МААМ-картинки

Конспект занятия «Многоцветье Дымки»

Марина Якурина
Конспект занятия «Многоцветье Дымки»

Занятие №1 (вводное)

Тема: Многоцветье дымки

Цели и задачи: Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус.

Публикация «Конспект занятия „Многоцветье Дымки“» размещена в разделах

В качестве материала для работы использовались различные дымковские игрушки : животные, птицы, куклы и их изображения; картинки с изображением дымковских мастеров за работой; фланелеграф, геометрические фигуры для выкладывания узоров (полосы, круги, овалы, кольца); мольберт для демонстрации картинок; салфетка.

В соответствии с требованиями теоретической части во всех занятиях будут указаны литературный, зрительный и музыкальный ряды. В данном занятии литературный ряд представлен стихотворением В. Фофанова «Чем знаменито Дымково» и историей возникновения дымковского промысла.

Для зрительного ряда отобраны дымковские игрушки, картинки с изображением дымковских мастеров за работой.

Ход занятия:

Детей рассаживают на стулья полукругом. В центре ставят два стола, на одном из которых находятся дымковские игрушки, прикрытые салфеткой. Воспитатель говорит: «Дети, на севере нашей страны в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами. Вот эти игрушки!» (Снять салфетку.)

Дает детям возможность рассмотреть игрушки и высказать первые впечатления. Продолжает: «Посмотрите, какие разные игрушки сделали дымковские мастера. Вот козлик! Есть ли еще другие животные среди игрушек? Давайте их поставим отдельно на другой стол». Вызывает детей для отбора, спрашивает, как называется та или иная игрушка. Так же составляется группа из птиц и кукол.

Воспитатель предлагает: «Давайте сначала рассмотрим дымковских животных. Как вы узнали, что это конь, а это баран, а это олень? Ведь они похожи друг на друга. Посмотрите, у всех животных одинаковые ноги, тело, морды. У всех вместо шерсти нарисованы узоры. (Выслушивает ответы детей.) Правильно, дымковские мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает его от других. У коня это круто изогнутая шея, у оленя — ветвистые рога, у барана — загнутые кольцом большие рога. Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные. Из чего состоит узор коня? (Из кругов.) А из чего состоит узор козлика и барана? (Из колец с кругами.) А оленя? (Из полос и кругов.) Дети, круги, кольца, полосы и дру-гие части узора называются элементами. В узоре многих животных сочетаются крупные и мелкие элементы».

Педагог предлагает назвать крупные и мелкие элементы в узоре какого-либо животного. Берет в руки игрушку и спрашивает: «Как расположены элементы узора?» (Рядами.) Вызывает другого ребенка. Тот проводит пальцем вдоль рядов колец и называет места, где они проходят на теле животного (вдоль ног, шеи, посередине тела).

— Кто хочет выложить узор на фланелеграфе для козлика и оленя?» — спрашивает педагог. Приглашает двух других детей для выкладывания узоров из бумажных элементов, подклеенных с обратной стороны фланелью.

— Теперь рассмотрим необычных сказочных птиц. Кто это?. ( Дети перечисляют названия птиц: уточка, петушок, индюк и др.) Посмотрите, дети, птиц дымковские мастера раскрашивают по-другому, чем животных. Узоры у птиц более сложные и разнообразные. Вот уточка. Что у нее нарисовано на грудке? (Большой кружок с золотым ромбиком, вокруг которого маленькие кружки с точками и короткие волнистые линии.) Что еще украшено узором у уточки? (Крылья, хвост, шея.)

— Кто хочет рассказать, как украшен петушок? (Вызывает ребенка для рассказа и показа элементов узора.) Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги, кольца, волнистые линии, но и налеплены пыш-ные оборки (показывает).

— А вот и дымковские куклы. Это водоноска с ведрами на коромысле, это няня с малышом на руках, а это барыни-франтихи с зонтиками, собачками или с муфтами, в которых они прятали руки. Посмотрите, какие на них разнообразные узорчатые юбки. На одной юбке клетчатый узор. А в каждой клеточке овалы, украшенные черточками, и точки по углам. А кто расскажет, из каких элементов составлен узор на юбке этой куклы? (Из полос.) Кто выложит такой узор на фланелеграфе? Видите, дети, в узоре полосы чередуются с кругами (овалами). Няни и водоноски поверх юбок надели фартуки. Где на фартуках расположен узор? (Внизу, возле оборки.) Кто хочет сам составить узор для фартука? Не забудьте, что элементы в узоре тоже чередуются. (Вызывает ребенка к фланелеграфу.) Что надето на голове у нянь и водоносок? (Кокошники.) А на голове у барынь? (Шляпы.) Посмотрите, какие барыни важные и немножко смешные.

— Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей. Вот верхом на свинье едет парень. А этот неуклюжий медведь несет ведра с водой. А это свистулька-трехголовка. А вот расписные свистульки с головами козлов, коней, баранов. А это мама-коза в ярком платье со своими козлятками, тоже наряженными в платьица с узорами.

Показывает детям соответствующие иллюстрации и помещает их на мольберт.

— Дети, теперь посмотрите на рисунки и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, малиновый, синий.). Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Как много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и веселые даже в пасмурный день. Если в комнате находится несколько дымковских игрушек, станет светлее и радостнее.

— Послушайте, как дымковские мастера делают свои игрушки. Красную мягкую глину для игрушек берут неподалеку от Дымкова. Ее смешивают с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнет приготовленную глину и лепит из нее фигурку козлика, петуха или другую игрушку. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпочкой. Потом два-три дня игрушки подсыхают в комнате. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Когда фигурки остынут, их покрывают белой краской. А затем игрушки «наряжают». Их расписывают разными красками с помощью мягких кисточек. Мастерицы придумывают разнообразные узоры (по ходу рассказа показывает детям иллюстрации с изображением мастеров за работой). Дымковские игрушки знают не только в нашей стране. Видели их на выставках и в других странах. И там люди радовались, глядя на русские задорные игрушки.

— Дети, на следующих занятиях вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами игрушечных животных и кукол.

Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка»Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка» «Платочек – каргопольская роспись».Цели и задачи:Продолжать знакомить детей с росписью каргопольской игрушки (барышень); учить выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Многоцветье Дымки»
Опубликовано: 26 июля 2014 в 07:44
+79Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД