы, чтобы погладить свинцовый гроб…14) И тихо спросит:

15) - Здесь, Мишенька?

предложения Тип односоставных Грамматическая основа Вид сказуемого Способ выражения

подлежащее сказуемое

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Фотоотчет «Открытый урок по математике в 3 классе»Фотоотчет «Открытый урок по математике в 3 классе» Фотоотчет по открытому уроку в 3 классе. Тема урока: Единицы массы. Грамм. Начался урок с закрепления состава многозначных чисел. Затем.

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…»Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Цели урока:.

Урок математики в 4 классе. Закрепление Тема: Закрепление. Цель урока: закрепить ранее полученные знания и умения учащихся. Задачи урока. 1. Продолжить работу по отработке вычислительных.

Урок музыки во 2 классе «Масленица» Урок музыки 2 класс по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» Цель: Знакомство.

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение» Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение.» 4 класс Цели: • обобщение теоретических знаний об имени прилагательном; • развитие.

Урок самообслуживания в 3 классе детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме «Уход за обувью» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями.

Урок знаний 1 сентября во 2 классе УРОК ЗНАНИЙ (2 класс) Цель: Помочь второклассникам быстрее адаптироваться к школьной жизни после летних каникул, способствовать сплочению.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» в 8 классе
Опубликовано: 24 декабря 2017 в 15:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета «День семьи, любви и верности»
Цель: формировать у детей целостное представление образа семьи, играющей большую роль в жизни каждого человека. Задачи: • обобщить знания детей...
Конспект нетрадиционного рисования мыльными пузырями во второй младшей группе...
Что же это, посмотри В воздухе парят? То цветные пузыри, Радуют ребят! С переливом - красота! Ловим их руками. Все поймали - "Раз и два! " И...
Фотоотчет «Показ сказки детям о возникновении пожара»
В нашем детском саду для ребят была показана сказка о возникновении пожара и причинах возникновения пожара. Ребят познакомили с правилами поведения при...
Сценарий праздника День смеха «Праздник-проказник, или с 1 апреля!» для старшей группы
Зал украшен изображениями людей, воздушными шарами, звучит музыка, дети поскоками двигаются по залу, образуя круг. Ведущая. Собрались мы все на...
Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет
Поскольку в настольно – печатных играх задачи Основная особенность настольно – печатных игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются...