МААМ-картинки

Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (развиваем речь ребенка)

Татьяна Будникова
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (развиваем речь ребенка)

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех-пяти лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

Публикация «Развернутое перспективное планирование по программе „Детство“ в средней группе (развиваем речь ребенка)» размещена в разделах

Развитие эмоционально-психологической сферы ребенка данного возраста осуществляется в следующих направлениях.

Представления, умения, навыки.

Развитие связной речи.

Ребенок должен:

- осваивать умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими; задавать вопросы, отвечать на вопросы; слушать ответы товарищей; участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника; в разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса;

- знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;

- замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправлять их;

- осваивать умения монологической речи: составлять короткие (в 5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывать литературные произведения; воспроизводить текст по иллюстрациям; сочинять повествовательные рассказы, используя игрушки, картины; составлять описательные загадки и загадки со сравнением;

- пользоваться элементарными формами объяснительной речи.

Развитие словаря,

Ребенок должен осваивать и использовать в речи:

- названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);

- названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух); некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);

- слова, обозначающие части предметов, живые организмы, жизненные явления, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п., явлений (холодно, мокро, солнечно и др.);

- слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др., а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы - растут, размножаются, развиваются; посуда - это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.);

- слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и т. п.

Грамматическая правильность речи.

Ребенок должен научиться:

- свободно пользоваться простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами и др.);

- для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей употреблять сложноподчиненные предложения;

- правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании для выражения отношений между объектами;

- самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.

Звуковая культура речи.

Ребенок должен:

- овладевать произношением наиболее трудных звуков - свистящих, шипящих, [л], [р]; к пяти годам чисто произносить все звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова;

- говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы;

- учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Подготовка к обучению грамоте.

Ребенок должен:

- знать термины «слово», «звук», правильно их понимать и использовать;

- знать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими; учиться сравнивать слова по протяженности;

- учиться звуковому анализу слов:

а) самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;

б) различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

в) определять место звука в слове (первый, последний, в середине);

г) самостоятельно выделять слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем по представлению);

- со второй половины года учиться анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, составлять предложения по «живой модели».

Уровни освоения программы.

Низкий. В общении ребенок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в построении развернутых предложений. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов. Различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами и моделями.

Средний. Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной, речи. Грамматические ошибки в речи нечасты; в звуковом отношении речь внятная, достаточно громкая, эмоциональная. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребенок владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется. Допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков.

Высокий. Ребенок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Слова произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием модели и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели».

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание занятий по развитию речи Совместная деятельность воспитателя и детей

1 /2

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1 [13, с. 20]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа об игрушках, включая описание их внешнего вида; ввести в активную речь слова, обозначающие действия (глаголы); развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; фонематический слух: дать понятия звук, звучит, слово; отработать правильное произношение звуков: [у], [а], [г], [к], [в], [с], [с']

1. Дидактические игры: «Парные картинки» [17, с. 96]; «Кто что делает?» [16, с. 35].

2. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» [20, с. 271].

3. Проговаривание чистоговорки: Ся-ся-ся, са-са-са - не пугай нас, оса!

Сю-сю-сю, су-су-су - не заблудимся в лесу.

4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» [19, с. 375].

5. Словесная игра «Мыши» [21, с. 78].

6. Проигрывание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» [9, с. 32].

7. Разучивание потешки «Наш козёл» [7, с. 47].

8. Беседа с детьми о том, где они отдыхали летом

Занятие 2 [13, с. 21]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа по картинке (при педагогической поддержке и без нее) на основе личного опыта (по аналогии с рассказом по содержанию картины, развивать умение соотносить названия животных и их детенышей; актуализировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголы)

1. Дидактическая игра «Угадай-ка» [11, с. 122].

2. Чтение сказки Э. Блайтона «Знаменитый утенок Тим».

3. Рассматривание иллюстраций художников к детским книгам.

4. Чтение стихотворения И. Бунина «Осенние листья по ветру кружат.» [20, с. 295].

5. Словесная игра «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» [21, с. 77].

6. Пальчиковая гимнастика (1-й комплекс, № 1, 2) [10, с. 53].

7. Игра «Волшебные превращения» [9, с. 34].

8. Повторение потешки «Наш козёл» [7, с. 47]_

ОКТЯБРЬ

Занятие 3 [13, с. 22]

Задачи: развивать умения соотносить названия животных и их детенышей; правильно называть детенышей животных в единственном и множественном числах; связывать между собой предложения; называть предмет, его признаки и действия; актуализировать употребление в речи предлогов за, под, на, в; выполнять упражнения по укреплению артикуляционного аппарата; отработать правильное произношение звуков [с], [с'] (изолированно) в словах и фразах

1. Дидактические игры: «Страшный зверь» [11, с. 130]; «Какие слова бывают?» [16, с. 36].

2. Чтение сказки «Три поросенка».

3. Чтение стихотворения А. Майкова «Кроет уж лист золотой.»[20, с. 295].

4. Словесная игра «Гуси» [21, с. 80].

5. Игра «Подарки» [21, с. 83].

6. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 264].

7. Пальчиковая гимнастика (1-й комплекс, № 3, 4, 5) [10, с. 53].

8. Мини-сценка по стихотворению Л. Корчагиной «Ёж» [9, с. 37]

1 / 2

Занятие 4 [13, с. 23]

Задачи: обучить описывать игрушку, называя ее характерные признаки; развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, обогащать словарный запас; ввести понятие слово; фонематический слух: отработать правильное произношение звука [с] в словах и фразах (подбирать слова со звуком [с])

1. Дидактическая игра «Ты кто?» [11, с. 141].

2. Чтение сказки «Привередница» [20, с. 256].

3. Чтение потешки «Наш козёл» [4, с. 80].

4. Повторение чистоговорки: Ся-ся-ся, са-са-са - не пугай нас, оса!

Сю-сю-сю, су-су-су - не заблудимся в лесу.

5. Разучивание потешек про корову и бычка [7, с. 48].

6. Словесная игра «Кто в домике живет?» [21, с. 79].

7. Ролевой театр: сказка В. Сутеева, «Под грибом» [9, с. 38]

Занятие 5 [13, с. 24]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа, используя набор игрушек; развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные во множественном числе; различать интонации, правильно пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания; актуализировать употребление в речи слов, обозначающих признаки и действия предметов (игрушек); фонематический слух: отработать правильное произношение звука [з] {изолированно)

1. Дидактические игры: «Чего не стало?» [11, с. 123]; «Назовите разные слова» [16, с. 36].

2. Чтение стихотворений К. Ушинского «Бодливая корова», Б. Заходера «Кискино горе».

3. Разучивание стихотворения А. Барто:

Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Она была разиней, резиновая Зина, Упала из корзины - измазалась в грязи.

4. Кукольный театр: «Лесная история» [12, с. 57].

5. Игра «Подарки» [21, с. 83]

Занятие 6 [13, с. 25]

Задачи: обучить навыкам пересказа короткой сказки, выразительно передавая диалог действующих лиц; развивать речевые умения: правильно называть детенышей животных, пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении

1. Дидактическая игра «Поручения» [11, с. 132].

2. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?»

3. Чтение потешки «Ножки, ножки, где вы были?» [20, с. 219].

4. Разучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи» [20, с. 145].

5. Пальчиковая гимнастика «Игра-потешка» [10, с. 53].

6. Словесная игра «Так бывает или нет?» [21, с. 82].

7. Отгадывание загадок [1, с. 120]

НОЯБРЬ

Занятие 7 [13, с. 25]

Задачи: развивать диалогическую речь, фонематический слух; речевые умения: научить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса; подбирать точные сравнения; актуализировать употребление | в речи слов, обозначающих признаки и действия предметов

1. Дидактические игры: «Что делает Буратино?» [11, с. 143]; «Назовите разные слова» [16, с. 36].

2. Чтение потешки «Зайчишка-трусишка» [20, с. 219].

3. Повторение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» [20, с. 145].

4. Проигрывание мини-сценки «Ёж-чистюля» [9, с. 40].

5. Проговаривание чистоговорок и стихотворений со звуками [с], [з].

6. Чтение сказки «Жихарка» [20, с. 240].

7. Словесная игра «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» [21, с. 77]

1 / 2

Занятие 8 [13, с. 26]

Задачи: научить описывать предмет, не называя его; задавать вопросы и отвечать на них; развивать диалогическую речь, фонематический слух, речевые умения: активизировать употребление в речи глаголов (обозначение действия) и прилагательных (обозначение признаков предметов); образовывать названия детенышей животных в именительном и косвенном падежах

1. Дидактическая игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» [11, с. 124].

2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа».

3. Заучивание стихотворения С. Черного «Кто?» [8, с. 145].

4. Пальчиковая гимнастика (2-й комплекс, № 1,2) [10, с. 53].

5. Театр на фланелеграфе: сказка «Кто как от дождя спасается» [12, с. 49].

6. Словесная игра «Каравай» [21, с. 83].

7. Игры с разрезными картинками

Занятие 9 [13, с. 27]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа на основе личного опыта, на тему, предложенную воспитателем, о предметах, входяших в понятие мебель; закрепить знания об обобщенном понятии мебель; развивать речевые умения: понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений 1. Дидактические игры: «Ослик в гостях у медвежонка» [11, с. 133]; «Верни слова» [16, с. 36].

2. Чтение рассказа Ю. Пермяка «Торопливый ножик».

3. Повторение стихотворения С. Черного «Кто?» [8, с. 145]

4. Чтение стихотворения Д. Хармса «Игра».

5. Игра «Путешествие на воздушном шаре» [9, с. 40].

6. Упражнения в вежливом обращении друг к другу.

Занятие 10 [13, с. 28]

Задачи: обучить навыкам составления небольшого связного рассказа по картине на основе личного опыта (по аналогии с рассказом по картине); развивать речевое умение образовывать формы существительного в родительном падеже; активизировать употребление в речи глаголов

1. Дидактические игры: «Кто что слышит?» [21, с. 65]; «Почтальон приносит письма» [17, с. 90]; «Кто играет с Таней?» [11, с. 143].

2. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» [7, с. 210].

3. Заучивание потешки «Во поле рябинушка.» [20, с. 214].

4. Повторение потешек и попевок о домашних животных [7, с. 52].

5. Инсценировка сказки «Лиса и заяц».

6. Литературный калейдоскоп (прослушивание знакомых и новых стихотворении)

ДЕКАБРЬ

Занятие 11 [14, с. 12]

Задачи: обучить навыкам составления короткого описательного рассказа об игрушке; развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде, образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ш] (изолированно, в словах и фразах, регулировать темп и силу голоса, подбирать слова, сходные по звучанию 1. Дидактические игры: «Узнай, что изменилось» [21, с. 66]; «Кафетерий» [11, с. 125]; «Это слово звонкое или тихое?» [16, с. 37].

2. Чтение сказки «Зимовье зверей» [7, с. 213].

3. Повторение потешки «Во поле рябинушка.»

4. Загадывание загадок [1, с. 347].

5. Драматизация сказки «Три поросенка».

6. Разучивание скороговорки:

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь - не спишь».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

1 2

Занятие 12 [14, с. 13]

Задачи: научить при описании кукол сравнивать их, высказываясь законченными предложениями, пользоваться в речи прилагательными, словами с противоположным значением; закрепить знания об обобщенном понятии мебель; развивать выразительность речи

1. Дидактическая игра «Магазин посуды» [11, с. 133].

2. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» [20, с. 395].

3. Заучивание стихотворения А. Барто «Ёлка» [20, с. 318].

4. Ролевой театр: сказка «Лиса и журавль» [9, с. 42].

5. Пальчиковая гимнастика (2-й комплекс, № 3,4, 5) [10, с. 54].

6. Словесная игра «Каравай» [21, с. 83].

7. Игры с разрезными картинками.

8. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 344]

Занятие 13 [14, с. 14]

Задачи: научить описывать предметы зимней одежды; закрепить знания об обобщенном понятии одежда, о предметах зимней одежды; развивать речевые умения: использовать в речи сложноподчиненные предложения; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; фонематический слух: отработать навыки правильного произношения звука [ж] (изолированно, в словах и фразах, подбирать слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Таня веселая и грустная» [11, с. 144]; «Слова произносятся друг за другом» [16, с. 37].

2. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк» [7, с. 216].

3. Разучивание скороговорки:

Жуж жуку жужжал: «Жу-жу,

Я с ежом давно дружу».

4. Повторение стихотворения А. Барто «Ёлка» [20, с. 318].

5. Словесная игра «Каравай» [21, с. 83].

6. Пальчиковая гимнастика «Игра-потешка» [10, с. 54].

7. Инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей» [9, с. 44].

8. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» [7, с. 54]

Занятие 14 [14, с. 15]

Задачи: обучить навыкам пересказа небольшого рассказа, впервые про-читанного на занятии, выразительно передавая диалог действующих лиц; развивать речевые умения: образовывать форму существительных в роди-тельном падеже множественного числа; фонематический слух

1. Дидактические игры: «Почтальон приносит письма» [17, с. 90]; «Ателье» [11, с. 125].

2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?»

3. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Мороз-воевода» («Не ветер бушует над бором.»).

4. Народная игра «Гуси» [21, с. 80].

5. Знакомство с праздником Новый год. Разучивание колядки «Щедровоч-ка» [7, с. 54].

6. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 264]

1/2

ЯНВАРЬ

Занятие 15 [14, с. 15]

Задачи: обучить навыкам составления коротких рассказов по описанию набора игрушек; актуализировать использование в речи предлогов в, на, под, между, используя соответствующую интонацию (вопросительную, повествовательную); развивать речевое умение: образовывать названия детенышей животных при помощи суффиксов -онок, -енок; фонематический слух: правильное произношение звука [ж] (в словах и фразах)

1. Дидактические игры: «Разведчики» [17, с. 92]; «Чаепитие» [11, с. 134]; «Подскажи последнее словечко» [16, с. 38].

2. Чтение сказки «Как собака друга искала» [20, с. 266].

3. Чтение стихотворения 3. Александровой «Птичья ёлка» [20, с. 318].

4. Повторение скороговорки: Жуж жуку жужжал: «Жу-жу,

Я с ежом давно дружу».

5. Словесная игра «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» [21, с. 77].

6. Игра «Продолжи фразу и покажи» [9, с. 45].

7. Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» [7, с. 55]

Занятие 16 [14, с. 16]

Задачи: обучить навыкам составления небольшого рассказа (из 2-3 предложений, отражающего содержание картины; развивать речевые умения: подбирать определения к словам снег, зима, снежинки; фонематический слух: выделять звуки в слове, подбирать слова с заданным звуком

1. Дидактическая игра «Найди ручку» [11, с. 144]

2. Чтение стихотворения К. Чуковского «Телефон».

3. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Красавица какая.» [8, с. 146].

4. Ролевой театр: сказка «Кошкин дом» [9, с. 46].

5. Словесная игра «Какое время года?» [21, с. 86].

6. Пальчиковая гимнастика «Цветок» [10, с. 54].

7. Словесная игра «Доскажите словечко» [I, с. 105]

Занятие 17 [14, с. 17]

Задачи: обучить навыкам составления короткого рассказа об игрушках (при педагогической поддержке); помочь овладеть навыками выявления опорных в смысловом значении слов в заданиях, приводящих к нахождению отгадок, используя сложноподчиненные и простые распространенные предложения; развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ч'] в словах и фразах, называть слова с заданным звуком; развивать диалогическую речь

1. Дидактические игры: «Петрушкины команды» [11, с. 126]; «Какое слово потерялось?» [16, с. 38].

2. Чтение сказки С. Козлова «Зимняя сказка».

3. Повторение стихотворения Е. Благининой «Красавица какая.» [8, с. 146].

4. Заучивание стихотворения:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

А куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

5. Театр на фланелеграфе: сказка «Маша и медведь».

6. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» [7, с. 56].

7. Загадывание загадок [1, с. 336]

1/2

ФЕВРАЛЬ

Занятие 18 [14, с. 18]

Задачи: научить описывать внешний вид человека и его одежду (цвет, отделку); развивать речевые умения: образовывать формы единственного и множественного числа от глагола хотеть, формы повелительного наклонения от глаголов/?иаэ<ад/яь, танцевать и др. ; выполнять упражнения по развитию речевого дыхания

1. Дидактические игры; «Найди своего товарища» [17, с. 90]; «Зайчик» [11,с. 135].

2. Чтение сказки «Лиса и козёл» [7, с. 216].

3. Заучивание стихотворения К. Чуковского «Растет она вниз головою.» [8, с. 140].

4. Драматизация сказки «Три поросенка».

5. Пальчиковая гимнастика «Коза и козлёнок» [10, с. 54].

6. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 331].

7. Игра «Аюшки» [7, с. 51]

Занятие 19 [14, с. 18]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа о предметах и действиях с предметами; закреплять знания об обобщенном понятии посуда, предметах посуды, их назначении; развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ч'], отчетливо называть слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Найди своего товарища» [17, с. 90]; «Разбери посуду» [17, с. 92]; «Смешинка» [11, с. 137]; «Где вы слышали эти слова?» [16, с. 38].

2. Чтение стихотворения А. Берга «Рыбка» [20, с. 416].

3. Чтение стихотворения А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка.»

4. Повторение стихотворения К. Чуковского «Растет она вниз головою.» [8, с. 140].

5. Проговаривание чистоговорок.

6. Игра «Доктор Айболит» [9, с. 47]

Занятие 20 [14, с. 19]

Задачи: обучить навыкам пересказа текста произведения Е. Чарушина «Курочка», сравнивать курицу и цыпленка (на картинках); развивать речевые умения: подбирать определения и антонимы (слова с противоположным значением, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; фонематический слух: подбирать слова, сходные по звучанию 1. Дидактические игры: «Громкая и тихая музыка» [17, с. 90]; «Вы хотите? -Мы хотим!» [11, с. 126].

2. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

3. Чтение потешки «Иди, весна, иди, красна.» [20, с. 212].

4. Мини-сценка по стихотворению В. И. Мирясовой «Таня и мячик» [9, с. 48].

5. Пальчиковая гимнастика «Цветок» [10, с. 54].

6. Беседа «Наша армия родная» [1, с. 47]

Занятие 21 [15, с. 9]

Задачи: научить описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя его существенные признаки; развивать фонематический слух: слышать звук [щ'] в словах, отработать правильное произношение звука [щ']; упражнять в умении соотносить предмет с действиями, которые он производит

1. Дидактические игры: «Огородники» [11, с. 13 5]; «Кто предложит сам?» [16, с. 38].

2. Чтение сказки бр. Гримм «Бременские музыканты».

3. Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки» [20, с. 324].

4. Заучивание чистоговорок: Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Ащ-аш-ащ - мы наденем плащ.

5. Словесная игра «Кто внимательный?» [1, с. 352].

6. Театр на фланеграфе: сказка «Заюшкина избушка».

7. Беседа о прошедшем празднике - Дне защитника Отечества [1, с. 51].

8. Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» [7, с. 59]

Программное содержание занятий по развитию речи Подготовка к обучению грамоте Совместная деятельность воспитателя и детей

1/2/3

МАРТ

Занятие 22 [15, с. 10] Задачи: обучить навыкам составления рассказа по картине; развивать речевое умение правильно называть предметы посуды; отработать правильное произношение звука [щ']; дать представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности Занятие 1 [6, с. 6]

Задачи: познакомить со словарным составом речи, с линейностью и протяженностью слов; ввести понятие слово; развивать фонематический слух: интонационно выделять в словах звук [ш], называть слова с этим звуком

1. Дидактическая игра «Найди ножку» [11, с. 146].

2. Чтение были Л. Н. Толстого «Мальчик стерег овец.» [20, с. 302].

3. Чтение стихотворения П. Образцова «Март».

4. Разучивание стихотворения:

Щука проглотила щетку. Щетка ей щекочет глотку. - Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

5. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 353].

6. Знакомство с театром теней.

7. Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Вот какая моя мама!» [7, с. 59].

8. Беседа о празднике 8 Марта [1, с. 52]

Занятие 23 [15, с. 11] Задачи: закреплять знания об обоб-щенном понятии овощи, развивать речевые умения: правильно называть овощи, описывать их качества, цвет, форму, фонематический слух (находить сходно звучащие слова) Занятие 2 [6, с. 7]

Задачи: развивать фонематический слух: интонационно выделять в словах звук [ж], речевое внимание; ввести понятие звук

1. Дидактические игры: «Подбери пару» [17, с. 90]; «День рождения Пуха» [11, с. 130]; «Слова забыли свое место» [16, с. 39].

2. Чтение глав из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».

3. Чтение стихотворения В. Берестова «Песенка весенних минут».

4. Повторение всех известных детям скороговорок и чистоговорок.

5. Пальчиковый театр: сказка «Кто сказал "мяу"?»

6. Пальчиковая гимнастика «Дружба» [10, с. 54]

Занятие 24 [15, с. 12]

Задачи: научить описывать предметы, игрушки; развивать речевые умения: правильно использовать слова, обозначающие пространственные отношения ближе - дальше, впереди - сзади; фонематический слух: отработать правильное произношение звуков [л], [л'], чет-кую артикуляцию этих звуков в словах; интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные, определять первый звук в слове Занятие 3 [6, с. 8]

Задача: развивать речевое внимание, фонематический слух: различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, произносить слова с интонационным выделением звуков [с], [с']

1. Дидактические игры: «Разведчики» [17, с. 92]; «Зайка, сделай!» [11, с. 127]; «Кто на картинке?» [16, с. 40].

2. Чтение рассказа В. Бианки «Первая охота» [10, с. 104].

3. Чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».

4. Заучивание скороговорки:

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Под лавку заглянуть было лень, искала булавку весь день.

5. Загадывание загадок [1, с. 174].

6. Рассматривание иллюстраций к детским книгам.

7. Инсценировка сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» [9, с. 55].

8. Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Заучивание заклички о весне [7, с. 60]

Занятие 25 [15, с. 13] Задачи: обучить навыкам пересказа | прочитанного текста; развивать фонематический слух: самостоятельно подбирать слова с определенными звуками - [с], [ш]; речевое умение: правильно называть предметы посуды Занятие 4 [6, с. 9]

Задача: развивать речевое внимание, фонематический слух: различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Магазин» [17, с. 92]; «Почему так называют?» [11, с. 146]; «Опять слова забыли свое место» [16, с. 39].

2. Чтение сказки Д. Родари «Собака, которая не умела лаять» [3, с. 71].

3. Чтение стихотворения Г. Кружкова «Р-р-р-ры!» [5, с. 101].

4. Театр на фланелеграфе: сказка «Заяц и ёж».

5. Рассматривание иллюстраций к детским книгам.

6. Игры с воображаемыми предметами [9, с. 55].

7. Повторение заклички о весне

АПРЕЛЬ

Занятие 26 [15, с. 13]

Задачи: научить описывать игрушку, правильно пользоваться вопросительными и утвердительными интонациями, выделять голосом определенные слова (логическое ударение); отработать правильное произношение звуков [л], [л'] (изолированно, в словах и фразах} Занятие 5 [6, с. 11 ] Задачи: научить составлять предложение по «живой» модели, интонационно выделяя звуки в словах; развивать фонематический слух: называть слова с заданным звуком; закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; познакомить с многозначными словами

1. Дидактические игры: «Зайкина гимнастика» [11, с. 127]; «Что мог бы нарисовать художник?» [16, с. 40].

2. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

3. Чтение сказки Х. -К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

4. Знакомство с потешным фольклором: дразнилками, скороговорками [7, с. 62].

5. Отгадывание загадок [1, с. 253].

6. Словесная игра «Мыши» [21, с. 88].

7. Игра «Бояре, а мы к вам пришли!» [9, с. 57]

Занятие 27 [15, с. 15] Задачи: обучить навыкам составления короткого описательного рассказа по картине; развивать речевые умения: подбирать соответствующие слова, сравнивая петуха и курицу, курицу и цыплят; фонематический слух: самостоятельно подбирать слова, сходные по звучанию Занятие 6 [6. с. 12] Задачи: познакомить с тем, какие бывают первые звуки в слове; научить составлять предложение по «живой» модели; развивать речевое внимание, фонематический слух

1. Дидактические игры: «Кто больше?» [1, с. 168]; «Подбери другие слова» [11, с. 146]; «Слова - звучат!» [16, с. 39].

2. Чтение рассказа Н. Носова «Затейники».

3. Заучивание стихотворения С. Вангели «Подснежники» [20, с. 364].

4. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 168].

5. Театра на фланелеграфе: сказка «Жихарка».

6. Пальчиковая гимнастика «Ты кто?» [10, с. 55].

7. Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц [7, с. 63]

Занятие 28 [15, с. 15] Задачи: развивать речевые умения: образовывать глаголы от звукоподражательных слов; фонематический слух: отработать правильное произношение звуков [р], [р']. подбирать слова с этими звуками; научить описывать предметы, подбирая подходящие по смыслу слова; закреплять знания об обобщенных понятиях: овощи, одежда, мебель

Занятие 7 [6, с. 13] Задачи: научить сравнивать слова по протяженности; развивать речевое внимание, фонематический слух (определять первый звук в словах, называть слова с заданным звуком}

1. Дидактические игры: «Узнай, что изменилось» [21, с. 66]; «Прятки» [11, с. 128]; «На что похоже?» [16, с. 41].

2. Чтение сказки Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» [2, с. 61].

3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ива» [20, с. 159].

4. Заучивание чистоговорок:

Ра-ра-ра - весь мусор уберем с утра, Ро-ро-ро - весь мусор соберем в ведро. Ре-ре-ре - метем усердно во дворе, Ри-ри-ри - двор убрали - раз, два, три!

5. Инсценировка сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» [9, с. 58].

6. Рассматривание иллюстраций к детским книгам

Занятие 29 [15, с. 16] Задачи: научить описывать игрушку, выделяя ее характерные признаки; развивать речевые умения в образовании форм существительных родительного падежа множественного числа; фонематический слух: узнавать слова, в которых не хватает 1 последнего звука; закреплять знания о том, что слова состоят из разных звуков

Занятие 8 [6, с. 14] Задачи: научить составлять предложения о действиях детей; развивать фонематический слух: определять 1-й звук в слове; называть слова с заданным звуком; закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки

1. Дидактические игры: «Магазин» [17, с. 92]; «Бабушка Маланья» [11, с. 136]; «Здравствуйте, я - Петрушка!» [16, с. 41].

2. Чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята».

3. Повторение стихотворения С. Вангели «Подснежники» [20, с. 364]

4. Чтение потешки «Ласточка» [20, с. 222].

5. Словесная игра «Мыши» [21, с. 78].

6. Театр бибабо: сказка «Великан и мышь» (по А. Фронденбергу) [9, с. 60]

МАЙ

Занятие 30 [15, с. 18] Задачи: развивать речевые умения: согласовывать существительные, прилагательные и местоимения в роде; научить описывать предмет, его внешний вид, признаки; отработать правильное произношение, фонематический слух: слышать звуки [р], [р'] в словах, подбирать слова с этими звуками Занятие 9 [6, с. 15] Задачи: развивать речевое внимание, фонематический слух: определять и называть 1 -и звук в слове, познакомить с разным звучанием слов; называть слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Новая квартира» [1, с. 245]; «Какая, какой, какое?» [11, с. 149]; «Загадочный круг» [16, с. 42].

2. Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный!»

3. Чтение сказки «Собака, которая не умела лаять» [3, с. 71 ].

4. Загадывание загадок [1, с. 253].

5. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 246].

6. Театрализованная игра «Веселые превращения» [9, с. 61]

Занятие 31 [15, с. 18] Задачи: научить описывать внешний вид предметов, их характерные признаки; развивать речевые умения: правильно называть детенышей животных; фонематический слух: самостоятельно находить слова, сходные по звучанию; закреплять знания о том,что звуки в словах произносятся в определенной последовательности

Занятие 10 [6, с. 16] Задача: развивать речевое внимание, фонематический слух: различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Разведчики» [17, с. 92], «Полетушки» [11, с. 137].

2. Чтение «Сказки о жадине» И. Зиедониса [2, с. 63].

3. Заучивание стихотворения Г. К. Кружкова «Р-р-р-ры!» [5, с. 101].

4. Проговаривание чистоговорок и скороговорок.

5. Литературный калейдоскоп (по известным детям стихотворениям, сказкам, рассказам, потешкам).

6. Пальчиковые игры.

7. Мини-сценка «Хозяйка и кот» [9, с. 62].

8. Беседа с детьми о празднике 9 Мая [11, с. 62]

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод, пособие / Н. В. Алёшина. - М. : ЦГЛ, 2004.

2. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. -№ 1.

3. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 2.

4. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 4.

5. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 8.

6. Журова, Л. Е. Обучение дошкольников грамоте: метод, пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. - М. : Школьная Пресса, 2002. *

7. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб. -метод, пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. - СПб. : Детство-Пресс, 1998.

8. Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей / сост. Л. Ю. Стрельцова. - М. : Просвещение, 1992.

9. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. - М. : Школьная Пресса, 2000.

10. /7лсш-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду / сост. Н. В. Гончарова [и др. ]; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент, 1997.

11. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова [и др. ]; под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Изд. -во «Институт психотерапии», 2001.

12. Развлечения в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / сост. Л. С. Фурмина, А. Е. Шибицкая, Л. В. Пантелеева. - М. : Просвещение, 1975.

13. Сохин, Ф Примерное планирование занятий по развитию речи. Средняя группа / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 11.

14. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи. Средняя группа / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1989. -№ 12.

15. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи. Средняя группа / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 1.

16. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г. А. Тумакова. -М. : Просвещение, 1991.

17. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. -Минск: Народная асвета, 1976.

18. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / сост. Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. - М. : Просвещение, 1981.

19. Хрестоматия для дошкольников. 2-4 года / сост. М. Т. Ильчук, В. В. Гербова, Л. М. Елисеева, М. П. Бабурова. - М. : АСТ, 1999.

20. Хрестоматия для маленьких / сост. Л. Н. Елисеева. - М. : Просвещение, 1987.

21. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. - М. : Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Тренажер для развития моторики рук.Тренажер для развития моторики рук. Подробное описание: Мы уже знаем о тесной связи развития мелкой моторики рук и развития речи ребенка. Цель: Развиваем руки ребенка, активизируем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (развиваем речь ребенка)
Опубликовано: 11 июня 2012 в 21:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД