Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (ребенок открывает мир природы)

Татьяна
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (ребенок открывает мир природы)

РЕБЕНОК ОТКРЫВАЕТ МИР ПРИРОДЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 4-5 лет дошкольник проявляет активный интерес к окружающей его природе: животным, растениям, погодным явлениям. Возникающие в этом возрасте вопросы: «зачем?», «почему?», «откуда?» - порой ставят взрослых - родителей и педагогов - в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, об-разной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления - важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для дошкольников 4-5 года жизни оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи - они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.

Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырех-, пятилетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

Ребенок данного возраста должен иметь следующие представления.

Живое.

Ребенок должен знать:

- признаки и свойства растений, животных и человека как живых организмов (двигаются, питаются, дышат, растут); признаки отдельных растений и животных, детей и взрослых, доступные сенсорному анализу: цвет, размер, части и органы, их пространственное расположение, вариативность разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.); вкусовые качества плодов огородных и садовых растений и т. п. ;

- иметь конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей растений и животных (тех, у которых эти признаки наиболее ярко выражены): ест (что, чем, как); двигается (как, при помощи чего); дышит (чем); растет;

- назначение основных органов и частей растений, животных, хорошо знакомых детям, |человека (например: корень растения всасывает воду из земли и служит опорой растете стебель проводит воду, пищу к другим частям растения и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена - детки этого растения);

- иметь общее представление о значении целостности организмов (нарушение целостности органов приводит к ухудшению состояния, а иногда и к гибели живого существа. Беречь нужно каждое живое существо);

- иметь конкретные представления об основных потребностях знакомых детям растений и животных и собственных потребностях (в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов); способах удовлетворения этих потребностей растениями и животными уголка природы, живущими дома, на даче; о труде человека по созданию условий для живых существ и уходу за ними, об отношении к ним; о состоянии (хорошем, плохом) растений и животных, детей.

Связь растений, животных со средой обитания, с неживой природой.

Ребенок должен иметь:

- общее представление о существовании разных сред обитания: наземной (почва, земля, воздушной (воздух, водной (вода, об основных компонентах сред обитания (например: земля состоит из чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений; она может быть мягкой, рыхлой, влажной, сухой и т. д.);

- представления о приспособлении отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания, выраженном во внешнем строении, поведении животных, способах существования. (Домашние животные и культурные растения не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек.)

- знания об изменениях сред обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях при-роды, приспособлении растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом;

- представления о труде взрослых по уходу за домашними животными и растениями; основные компоненты некоторых трудовых процессов (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов и др.).

Рост, развитие и размножение животных и растений.

Ребенок должен иметь:

- представления о том, что растения, животные - живые; они рождаются от других живых организмов: растения - от растений, а животные - от животных; знания об изменениях во внешнем виде (строении) и способах существования хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, о некоторых ярких стадиях и их последовательности; представления о необходимости беречь как молодое, так и взрослое живое существо: из маленького вырастает взрослое, у которого снова будет потомство (цикличность роста, развития и размножения):

- дифференцированные представления об условиях выращивания растений в уголке природы (свете, тепле, влаге, почве, содержания отдельных животных (кошки, собаки, мор-скоп свинки, птиц (курицы, попугая или канарейки, рыб (гуппи, золотой рыбки, способах ухода за отдельными детенышами животных, ростками растений;

- представления о процессе посадки и выращивания лука, крупных семян растений, его цели, составе компонентов труда (инструменты и материалы, трудовые действия и их последовательность, результат труда).

Места произрастания и обитания растений и животных.

Ребенок должен знать:

- о среде обитания животного или растения (лес, луг, водоем, парк, газон, аквариум); основные условия среды обитания; связь потребностей растений с условиями (например: на лугу много света, нет высоких деревьев – растут травянистые растения, любящие свет);

- иметь конкретные представления о животных - обитателях леса (луга, поля, водоема, о способах удовлетворения их потребностей в условиях определенной среды - экосистемы (например: на лугу много невысоких цветущих растений, поэтому там живут разные насекомые и мелкие зверьки; над лугами летают птицы, которые питаются насекомыми).

Ребенок должен знать о человеке:

- соотношение понятий ребенок – родители – воспитатели; особенности внешнего вида, различия и сходство;

- назначение органов; люди - живые, им нужны пища, чистая вода и свежий воздух, тепло, свет; им нужны внимание и забота;

- одежда для деятельности человека (взрослых и детей) в разные времена года;

- уметь читать эмоции человека и соответствующе реагировать на проявление эмоций детей и взрослых; знать о различных проявлениях теплых отношений между людьми.

Познавательные и речевые умения.

Ребенок должен уметь:

- различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность их сенсорных признаков; пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения;

- устанавливать разнообразные по содержанию связи (например, морфофункциональные – между строением органа и его назначением); связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания; уметь обобщать объекты по сенсорным признакам, пользуясь моделью;

- составлять описательный рассказ о растениях или животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения; использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака (светлее, темнее, холоднее и т. п., установлены связи, усвоенные обобщения.

Практические умения.

Ребенок должен уметь:

- под руководством и контролем взрослого осуществлять уход за растениями и животными уголка природы, огороде, в цветнике (поливать, рыхлить почву, удалять пыль с растений разными способами, размножать растения луковицами, крупными и мелкими семенами; кормить животных, мыть поилки, кормушки, помогать готовить корм, проявлять некоторую самостоятельность, радоваться достигнутым успехам, видеть положительные результаты труда.

По отношению к природе ребенок должен проявлять любознательность по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных, человека; сочувствовать, сопереживать живому организму при нарушении его целостности, нанесении ущерба его здоровью; проявлять доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе; интерес к труду человека по уходу за растениями и животными, желание самому оказать посильную помощь взрослому, самостоятельно выполнять те или иные поручения; эстетически воспринимать природу, любоваться, восхищаться ее красотой.

Уровни освоения программы.

Низкий. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.

Средний. Ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно деревьев и комнатных, некоторых зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные при-знаки. Безошибочно определяет живыми животных, основываясь при этом как на существенных, так и на несущественных признаках. Имеет интерес и желание ухаживать за растениями и животными, но неустойчивый, избирательный. Самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы.

Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живо-го. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения с ними, сочувствие по-павшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребенок умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающие их красивыми.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема и задачи занятий Совместная деятельность педагога и детей

СЕНТЯБРЬ

1

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах

[2, с. 93]

Задачи: обучать навыкам составления описательных рассказов об овощах и фруктах, излагая мысли в определенной последовательности, с опорой на модели-картинки в качестве плана; уточнять и закреплять представления об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способу произрастания; воспитывать умение слушать друг друга.

Выполнение задания 5

в рабочей тетради [4, с. 8]

Наблюдения.

- Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).

- Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие - во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.

- Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, сделать вывод, когда бежать легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

- Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный - быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.

- Наблюдения за дождем. Дожди идут часто; ввести понятие моросящий дождь. Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее - летний или осенний.

- Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли растений.

- Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух - разносчиков болезней.

- Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто - в землю, кто - в засохшую листву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

- Изменения погоды в солнечный и пасмурный дни. Небесные светила (Солнце, звезды, Луна). Изменение цвета листьев на участке, в лесу, на лугу. Травянистые растения и деревья. Листья клена, дуба, березы. Линька кошек и собак.

Опыты. а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет; б) Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга; в) «Почему песок хорошо сыплется?»; «Танец горошин»; «Что любят растения?»; «Где живут зернышки?»; «Умный нос»; «Друзья»; «Поиск воздуха».

Подвижные игры: «Листопад» [10, с. 8], «Огуречик, огуречик.» [10, с. 13].

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Паучок-пилот»; Г. Глушнев, стихи о насекомых «Кузнец и кузнечики»; А. Майков «Пейзаж»; Э. Машковская «Осень»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; И. Трутнева «Улетай, наше лето!»; Э. Успенский «Как растили капусту»; Г. Цыферов «Как лягушонок искал папу».

Беседы: «Почему осень называют золотой»; «Куда и почему улетают птицы»; «Что нам дарит осень?»; «Что бы ты увидел; сидя на облаке?»; «Маленькие; но многочисленные обитатели планеты» [15; с. 4]; «Сентябрь» [16; с. 4].

Труд в природе. Совместно с воспитателем осуществлять уход за растениями и животными в уголке природы. Уход за букетами срезанных цветов. На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений. Уборка участка от листьев, сбор осенних листьев, семян цветов и других растений. Сбор овощей на огороде. Украшение центра природы красивыми растениями и цветами, осенними листьями, овощами, фруктами. Устройство выставки «Дары природы».

Рассматривание картин. Домашние животные (кролик с крольчатами, утка с утятами). Дикие животные (белка, еж). Времена года (в саду, на огороде и в поле осенью).

В центре художественной деятельности поместить обводки фруктов, овощей, грибов, деревьев. Поощрять желание детей отражать свои впечатления об осенних изменениях в природе.

В центре природы поместить модели признаков осенних изменений в природе и модели видов насекомых.

В центре книги создать уголок осеннего леса: поместить альбомы, иллюстрации с изображением даров леса, муляжи фруктов, овощей, грибов.

Прогулка «Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья» [8, с. 29].

Дидактические игры: «Найди самый красивый листок» [10, с. 7]; «Овощи» [10, с. 11].

Пальчиковая гимнастика: «Хозяйка однажды с базара пришла.» [10, с. 11].

Игровые ситуации: «Приготовление винегрета» [9, с. 68]; «Герои сказки Джанни Родари рассказывают об овощах и фруктах» [9, с. 69]; «Карлсон выращивает овес на крыше» [9, с. 34].

Беседа и изготовление коллажа «Что нам дарит осень?» [3, с. 5].

Игровые упражнения: «Почтальон принес посылку» [2, с. 121]; «Собери урожай» [2, с. 122].

Выполнение заданий № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10 в рабочей тетради [4, с. 4, 5, 7, 9, 10, 12].

Объяснить и разучить пословицу: «Осень идет и дождь за собой ведет».

Объяснить и разучить примету: «Паутина стелется по растениям - к теплу»

2 Беседа о насекомых

[2, с. 94]

Задачи: закреплять представления детей о насекомых (их главные признаки: членистое строение тела, шесть ног, крылья, способы защиты от врагов); развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

Выполнение задания 9

в рабочей тетради [4, с. 12]

ОКТЯБРЬ

3 Сравнение комнатных

растений (герань душистая и бальзамин)

[2, с. 95]

Задачи: учить сравнивать листья, используя предметно-манипулятивный метод исследования: по окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству, и определять породу дерева (кустарника); закреплять умение пользоваться моделями.

Выполнение задания 14

в рабочей тетради [4, с. 15]

Наблюдения.

- Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже: ветер холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое, затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад, когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно). Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче.

- Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия листопад, золотая осень. Провести длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется их окраска). Определить с детьми, какое дерево потеряет листву раньше других, какие деревья долго не теряют ее. По возможности наблюдать за отлетом птиц.

Опыты. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руке, цвет (светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

«Посадим дерево»; «Секрет сосновой шишки»; «Необычные кораблики»; «Как замесить тесто»; «Носарий»; «Веселая полоска».

Подвижные игры: «Кто скорее соберет.» [2, с. 126]; «К дереву беги!» [2, с. 127]; «Найди листок, как на дереве» [2, с. 130], «Вейся, венок!» [10, с. 5].

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели.», «Осень»; Э. Машковская «Дело к зиме»; Майков «Осень»; А. Блок «Зайчик»; Г. Скребицкий «Лесной голосок»; К. Ушинский «Бишко».

Разучивание стихотворения Е. Благининой «Стрижи» [2, с. 146].

Беседы: «Почему деревья осенью раздеваются»; «Что ты видел по дороге в детский сад?»; «Где рыбке лучше живется?» (в реке или в аквариуме); «Октябрь» [ 16, с. 9]; «Уход за рыбками» [1, с. 287]; «Осень - это хорошо или плохо?» (с использованием мнемотаблицы «Осень» [3, с. 5]).

Труд в природе. Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Сбор красивых листьев для букета в уголок природы. Изготовление сувениров, игрушек из природного материала. Мытье игрушек после прогулки. Уход за обитателями уголка природы совместно с воспитателем. Посадка чеснока под зиму. Перекопка грядок на огороде, окапывание деревьев и кустарников (совместный труд воспитателя и детей). Уход за рыбками, птицами, комнатными растениями. Подготовка корма для обитателей в центре природы. Замена воды в аквариуме (совместно с воспитателем). Посадка корнеплодов.

Рассматривание картин. Серия «Уход за комнатными растениями»; тема «Дети кормят рыбок»; серия «Наши птицы»; тема «Наша Таня».

В центре художественного творчества выложить разнообразный природный материал для самостоятельного изготовления детьми поделок. Поместить иллюстрации с изображением золотой осени. Поощрять детей отражать приметы золотой осени в рисунках.

В центре природы поместить модели: строение растений, строение тела рыбы, динамические модели приспособления животных к сезону.

В центре книги поместить книги с иллюстрациями осенних пейзажей.

Прогулка «Люблю я пышное природы увяданье.» [8, с. 47; 8, с. 29].

Пальчиковая гимнастика «Цветы» [10, с. 5].

Объяснить и разучить пословицу: «Сентябрь птиц в дорогу торопит».

Объяснить и разучить примету: «Когда гусь улетает, снег выпадает».

Сюжетная игра «Рыбки живые и игрушечные» [9, с. 17].

Игровые ситуации: «Карлсон выращивает овес на крыше» [9, с. 34]; «Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями» [9, с. 38].

Настольно-печатная игра «Лото» (растения, животные, цветы и т. д.).

Выполнение заданий № 11, 12, 13, 17 в рабочей тетради [4, с. 13-18]

4 Наблюдение за рыбкой [2, с. 97]

Задачи: закрепить знания об аквариумных рыбках (виды аквариумных рыбок, строение их тела, условиях жизни рыбок в аквариуме, правилах ухода за аквариумом); развивать логическое мышление, интерес к наблюдениям за окружающими нас объектами природы.

Выполнение задания 15 в рабочей тетради [4, с. 16, 17]

НОЯБРЬ

5 Как поливать растение

[2, с. 99]

Задачи: обучить детей практическим навыкам поливки растений как одному из структурных звеньев трудового процесса; способствовать желанию детей ухаживать за растениями

Наблюдения.

- Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь). Ветер сдувает с деревьев последние листочки.

- Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

- Наблюдения за льдом: предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед. Закрепить представление о том, что лед прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед.

- Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней и чем он отличается от снега.

- Обратить их внимание на перемены в одежде людей, спросить, с чем они связаны.

- Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы можем увидеть на прогулке; подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц. В уголке природы отметить изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у некоторых облетают листья.

Опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее.

«Ветер», «Где прячутся детки?», «Мыло-фокусник», «Мой веселый, звонкий мяч.», «Вкусовые зоны языка», «Умывальников начальник»

Чтение художественной литературы: Н. Сладкое «Почему ноябрь пегий», «Лесные шорохи», «Пороша»; Я Некрасов «Заунывный ветер гонит.»; Е. Благинина «Огонек», «Улетают, улетели.», «Стрижи»; И. Михайлова «Как обидно.»; А. Пушкин «Унылая пора.»; Л. Толстой «Волк»; В. Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких зверях).

Разучивание стихотворений: «Осенний лес» [12, с. 83], Н. Некрасов «Говорила рябина рябине.» [2, с. 145].

Беседы: «Что ты видел по дороге в детский сад?» (проводится в начале и конце месяца с использованием приема сравнения); «Почему звери меняют шубки?»; «Как медведь готовится к зиме?»; «Нужно ли человеку готовиться к зиме?» (с изготовлением коллажа «Как человек готовится к зиме») [3, с. 5]; «В заколдованном лесу» [1, с. 2901; «Что нам осень принесла?» (с помощью моделей сравнить с детьми признаки осени в сентябре, октябре, ноябре) с изготовлением коллажа «Что нам осень принесла?» [3, с. 6]. Включить в беседу игру «Расскажи без слов».

Труд в природе. Совместно с воспитателем ухаживать за растениями и животными в центре природы. Самостоятельно мыть камешки из аквариума и поддоны из-под растений. Совместно с воспитателем и родителями готовить кормушки для птиц, расчищать дорожки от снега. Уход за рыбками, птицами, комнатными растения-ми. Подготовка корма для обитателей центра природы. Замена воды в аквариуме (совместно с воспитателем). Посадка корнеплодов. Подготовка игровой площадки к зиме. Подкормка птиц.

Рассматривание картин: Ф. Толстой «Ветка крыжовника», «Клубника»; М. Кончаловский «Поднос и овощи».

В центре природы помесить модели трудового процесса (поливка, динамические модели (медведь в берлоге, жук в коре и т. д., а также цветные иллюстрации, репродукции на тему приспособления диких зверей к зимним условиям.

Прогулка «Хмурая, дождливая наступила осень.» [8, с. 29].

Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять» [10, с. 24].

Объяснить и разучить поговорку: «В ноябре зима с осенью борются».

Объяснить и разучить примету: «В ноябре снегу надует - хлеба прибудет».

Сюжетная игра «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу» [9, с. 24].

Игровые ситуации: «Айболит осматривает комнатные растения» [9, с. 41]; «Посещение картиной галереи» [9, с. 109].

Обучающая ситуация «Сравнение белого и бурого медведя» [9, с. 115].

Игра «Что сажают в огороде?» [2, с. 128]

Игровые упражнения: «Раньше - позже» [2, с. 129]; «Подскажи словечко» [2, с. 129]

6 Как зимуют дикие звери [2, с. 100]

Задачи: формировать представление о жизни диких зверей в зимних условиях (медведь, барсук, еж и др. : интенсивно питаются, наращивают жировой слой, впадают в спячку; волк, лиса - охотятся; лиса, заяц, белка ~ меняют окрас шерсти; белка запасает на зиму орехи, грибы); развивать умение вести диалог, отстаивать в споре свое мнение, строить доказательную речь.

Выполнение задания 19

в рабочей тетради [4, с. 20,21]

ДЕКАБРЬ

7 Беседа «Как живут растения зимой» [2, с. 106] Задачи: обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям в природе (сбрасывают листья, прекращают свой рост, отдыхают); о жизненно важных условиях для роста и развития растений (свете, тепле, влаге, богатой минеральными веществами почве — с использованием моделей); развивать умение устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды.

Выполнение заданий 25,

26 в рабочей тетради [4, с. 27, 28]

Наблюдения.

- Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы). Познакомить со свойствами снега: (холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный). Устанавливается зависимость снега от температуры.

- Показать превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать ледяные игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед бывает хрупким, а бывает прочным, толстым. Объяснить, почему.

- На улице рассмотреть следы птиц (воробья, вороны, сравнить, что общего и чем они отличаются. Наблюдать за поведением птиц у кормушки.

- В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с детьми, почему это происходит.

- Зимнее небо, звезды, зимний пейзаж. Явления природы: снегопад, метель, вьюга, пурга, оттепель. Следы на снегу (сравнение следов ребенка и взрослого, собаки и кошки, воробья и вороны). Ветер, солнце.

- Деревья и кустарники под снежным покровом. Сравнение дуба и березы, тополя и березы.

- Повадки птиц. Вновь прилетевшие птицы. Поведение птиц во время подкормки на участке и в кормушке. Воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири.

Опыты. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения разместить так: одно - в темное место, другое в светлое. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким.

«Окрашивание воды»; «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?»; «Узнай все о себе; шарик»; «Потеря воды во время дыхания»; «Черное и белое»; «Тайный похититель варенья»; «Вода прозрачная».

Подвижные игры: «Зайка беленький сидит» [10, с. 39]; «Беги в дом, какой назову» [2, с. 130].

Чтение художественной литературы: Я. Аким «Первый снег»; Е. Трутнева «Первый снег», «Елка»; Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок, «Воробей», «Ворона»; Зверев «Воробьиное Бюро погоды»; В. Зотов «Ворона», «Снегирь», «Заяц-беляк», «Воробей», «Сорока» (из книги «Лесная мозаика»); Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Калинина «Про снежный колобок»; В. Чарушин «Что за зверь?»; Л. Чарская «Зима» [6, с. 28]; Н. Рубцов «Ворона» [2, с. 148]; «Покормите птиц зимой» [2, с. 149].

Разучивание стихотворения И. Демьянова «Воробей» [2, с. 146], русской народной потешки «Как на тоненький ледок» [7, с. 52].

Беседы: «Как помочь птицам зимой?» с изготовлением коллажа «Как помочь птицам зимой?» [3, с. 7]; «О чем грустит растение?»; «Почему люди зимой не мерзнут?»; «С кем дружит ель?» (с изготовлением коллажа «С кем дружит ель?») [3, с. 6]; «Как животные живут зимой?» [1, с. 306]

Труд в природе. Уборка участка от снега. Окапывание снегом деревьев. Постройка снежных гаражей, ледяных горок, снежных лабиринтов. Изготовление кормушек. Подкормка птиц. Наблюдение за работой дворника: уборка снега. Самостоятельная поливка растений в уголке природы, посев овса для подкормки птиц, помощь воспитателю в смене воды в аквариуме. Уборка участка после снегопада. Замораживание цветных льдинок. Устройство горки для кукол. Устройство берлоги для самого большого игрушечного медведя. Сооружение разнообразных построек из снега, используя определенные приемы (выравнивание). Устройство новогоднего праздника для птиц. Стряхивание снега с веток и кустарников. Уход за комнатными растениями, животными.

Рассматривание картин: серия «Животные нашего леса».

В центре природы поместить модели строения тела птицы; модель трудового процесса {мытье листьев растения). Подборка иллюстраций с изображением начала зимы.

В центре художественного творчества поместить трафареты птиц, тонированную бумагу для изображения зимних пейзажей, контуры деревьев, кустарников, домов.

В центре книги сделать подборку книг о зиме.

Прогулка «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля» [8, с. 30].

Объяснить и разучить пословицу: «Солнце летом греет - зимой морозит».

Объяснить и разучить примету: «Если в декабре глубоко промерзнет земля - к урожаю».

Объяснить и разучить поговорку: «Декабрь - ворота зимы».

Пальчиковая гимнастика: «Снежок» [10, с. 39].

Сюжетная игра «Сравнение игрушечной елки с живой елью» [9, с. 28].

Игровая ситуация «Винни-Пух пришел к обеду» [9, с. 60]

Дидактическая игра «Знаешь ли ты.» [2, с. 129].

Выполнение заданий № 22, 24, 27, 28 в рабочей тетради [4, с. 24, 26. 29]__

8 Рассматривание и сравнение воробья и вороны [2, с. 108]

Задачи: расширить знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании;закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам; воспитывать заботливое отношение и интерес к наблюдениям за жизнью птиц.

Во второй части занятия педагог спрашивает у детей: «Что вы слышите, когда птицы собираются у кормушки?» Звучит аудиозапись с голосами птиц, и на фоне других птичьих голосов дети слышат чириканье воробья и карканье вороны (1 мин). В третьей части занятия, когда дети раскрашивают птиц, вновь звучит эта аудиозапись (4 мин).

Выполнение задания 23

в рабочей тетради [4, с. 25]

ЯНВАРЬ

9

10 Диагностика по разделу

«Природный мир»

Прогулка в зимний лес

[2, с. 110]

Задачи: закрепить знания детей об особенностях каждого времени года, используя модели; обобщить знания о жизни диких животных и птиц в зимний период года (как приспосабливаются к изменениям погодных условий, чем питаются); развивать зрительную память, внимание, логическое мышление.

Выполнение заданий 29,

30 в рабочей тетради [4, с. 30, 31]

Наблюдения.

- Сосульки в оттепель. Погода в ветреный день (наблюдение из окна). Снежинки при свете фонаря. Сугробы, лед. Узоры на стекле.

- В уголке природы. Животные уголка природы (черепаха, хомяк, морская свинка).

- Наблюдение за сменой воды в аквариуме и рыбками (сравнение нескольких рыбок). Посещение старших групп, наблюдение за рыбками в этих группах и сравнение их.

- Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить их форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз. Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести детей к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в пасмурный день не блестит.

- Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели (липкий, мокрый). Подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла - превратилась в сосульку.) Рассмотреть сосульку (твердая, холодная, хрупкая, прозрачная).

- Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться: вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.

- В центре природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету (бегония клиновидная или герань). Подвести детей к выводу о потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке отметить особенности их поведения в этот период.

Опыты: «Поиск воздуха»; «Солнечные зайчики»; «Хитрые семена»; «На чем полетят человечки?»; «Значение расположения ушей»; «Подводная лодка из винограда»; «Волшебные зеркала, или 1? 3? 5?»

Чтение художественной литературы: И. Суриков «Белый снег пушистый.»; К Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Январь»; М. Садовский «Снегопад»; А. Клыков «Белка», «Как лиса зимует»; В. Покровский «Волк», «Медведь»; В. Берестов «Гололедица»; В. Кондратьев «Метель»; В. Степанов «Большая пурга»; М. Пришвин «Ночевка зайца»; В. Бианки «Снежная книга»; Г. Снегирев «Звери наших лесов»; Чаплина «Как лиса в лесу живет»; В. Степанов «Синицы», «О чем поют воробушки», «Мой приятель воробей» [2, с. 149; 6, с. 321.

Беседы: «Где найти медведя зимой?»; «Зачем белке пушистый хвост?» с изготовлением коллажа «Зачем белке пушистый хвост?» [3, с. 7]; «Холодно ли птицам зимой?»; «Живые ли деревья зимой?»; «Если дома живет птичка.».

Разучивание стихотворений о птицах [2, с. 148], заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» [7, с. 55]

Труд в природе. Уборка участка после снегопада. Подкормка птиц. Замораживание цветных льдинок. Устройство горки для кукол. Устройство берлоги для самого большого игрушечного медведя. Сооружение разнообразных построек из снега, используя определенные приемы (выравнивание). Стряхивание снега с веток и кустарников. Окапывание снегом деревьев. Уход за комнатными растениями, животными. Уход за рыбками, смена воды в аквариуме. Посев семян для корма птиц. Самостоятельно протирать листья растений и поливать их (по мерке воспитателя) в уголке природы. На участке - подкормка птиц (насыпать в кормушку зерна, подвесить сало). Понаблюдать, какая птица что будет клевать. Расчистка дорожек от снега, создание построек из снега.

Подвижная игра «Поймай хвост» [10, с. 43].

Рассматривание картин: серия «Зимующие птицы», «Зимние развлечения».

В центре художественного творчества поместить репродукции с изображением метели, вьюги. Трафареты диких зверей, обводки снежинок. На панно поместить силуэты деревьев, птиц, зверей для составления зимних пейзажей.

В центре природы поместить модели следов зверей и птиц, динамические модели (белка в дупле, медведь в берлоге и т. д.).

В центре книги поместить книги с зимними иллюстрациями. Прогулка «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает.» [8, с. 30]. Объяснить и разучить пословицу: «Белее зима - зеленее лето».

Объяснить и разучить приметы: «В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший», «Если вороны сидят на верхней ветке нахохлившись — это к морозу».

Пальчиковая гимнастика: «Снеговик» [10, с. 53].

Игровая ситуация «Огород на окне» [9, с. 65].

Игры: «Найди пару» [2, с. 130]; «Опиши, мы отгадаем» [2, с. 131].

Выполнение заданий № 21, 31, 32, 35 в рабочей тетради [4, с. 23, 32, 33, 37].

Посадка лука на подоконнике [1, с. 281]. Ведение календаря наблюдений за ростом и развитием лука [4, с. 19]

ФЕВРАЛЬ

11 Как узнать растение (дерево, куст, траву) [2, с. 112]

Задачи: обобщить представления детей о типичной морфологии растений (дерево, куст, трава); закреплять умение различать и показывать части растений; формировать представления о жизненно-важных условиях произрастания растения, его потребности в тепле, свете, влаге, насыщенной минеральными веществами почве

Наблюдения.

- Комнатные растения. Распускание срезанных веток/с зарисовкой). Наблюдение за посадками (лук, фасоль, овес и т. д.).

- Труд дворника.

- Наблюдения в неживой природе. Февраль - месяц частых метелей и сильных бурь. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики - это явление называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора детского сада, а на открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми, почему так получилось.

- Охарактеризовать погоду (снежная, вьюжная, холодная, ветер (злой, ледяной, колючий). Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли под снегом (замерзла, твердая, вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

- Продолжить подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками. Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

Опыты. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые. Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений.

«Где вода?»; «Необычное рисование»; «Волшебная рукавичка»; «Дерево умеет плавать»; «Отгадай на вкус»; «В мире стекла»; «Исследование природы с помощью органов чувств».

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли?»; Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»); К. Ушинский «Лошадка»; Е. Клокова «Мой конь»; А. Александрова «Новый знакомый»; В. Степанов «Большая пурга» (стихи) [6, с. 38]; В. Кондратьев «Метель»; Е. Чарушин «На нашем дворе»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным».

Разучивание стихотворения «Наши друзья» [2, с. 153].

Беседы: «Что будет, если не убирать снег зимой?» [3, с. 8]; «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет?»; «Где раньше начинает таять снег - в лесу или в городе? Почему?»; «Мой домашний любимец»; беседы о лошади [11, с. 27], о корове [11, с. 35]; «Какие растения называют кустарниками?» [13, с. 5]; «Зима» (с использованием мнемотаблщы) [3, с. 8].

Труд в природе. Уборка участка после снегопада. Подкормка птиц. Замораживание цветных льдинок. Устройство горки для кукол. Устройство берлоги для самого большого игрушечного медведя. Сооружение разнообразных построек из снега, используя определенные приемы (выравнивание). Стряхивание снега с веток и кустарников. Окапывание снегом деревьев. Расчистка дорожек от снега и посыпание песком. Сбор сухих обломанных веток. В уголке природы -самостоятельный полив растений, кормление рыбок (по мерке воспитателя, уход за посадками. Уход за комнатными растениями, животными. Уход за рыбками, смена воды в аквариуме. Посев семян для корма животным.

Рассматривание картин. Серия картинок «Как дети спасали птиц».

В центре художественного творчества выставить репродукции картин И. И. Шишкина «Зима», В. Д. Поленова «Московский дворик»; трафареты птиц, домашних животных, книжки-раскраски.

В центре природы разместить иллюстрации с изображением метели, вьюги и модели: части растений, существенные признаки домашних животных.

В центре книги разложить книги К. Ушинского, Е. Чарушина.

Подвижные игры: «Мыши водят хоровод» [10, с. 30]; «Снег кружится» [10, с. 49]; «Бабочка и воробьи» [10, с. 67].

Объяснить и разучить пословицу: «В феврале два друга - мороз и вьюга».

Объяснить и разучить примету: «Снег прилипает к деревьям - тепло будет».

Пальчиковая гимнастика: «Новые кроссовки» [10, с. 30]; «Снегопад» [10, с. 55].

Сюжетная игра «Что ест живая кошечка и как можно "накормить" игрушечного котенка?» [9, с. 21].

Игровые ситуации: «Чиполлино помогает выращивать лук» [9, с. 61]; «Кот Матроскин обзаводится хозяйством» [9, с. 79].

Дидактические игры: «Сравни» [10, с. 21]; «Что сначала, что потом?» [10, с. 58].

Игры: «Опиши, а я отгадаю» [2, с. 131]; «Чудесный мешочек» [2, с. 133].

Ведение календаря наблюдений за ростом и развитием лука.

Срезать веточки тополя и поставить их в воду. Ведение календаря наблюдений за проращиванием срезанных веток тополя [4, с. 36].

Знакомство с праздником Масленица. Разучивание песенки «Блины» [7, с. 59]

12 Беседа о домашних животных [2, с. 113]

Задачи: формировать понятие домашние животные; развивать мыслительную операцию - обобщение; воспитывать интерес к наблюдениям за жизнью домашних животных. В первой части занятия, после того как дети выяснят, где живут лошадь и корова, звучит аудиозапись с голосами животных на ферме: блеянье козы, мычание коровы, ржание лошади, хрюканье поросенка (2 мин.). Дети определяют и объясняют игровому персонажу, кому из домашних животных какой голос принадлежит.

Выполнение задания 33

в рабочей тетради [4, с. 34]

МАРТ

13 Посадка гороха в центре природы

[2, с. 114]

Задачи: формировать знания детей о процессе посадки как об одном из структурных звеньев трудового процесса; совершенствовать навыки посадки растений; воспитывать взаимопомощь.

Выполнение задания 36

в рабочей тетради [4, с. 38]

Наблюдения.

- Погода. Красота весеннего неба, пейзажа. Оттепель: изменение цвета и плотности снега. Сосульки.

- Трава на солнечной стороне участка. Первые весенние цветы (мимоза, подснежники, мать-и-мачеха). Цветущие комнатные растения.

- Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит; вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет? с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем, - острые и тонкие, на теневой стороне сосулек меньше и они другой формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

- Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее, поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с детьми это явление, теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

- Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

Опыты. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где она скорее зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано). Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

«Играем с красками»; «Водяные весы»; «Стеклянный город»; «Угадайка»; «Угадай по запаху»; «Вода бывает теплой, холодной,горячей».

Подвижная игра «Веснянка» [10, с. 80].

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Весенняя песенка»; Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Н. Сладкое «Весенние радости»; В. Алферов «Март»; В. Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В. Бианки «Лесная газета»- С Ак-ти-па «Гнмпл»

Беседы: «Кто просыпается весной?»; «Чему учит мама своих малышей?» (поведение диких зверей весной); «Что ты видел необычного по дороге в детский сад?»; беседа о цветах с рассматриванием иллюстраций с изображением первоцветов, выполнение заданий 1, 3 в рабочей тетради [5, с. 3, 5]; «Вода-помощница» [1, с. 279]; «Ранняя весна» (с использованием мнемотаблицы «Ранняя весна») [3, с. 9]

Труд в природе. Уход за растениями в уголке природы (полив, рыхление почвы, сбор сухих листьев, опрыскивание растений и т. д.). Уборка мусора, участка и т. д. Вскапывание грядок, уход за ними. Уход за растениями в центре природы: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и посадка семян гороха, перца. Уборка снега на участке, посыпание дорожек песком. Подкормка птиц.

Рассматривание картин. К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна».

В центре природы поместить модели трудового процесса посадки семян.

В центре художественного творчества разместить контуры для обводки диких животных, птиц; рисование контура по точкам, раскраски весенней тематики. Картины-пейзажи: «Таяние снега», «Проталины», «Грачи прилетели».

Прогулка «И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи» [8, с. 30].

Объяснить и разучить пословицу: «И в марте мороз на нос садится».

Объяснить и разучить примету: «Если грач на горе, то весна во дворе».

Игровые ситуации: «Карлсон выращивает зеленый лук» [9, с. 38]; «Красная Шапочка встречает лесных животных» [9, с. 90]; «Фотоохота в лесу» [9, с. 106].

Игра «Расскажи без слов» [2, с. 133].

Выполнение задания № 37 в рабочей тетради [4, с. 39].

Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием гороха.

Словарное упражнение «Кто знает, пусть продолжает» [2, с. 134].

Экологическое кафе «Медуница» [1, с. 279]

14 Жизнь диких зверей весной [2, с. 116]

Задачи: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к наблюдениям за жизнью зверей. В конце занятия звучит аудиозапись со звуками весеннего леса: тявканье лисы, треск веток, рев мед-ведя, журчание ручейка (2 мин.); дети обсуждают и объясняют игровому персонажу, какие звуки весеннего леса они услышали.

Выполнение заданий 2,5

в рабочей тетради [5, с. 4,6]

АПРЕЛЬ

15 Составление описательных рассказов о комнатных растениях [2, с. 118]

Задачи: обучать навыкам составления рассказа об объекте в логической последовательности по плану, предложенному педагогом; закреплять умение видеть и отражать в речи признаки общего, различного

Наблюдения.

- Вылет птенцов из гнезд, быстрота полета ласточек. Скворец (сравнение его с вороной, стрижом, ласточкой, жаворонком, грачом); поведение, хлопоты по устройству гнезда, выращивание потомства.

- Детеныши домашних животных (внешний вид, повадки; уход за детенышами - цыплятами и др.).

- Почки на деревьях, листья (осина, орешник, лиственница).

- Весенний дождь. Первая гроза.

- Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца (по утрам солнце будит детей, когда они еще дома, а зимой было темно, когда они уже приходили в детский сад). Солнце все выше, светит ярко, ослепительно. Каким стало небо? Как изменилось по сравнению с зимой? Уточнить, что оно было серое, а теперь часто ярко-синее, на нем белые закругленные облака - кучевые. Почему они так называются? (Держатся на небе кучками) Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся.

- Отметить повышение температуры днем, оно приводит к появлению ручьев, таянию сосулек.

- Обсудить с детьми, что значит «звенит капель». Отметить появление первых проталин. Предложить понаблюдать путь одного из ручейков, который соединяется по дороге с другими ручейками. Рассказать детям, что ручьи впадают в реки, озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения.

- Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха, первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов). Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они разные.

- Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности отметить прилет грачей, скворцов.

Опыты: «Волшебный материал»; «Реактивный кораблик»; «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»; «Язычок-помощник»; «Почему все звучит?»; «Делаем облако»; «Чудесные спички».

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» [10, с. 34].

Чтение художественной литературы: Л. Аким «Апрель»; В. Бианки «Последняя льдинка»; Н. Павлова «Ранней весной»; И. Беляков «Подснежник проснулся»; К. Ушинский «Пчелки на разведке»; Н. Сладкое «Птицы» [6, с. 63].

Беседы: «Кто весной возвращается домой?» (беседа о перелетных птицах); «Почему весной бывают наводнения?» (с изготовлением коллажа «Почему весной бывают наводнения?») [3, с. 10]; «О чем рассказал корень?» (зачем мы пересаживаем комнатные растения); «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед); «Крылатые помощники»

[14. с. 56]

Труд в природе. Уход за растениями в центре природы (полив, рыхление почвы, сбор сухих листьев, опрыскивание растений и т. д.). Уборка мусора, участка и т. д. Вскапывание грядок, уход за ними. Уход за растениями в центре природы (совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений). Проращивание и посадка семян гороха, перца. На участке: уборка снега, посыпание дорожек песком, окапывание деревьев. Самостоятельная поливка комнатных растений, протирание листьев. Совместно с воспитателем опрыскивание растений, подкормка, пересадка, рыхление. Выращивание рассады уличных цветов, уход за животными.

Рассматривание картин. В. М. Токарев «Весенняя сказка»; В. М. Васнецов «Аленушка».

В центре художественного творчества разместить репродукции картин И. Левитана «Весна», «Большая вода». Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки-раскраски.

В центре природы поместить модели строения тела птицы.

Прогулка «Весенняя мозаика» [8, с. 31].

Объяснить и разучить пословицу: «Апрель-водолей».

Объяснить и разучить примету: «Апрель с водой - май с травой».

Пальчиковая гимнастика «Птички» [10, с. 33].

Игровая ситуация «Незнайка знакомится с комнатными растениями» [9, с. 70].

Дидактические игры: «Кто как поет?» [10, с. 33]; «Третий лишний» [2, с. 134].

Игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» [2, с. 132].

Выполнение заданий № 6, 7, 11 в рабочей тетради [5, с. 7, 8, 11].

Наблюдение за пересаженными растениями в группе, отмечать все происходящие изменения.

Словарная игра «Повторяя друг за другом» [2, с. 135].

Путешествие по экологической тропе [1, с. 308]

16 Птицы [2, с. 119]

Задачи: обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу. весной.

Использовать мнемотаблицу «Птицы» [3, с. 9].

Выполнение задания 9 рабочей тетради [5, с. 9]

МАЙ

17 Путешествие в весенний лес (обобщающая беседа о весне) [2, с. 120]

Задачи: закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; развивать умение сравнивать разные периоды весны; совершенствовать речь детей.

Использовать мнемотаблицу «Поздняя весна» [3, с. 111]

Во второй части занятия, когда дети, «путешествуя по лесу», «взбираются» на горку, звучит аудиозапись со звуками весеннего леса: шелест деревьев, цоканье белки, удары дятла, песня синицы, курлыканье журавлей (5 мин.). Дети слушают, узнают звуки и воспроизводят их. В третьей части занятия перед физкультурной паузой звучит аудиозапись: жужжание пчелы, писк комара, стрекотание кузнечика. Дети узнают насекомых, имитируют их движения и звуки, которые они издают (2 мин.)

Наблюдения.

- Одуванчик (разные стадии развития).

- Мальки рыб. Канарейка на гнезде с яйцами.

- Посадка саженцев.

- Жуки, бабочки, мухи, комары, муравьи, дождевые черви (умение их различать).

- Кошки и собаки, греющиеся на солнце.

- Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано. Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые); какой дует ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый, нежный).

- Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения.

- Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи - стебель). На что похож одуванчик, как он закрывает и раскрывается, с чем это связано. Длительное наблюдение за одуванчиком - в течение месяца. Отметить его изменения.

- Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке (рассказать о народной примете: когда цветет черемуха - это к холодам). В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить видеть красоту ярких красок весны.

- С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые. Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям. Понаблюдать за их поведением.

- По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему эти птицы прилетают позже всех (они насекомоядные).

- Продолжить наблюдение за домашними животными: кошками, собаками, греющимися на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей.

Опыты: «Соревнование»; «Откуда берется голос?»; «Радуга»; «Естественная лупа»; «Рукам своим не верю».

Подвижная игра «Два гуся» [10, с. 90].

Чтение художественной литературы: И. Павлова, сказки «Находка», «Под кустом», «Подножная травка»; Г. Сереб-риикий «Счастливый жучок»; В. Степанов «Летающий цветок»; М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Серова «Ландыш», «Фиалка»; В. Зотов (из книги «Лесная мозаика»): «Береза», «Дуб», «Божья коровка», «Одуванчик», «Кузнечик», «Майский жук»; Е. Чарушин «Воробей»; В. Бианки «Первая охота».

Беседы: «Времена года» (рассказать о времени года с использованием соответствующих загадок; повторение закличек, песенок о временах года); «Правила друзей леса» (с использованием моделей); «Дома появились малыши» (рассказать о рождении котят, щенят, птенцов, использовать картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами»); «Что изменилось в жизни человека с приходом весны?» (с изготовлением коллажа «Что изменилось в жизни человека с приходом весны?») [3, с. 11]; «Что хорошего и что плохого бывает весной?»; «Уход за комнатными растениями» [1, с. 284]

Труд в природе. Уход за растениями в уголке природы (полив, рыхление почвы, сбор сухих листьев, опрыскивание растений и т. д.). Уборка мусора, участка и т. д. Уход за растениями в центре природы (полив, рыхление почвы, опрыскивание растений). Продолжить уход за посадками овощей (прореживание, прополка). Помогать воспитателю в уходе за животными, в теплый день вынести обитателей центра на улицу.

В центре природы поместить модели: строение и потребности растений, правила друзей леса.

Рассматривание картин. А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

В центре художественного творчества поместить репродукции картин П. Кончаловского «Сирень белая и розовая», И. Левитана «Одуванчики». Обводки насекомых, взрослых птиц и их птенцов. На панно: силуэты деревьев, кустарников, животных для выкладывания весеннего леса.

В центре книги выставить иллюстрации цветущих деревьев, книги: Е. Благинина «Черемуха», М. Пришвин «Золотой луг», Е. Чарушин «Воробей».

Прогулка «Красив зимою и весною волшебный, добрый дом лесной» [8, с. 31].

Объяснить и разучить примету: «Коли в мае дождь, будет и рожь».

Объяснить и разучить поговорку: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает».

Игровые ситуации: «Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами» [9, с. 74]; «Прогулка в лес» [9, с. 107]; «Тайна лесной поляны» [9, с. 107].

Дидактическая игра «Что изменилось?» [2, с. 134].

Словарное упражнение «Когда это бывает?» [2, с. 135]

18 Диагностика по разделу «Природный мир»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаева, Т. И. Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе-«/ ство»: учеб. -метод, пособие / Т. И. Бабаева [и др. ]. - СПб. : Детство-Пресс, 2007.

2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! + СО / О. А. Воронкевич. - С1 Детство-Пресс, 2007.

3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию!: дидактический материал для де 4-5 лет (коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы) / О. М. Воронкевич. - СПб. : Де-во-Пресс, 2008.

4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 4-5. Средняя группа. Ч. 1 / О. А. Воронкевич. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 4-5. Средняя группа. Ч. 2 / О. А. Воронкевич. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

6. Ёлкина, Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать: популярное пособие для ро телей и педагогов / Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева. -Ярославль: Академия развития, 199

7. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Програм учеб. -метод, пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс, 1998.

8. Листок на ладони: метод, пособие по проведению экскурсий с целью экологичесю и эстетического воспитания дошкольников / сост. В. А. Степанова, И. А. Королёва. - СГ Детство-Пресс, 2004.

9. Николаева, С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игрой обучающие ситуации с игрушками разного типа / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. - 1 ГНОМ и Д, 2005.

10. Уланова, А. А. Методические рекомендации по организации и проведению прогул детей 3-7 лет / А. А. Уланова, С. О. Иордан. - СПб. : Детство-Пресс, 2008.

11. Шорыгина, Т. А. Домашние животные. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М. : ГНС и Д, 2003.

12. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М. : ГНОМ и Д, 2003.

13. Шорыгина, Т. А. Кустарники. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М. : ГНОМ и Д, 200^

14. Шорыгина, Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей / Т. А. Шорыгина. - Г Книголюб, 2005.

15. Шорыгина, Т. А. Насекомые. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М. : ГНОМ и Д, 2004

16. Шорыгина, Т. А. Какие месяцы в году? / Т. А. Шорыгина. - М. : ГНОМ и Д, 2004.

Публикации по теме:

Перспективное планирование наблюдений с детьми Перспективное планирование наблюдений с детьми Блог Светланы Логиновой Анонс Перспективное планирование поможет воспитателям организовать.

Перспективное планирование наблюдений с детьми Перспективное планирование наблюдений с детьми Блог Светланы Логиновой АнонсПерспективное планирование поможет воспитателям организовать.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (ребенок открывает мир природы)
Опубликовано: 11 июня 2012 в 21:54
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...