Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки)

Татьяна
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки)

РЕБЕНОК В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к изобразительному искусству - как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности.

Задачи воспитателя:

- воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентацию на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера: от-ношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам; выражение симпатии и антипатии; правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям;

- формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений;

- развивать художественное восприятие произведений искусства; подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусства; формировать у детей зрительную «насмотренность» художественных образов, эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию и настроению художественного произведения, способность к соотнесению увиденного с собственными представлениями о красивом, смелом, печальном, радостном, сердитом и др., с образами других видов искусства - музыки, устного фольклора, литературы и др. ;

- учить детей сравнивать, сопоставлять изображенное выражение лица человека, его позу с эмоциональным состоянием, перенося эти знания на изображенный художественный образ природы, живых объектов, предметов; прививать навыки активного, последовательно-го, внимательного рассматривания изображенного образа, способность к элементарному эмоционально-эстетическому суждению и оценке увиденного;

- формировать навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности; при этом особое внимание уделять развитию у детей моторного «алфавита» изобразительных действий: техники деятельности, пространственных ориентировок, представлений о некоторых основных средствах изобразительного языка.

Изобразительное искусство

Представления, навыки, умения, отношение.

Декоративное искусство.

Ребенок должен знать:

- некоторые особенности декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду; представлять то, что "образы и узоры, их эле-менты взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

- иметь представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушках из глины (дымковская, каргопольская, фшимоновская, оятская, тверская, из дерева (богородская, семеновская, полховмайданская, мезенская, архангельские птицы из щепы); предметах из резной бересты (короба, шкатулки архангельские и шамоготские); росписи разделочных досок (Городец, подносов (Жостово); кружеве (вологодское, киришское, вятское); вышивке (владимирский шов и др.); росписи посуды (новгородская, псковская, оятская);

- иметь первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

Графика.

Ребенок должен знать и понимать:

- особенности книжной графики: сопровождение текста, раскрытие характеров героев, украшение книги;

- ценность каждой книги и необходимость бережного отношения к ней;

- узнавать изображенные образы, видеть их выразительность, соотнося с определенным текстом;

- иметь представления о некоторых особенностях цвета, рисунка (выразительность линий, форм, передающих движение, позу образа, изобразительной манере художников Е. и Н. Чарушиных, Н. Кочергина, Т. Юфы, Т. Мавриной, М. Митурича и др. ; о назначении иллюстрации и о тех, кто ее создает.

Живопись.

Ребенок должен:

- иметь представление о том, что художественные картины относятся к искусству живописи; отличать живопись от графики;

- знать жанры живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы бы-та); пейзаж, его виды (ландшафт в разные сезоны года, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет; разные портреты по композиции: лицо, погрудные, портреты с изображением разных поз; по колориту, передающему яркие эмоциональные состояния);

- уметь эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи, сопереживать настроению художественных образов, узнавать жанры живописи, ориентироваться в некоторых средствах выразительности (рисунок, передающий с помощью линии, штриха движение, позу, жест, мимику героя; цвет как средство передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображаемому; выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве).

Скульптура.

Ребенок должен уметь отличать скульптуру от живописи; особенности ее содержания и средств выразительности (объемность, статика и движение; значимость самого материала, из которого выполнена скульптура); знать виды скульптуры (малая пластика, декоративная, их назначение; авторов скульптуры.

Художественная деятельность

Представления, изобразительные навыки и умения, отношение.

Ребенок должен:

- иметь представление об особенностях изобразительной деятельности: изображении, украшении, постройке;

- знать общие, типичные, характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы и человека; проявление в них сенсорных, эстетических качеств и свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная, контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня, состояния освещенности);

- уметь в рисунке, лепке выразительно передавать образы объектов окружающего миря

(овощи и фрукты, сооружения, машины, деревья, кустарники и цветы, животные и человек); изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов

и явлений (например: все лиственные деревья имеют ствол, толстые и тонкие ветки, листья, но они могут быть разными - высокими и низкими, тонкими и толстыми, с большом

и маленькой кроной; листья разные по цвету в зависимости от сезона; у зайчика длинные ушки и короткий хвост);

- видеть общее и отличное в похожих объектах изображения (например: петушок и курочка, воробей и синичка, елочка маленькая и старая ель);

- уметь применять обобщенные способы, лежащие в основе изображения ряда образов

(например, у бегущих животных - зайчика, белочки, лисички, кошечки и др. - туловище может быть изображено в виде дуги; у сидящих животных - в виде овала);

- использовать для большей выразительности образа изображения позы, движения,

жестов, различных деталей;

- применять цвет как средство передачи состояния, характера образа (добрый – злой,

теплый - холодный и др.) и своего отношения к герою или явлению (нравится - не нравится);

- уметь правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально, горизонтально, строить планы (по всему листу, два плана: небо земля, близко - далеко); выделять главное цветом, положением на листе бумаги, размером;

- рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности (необычность цветовой

характеристики, окружающей среды, одежды и т. д.);

- в сюжетном изображении передавать взаимосвязь пространственную, временную; в декоративном изображении (рисовании, аппликации, лепке) нарядно украшать предметную основу (шарфик, шапочку, и др., геометрическую, обозначаемую предметно (например, круг поднос, квадрат - платочек и др., с помощью ритма, чередования и простейшей симметрии цветовых пятен, геометрических элементов узора, в лепке - путем налепов и узора, выполненного стекой;

- уметь соотносить элементы узора с природными образами; в аппликации уметь создавать нарядные, декоративные обобщенные образы, соотнося их по цвету с фоном;

- приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.

Воспитатель побуждает детей к творческой активности, самостоятельности и инициативности, подводит их к пониманию необходимости выражения своего отношения к изображаемому, помогает овладеть изобразительными, декоративными и конструктивными навыками и умениями.

Технические навыки и умения, отношение.

Рисование.

Ребенок должен уметь:

- отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом (например, при изображении одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами, мелом);

- правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим на различные инструменты, проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя, кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки);

- составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон из синего и желтого, разбеливать основной тон для получения более светлого (например, красный с добавлением белого дает розовый тон); накладывать одну краску на другую, штриховать цветным карандашом, фломастером, мелком, работать щетинной кистью, сочетать некоторые мате-риалы (например, гуашь и восковые мелки, уголь).

Аппликация.

Ребенок должен:

- пользоваться ножницами, резать по прямой линии (для создания лесенки, заборчика и др., перерезать квадрат по диагонали (крыша, парус и др., срезать углы у прямоугольника (лодочка, крыша дома и др., делать косой срез (ель, ракета, вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника (яблоко, помидор, огурец и др.);

- уметь создавать аппликационный образ путем обрывания (определенной геометрической основы) и составления его из частей с последовательным наклеиванием.

Создание объемного образа в лепке (овощи, фрукты и др. предметы питания, животные и птицы, простейшее изображение человека).

Ребенок должен уметь:

- действовать различными способами (из целого куска глины, комбинированным и конструктивным);

- освоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого куска (клюв и хвост птички, соединение частей, прижимая и примазывая их (голову к туловищу, ручку к чашке и т. д., украшение с помощью стеки и налепов.

Конструирование из готовых геометрических форм.

Ребенок должен уметь:

- создавать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора;

- анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм;

- выполнять постройки: мосты, машины, здания, гаражи (3-4 темы и 5-6 вариантов каждой темы);

- варьировать постройки в длину, ширину, высоту, соблюдая заданный принцип конструкции;

- осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности; использование перекрытий, замыкания пространства.

Конструирование из бумаги.

Ребенок должен освоить обобщенные способы, с помощью которых можно создавать различные поделки: два способа складывания квадрата (по диагонали и пополам) с совмещением сторон и углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики, дома и пр., приклеиванием к основной форме деталей (колеса -к вагончику, трубу - к дому. и др.).

Конструирование из природного материала.

Ребенок должен:

- уметь видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках и др., ее образ из частей; использовать для закрепления частей клей, пластилин; творчески дополнять изображение деталями; замысливать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения; планировать работу, дружно работать вдвоем, втроем.

- испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей; проявлять потребность создавать прекрасное и украшать им дом, детский сад, да близким, вносить его в игры и др.

Уровни освоения программы.

Низкий. У ребенка есть представления о процессе художественной деятельности, на некоторых видах искусства. Ребенок владеет материалами и инструментами, но создаваемый образ маловыразителен. При активной позиции взрослого может проявить творчество и элементарно высказать собственную оценку воспринимаемого.

Средний. Ребенок проявляет интерес и желает общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов, живых объектов, явлений, различные сенсорные и эстетические свойства. Воспринимает эмоциональные состояния и настроения близ людей. При активной помощи взрослого осваивает навыки, умения последовательного и внимательного восприятия прекрасного в окружающем и произведениях искусства, может соотносить воспринятое со своими переживаниями и опытом. Различает некоторые жанры и виды изобразительного искусства, средства выразительности.

Имеет представления о процессе создания изображения, этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и инструментах. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями. Может создавать выразительный образ, проявляя самостоятельность и активность, элементы творчества в выборе средств выразительности (цвет, материалы, построение изображения).

Высокий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает от этого радость и удовольствие. Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми.

Может общаться по поводу искусства, давая эмоционально-эстетическую оценку.

Обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыкам и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы. Проявляет самостоятельность и творческую инициативу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изобразительная деятельность Конструирование Совместная деятельность воспитателя и детей

СЕНТЯБРЬ

1. Красивые цветы (рисование) [2, с. 43]

Задачи: учить передавать в рисунке части растения; закреплять умение рисовать кистью и красками, используя прием приманивания концом кисти.

2. Пищащий комочек (лепка) [4, с. 31]

Задачи: развивать интерес к лепке; выявить умения и навыки в лепке различных предметов

1. Домики (работа со строительным материалом)[12, с. 47]

Задача: развивать интерес к конструированию

1. На прогулке рассмотреть траву, ее цвет (какая она - длинная, короткая, мягкая, жесткая, есть ли в траве цветы, какие они).

2. Дидактическая игра «Сложи такой же предмет» [14, с. 9].

3. Игры: «Найди такую же траву»; «Найди травку такого же цвета».

4. Познакомить с ролью иллюстрации в книге, с тем, что создает иллюстрации художник-иллюстратор.

5. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить горшочки для цветов [5, с. 15]

3. Овощи на тарелочке (рисование) [2, с. 55]

Задача: учить рисовать овощи разной формы.

4. Поспели яблоки в саду (коллективная аппликация) [2, с. 41] Задачи: учить правильно держать и выполнять операции ножницами - вырезать круг из четырехугольника

2. Зверюшки и птички в лесу (работа с бумагой)[12, с. 130]

Задача: познакомить с новой техникой работы с бумагой

1. На прогулке понаблюдать за падающими листьями: они летят, кружатся, как в танце, кувыркаются под дуновением ветра, бегут вдогонку друг за другом, взлетают с земли, закруженные вихрем; когда нет ветра - плавно и торжественно опускаются на землю, ложатся горкой или поодиночке.

2. Дидактическая игра «Картинки-вкладки» [14, с. 25].

3. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» [11, с. 6].

4. При рассматривании иллюстраций к книгам подвести детей к пони-манию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступкам.

5. Из коробочек вместе с детьми изготовить зверюшек [5, с. 15]

5. Рыбки в аквариуме (коллективное рисование) [2, с. 67] Задача: учить рисовать рыбок разной формы.

6. Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат (лепка) [4, с. 108]

Задача: учить правильно передавать в лепке форму, строение, характерные детали фруктов, использовать стеку для передачи выразительности

3. Заборчики (работа со строительным материалом)[12, с. 48]

Задача: учить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции

1. Организовать сооружение заборов разной конфигурации и площади.

2. Чтение стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит».

3. Рассмотреть альбом «Рыбы».

4. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Осень».

5. Из полосок бумаги вместе с детьми изготовить волшебные карандаши [5, с. 17].

6. Предложить детям с помощью пуговицы нарисовать рыбок (обвести пуговицу, дорисовать ротик, глазки, хвостик, плавники и чешую). Раскрасить их

7. Радостная осень (рисование) [6, с. 69]

Задача: учить самостоятельно располагать изображение на листе.

8. Угости зайку морковкой (аппликация) [2, с. 47]

Задача: учить вырезать морковку из четырехугольника, срезая углы

4. Гриб (работа с природным материалом)[12, с. 132]

Задача: учить изготавливать игрушки из природного материала

1. На прогулке рассмотреть деревья на участке детского сада [14, с. 29].

2. Составить с детьми красивые маленькие букетики из травы и цветов и поместить их на «Полочке красоты».

3. Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов.

4. Из коробок вместе с детьми изготовить поезд [5, с. 39].

5. Предложить детям порисовать пальчиком на подносе с манной крупой

ОКТЯБРЬ

9. Кто живет в осеннем лесу (рисование) [6, с. 69]

Задачи: развивать игровой замысел; учить самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

10. Угощение для дня рождения (лепка) [4, с. 59]

Задачи: упражнять в скатывании пластилина прямыми движениями между ладонями; совершенствовать умение соединять концы полученного столбика в виде кольца

5. Ворота (работа со строительным материалом)[12, с. 48]

Задачи: учить анализировать постройки; развивать умение комбинировать детали

1. Рассмотреть осеннюю траву. Сравнить форму травинок и листочков, полюбоваться симметричностью их строения. Засушить их на память.

2. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень. Слободка» [И, с. 9].

3. Организовать строительство разных по форме и размеру ворот.

4. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить куклу [5, с. 17].

5. Предложить детям выложить из зерен бобовых, крупы различные предметы.

6. Художественно-развивающая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» [9, с. 51]

11. Птичий дом (рисование) [6, с. 75]

Задача: учить передавать в рисунке несложный сюжет.

12. Укроем землю листочками

(коллективная аппликация) [2, с. 54] Задачи: учить наклеивать разноцветные листья правильно сочетая их по цвету; закреплять прием намазывания и наклеивания фигур

6. Веселые зверюшки (работа с бумагой)[12, с. 130]

Задача: учить изготавливать плоские поделки

1. Рассмотреть деревья и кустарники в осеннем наряде.

2. Рассмотреть иллюстрации с осенним пейзажем.

3. Вызвать у детей интерес к лепке простых предметов. Отметить и поддержать успехи детей.

4. Из ниток вместе с детьми изготовить куклу [5, с. 19].

5. Привлечь детей к внимательному рассматриванию иллюстраций к книгам: видеть и узнавать заключенные в них образы.

6. Рассказать о создании книжки [8, с. 6]

13. Кошкин дом (рисование) [2, с. 91]

Задачи: учить узнавать в окружающей обстановке предметы квадратной формы, передавая их в рисунке отдельными линиями (вертикальными и горизонтальными); закреплять умение правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться им.

14. В лес по грибы (лепка) [6, с. 68]

3адачи : учить лепить грибы; развивать интерес к коллективной работе

7. Сарайчики и гаражи(№ 4) (работа со строительным материалом) [12, с. 49]

Задача: учить строить постройки, применяя длинные пластины

1. Предложить детям послушать, как шуршат листья под ногами, подумать, о чем шепчутся листья, что они хотят рассказать.

2. Понаблюдать за осенними изменениями в природе: цвет осенней травы, листвы, неба.

3. Упражнение «Где лето, а где осень?» [14, с. 37].

4. Побудить детей на основе игровой мотивации украшать круглые формы по своему желанию (красивые клумбы для мамы).

5. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить зонт для куклы [5, с. 19].

6. Художественно-развивающая игра «Найди картины, написанные

теплыми и холодными красками» [9, с. 51]

15. Грустная осень (рисование) [6, с. 72]

Задача: учить передавать в рисунке грусть осенней поры, используя неяркие краски.

16. Осенний ковер (аппликация) [2, с. 61] Задача: развивать навыки коллективной работы

8. Стрекоза (работа с природным материалом)[3, с. 35]

Задачи: учить изготавливать игрушку из при-родного материала, используя для соединения частей игрушки пластилин; развивать интерес к данному виду труда

1. Игра на прогулке «Запахи осени» (закрыть глаза и понюхать воздух: осень пахнет прелыми листьями, горьковатым дымком костра, терпкой подсохшей травой, корой деревьев).

2. Составить осенний букет и поместить его на «Полочке красоты».

3. Дидактическая игра «Осенние ветки» [14, с. 31].

4. Из емкости от йогурта вместе с детьми изготовить погремушку [5, с. 23].

5. Предложить детям с помощью пуговицы нарисовать божью коровку (обвести пуговицу, провести в круге линию, разделяющую круг пополам, дорисовать маленькую головку сушками; раскрасить; напомнить о черных круглых пятнышках.)

НОЯБРЬ

17. Салфетка для матрешки (рисование) [2, с. 104] Задача: учить рисовать салфетку для матрешки.

18. Вишня в корзинках (лепка) [4, с. 101]

Задача: учить приему вдавливания шара пальцами внутрь для получения полой формы (лепка корзинки)

9. Сарайчики и гаражи(№ 5) (работа со строительным материалом) [12, с. 49]

Задача: учить видоизменять образец, данный воспитателем, по определенным условиям 1. Рассмотреть кору деревьев. Помочь детям убедиться в том, что она бывает разного цвета, гладкая и шершавая.

2. Игровое упражнение «Отбери все квадраты, прямоугольники» [14, с. 44].

3. Чтение и разучивание стихов об осени.

4. Предложить пластилин для самостоятельной лепки предметов, которые больше всего нравятся детям.

5. Предложить детям на подносе с крупой нарисовать различные предметы и животных (солнышко, мышку, тучку и т. д.).

6. Художественно-развивающая игра «Убери лишнее» [9, с. 51].

7. Побудить детей на основе игровой мотивации печатать по трафарету (по своему желанию) [7, с. 18]

19. Что ты, осень, нам в подарок принесла (рисование) [2, с. 111]

Задача: учить рисовать осенние листья приемом приманивания.

20. Утка с утятами (аппликация) [2, с. 79]

Задача: учить работать ножницами: вырезать овал из прямоугольника, круг из квадрата, аккуратно работать с клеем

10. Игрушки из цилиндров (работа с бумагой)[12, с. 130]

Задача: учить изготавливать объемные поделки

1. На прогулке обратить внимание на то, как постепенно наступает зима, и природа замирает. Предложить сравнить один и тот же красивый природный объект в сентябре, октябре и конце ноября.

2. Дидактическая игра «Что разное?» [14, с. 61].

3. Прослушивание отрывков музыкальных произведений, исполнение песен об осени.

4. Вызвать интерес к лепке простых предметов. Отмечать и поддерживать успехи детей. Обратить внимание на объемность предметов (большие и маленькие). Определить основную форму предметов.

5. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить уточку [5, с. 26]

21. Красивый зонтик (рисование) [2, с. 117]

Задачи: учить рисовать зонтик; закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тканевую салфетку.

22. Ежики (лепка) [4, с. 120]

Задачи: совершенствовать умение скатывать пластилин круговыми движениями; учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек

11. Сарайчики и гаражи(№ 6) (работа со строительным материалом) [12, с. 50]

Задача: развивать умение комбинировать детали

1. Рассмотреть иллюстрации с изображением осени.

2. Дидактическая игра «Угадай по описанию» [14, с. 67].

3. Показать детям красоту хорошо знакомых им овощей и фруктов. Составить натюрморт из овощей.

4. На прогулке рассмотреть плоды рябины, обратить внимание на изящество формы и разнообразие оттенков. Поместить веточку рябины на «Полочке красоты».

5. Предложить пластилин для скатывания между ладонями прямыми движениями обеих рук и его сплющивании.

6. Из целой яичной скорлупы вместе с детьми изготовить зверят. [5, с. 45]

23. По собственному замыслу (рисование) [6, с. 68]

Задачи: развивать умение передавать свои впечатления; воспитывать самостоятельность в создании образа.

24. Теремок (аппликация) [2, с. 111] Задача: учить аккуратно приклеивать детали

12. Посуда (работа с природным материалом)[3, с. 36]

Задачи: учить использовать разнообразный природный материал для изготовления поделки; воспитывать аккуратность в работе

1. Наблюдение за состоянием природы поздней осенью.

2. Рассмотреть картину И. И. Машкова «Натюрморт с самоваром» [10, с. 7].

3. Предложить детям краски для смешивания (получение оттенков цвета).

4. Рассмотреть альбом «Времена года».

5. Из футляров и упаковки от зубной пасты вместе с детьми изготовить мебель [5, с. 28].

6. Обратить внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему

ДЕКАБРЬ

25. Ели (рисование) [2, с. 128]

Задача: учить рисовать наклонные линии, хвою концом кисти отрывистыми движениями.

26. Чашки для кукол (лепка) [6, с. 82] Задача: учить создавать форму предмета пластическим способом из шара путем получения полой формы

13. Трамвай(№ 7) (работа со строительным материалом)[12, с. 50]

Задачи: учить преобразовывать постройку по ширине; познакомить с новой деталью - цилиндром

1. Рассмотреть иллюстрации с зимним пейзажем.

2. Понаблюдать за снегопадом.

3. Рассказать о профессии художника: «Художники - это люди, которые пишут картины, создают иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие нас предметы».

4. Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы с краской (набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен и др., пластичными материалами (печатание, вдавливание и др.).

5. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить мебель [5, с. 28].

6. Дидактическая игра «Из чего сделана посуда?» [9, с. 48]

27. Кого Емеля поймал в проруби (рисование) [2, с. 135] Задачи: учить рисовать красками овальную форму.

28. Падает снежок (аппликация) [6, с. 84]

Задача: учить делать снежинки путем обрыва полоски бумаги

14. Игрушки из гофрированной бумаги (работа с бумагой)[12, с. 131]

Задача: учить изготавливать объемные поделки

1. На прогулке обратить внимание детей на изящество строения кроны деревьев разных пород, показать, как они не похожи друг на друга. Помочь почувствовать разнообразие таящихся в них образов (одно дерево похоже на воина, другое - на гриб и т. д.).

2. Чтение сказки «По щучьему велению».

3. Рассмотреть художественные репродукции и иллюстрации, на которых изображены заснеженные деревья.

4. Разместить на «Полочке красоты» предметы декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в детском саду

29. Снегурочка из леса к нам пришла (рисование) [6, с. 77]

Задача: учить передавать образ Снегурочки в рисунке, используя мягкие, нежные цвета.

30. Дом игрушки (лепка) [6, с. 83]

Задача: развивать умение выбирать образ, выражать к нему свое отношение

15. Трамвай(№ 8) (работа со строительным материалом)[12,с. 51]

Задача: учить строить и преобразовывать постройки по памяти

1. На прогулке обратить внимание на красоту снежного покрова, лежащего на деревьях.

2. Рассмотреть иллюстрации с изображением Снегурочки.

3. Чтение и разучивание стихов о зиме.

4. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Зима».

5. Предложить детям выложить паучка из гречневой крупы, а паутинку - из риса или пшена [1, с. 22].

6. Обратить внимание на рисунок, отображающий характер героя через изображение формы, строения, позы, движения, жеста, мимики

31. Маски и короны для игрушек (рисование) [4, с. 54]

Задачи: закреплять способы рисования кистью точек, мазков, колец, прямых линий и т. д. ; учить последовательно пользоваться краской двух цветов, самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности маски или короны.

32. Новогодние елочные игрушки (аппликация) [6, с. 78]

Задача: учить вырезывать круглые, овальные, прямоугольные формы

16. Бабочка (работа с природным материалом)[3, с. 37]

Задачи: учить изготавливать игрушку-бабочку, соразмерив ее части; развивать воображение, чувство прекрасного

1. Обратить внимание детей на изящество зимних деревьев, помочь увидеть неповторимость их красоты.

2. Рассмотреть новогодние открытки, иллюстрации новогодних миниатюр.

3. Привлечь детей к изготовлению новогодних гирлянд (цепи, снег и т. д.).

4. Замороженными цветными льдинками украсить елочку на участке [5, с. 35].

5. Предложить детям с помощью пуговицы нарисовать воздушные шарики (обвести пуговицу, закрасить, дорисовать ниточку)

ЯНВАРЬ

33. Наша нарядная елка (рисование) [2, с. 155]

Задача: учить рисовать елочку, проводя прямые и наклонные линии.

34. Какие зверюшки были на празднике елки (лепка) [6, с. 79]

Задачи: развивать игровой замысел; учить лепить животных (по желанию)

17. Трамвай(№ 9) (работа со строительным материалом)[12, с. 52]

Задача: учить строить постройки по индивидуальному замыслу

1. Рассмотреть снег в солнечный и пасмурный день. Спросить, какого он цвета. Выяснить, всегда ли мы видим снег белым.

2. Игровое упражнение «Веселые матрешки» [14, с. 112].

3. Разместить на «Полочке красоты» предметы декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в детском саду.

4. С помощью снега и воды построить на участке снежный город [5, с. 37].

5. Организовать выставку книг с иллюстрациями В. Сутеева.

6. Художественно-развивающая игра «Подбери краски, которые художник использовал в своей картине» [9, с. 51]

35. Украсим узором салфеточки под чашки (рисование) [6, с. 80]

Задача: развивать умение сравнить узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, украшать узором салфетку под чашку, используя элементы дымковской росписи.

36. Узор на чашке (аппликация) [6, с. 80]

Задача: учить аккуратно наклеивать на готовую форму круги

18. Пригласительный билет (работа с бумагой)[12, с. 54]

Задачи: познакомить со свойствами бумаги; учить складывать прямо-угольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба

1. Показать, как красивы старые, взрослые и молодые деревья и кустарники: природа создает плавные и ритмичные переходы от высоких деревьев к молодняку.

2. Рассмотреть картину И. И. Шишкина «Зима» [11, с. 11].

3. Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы с краской (набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен и др.).

4. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить веселых жирафов [5, с. 31].

5. Побуждать детей изготавливать поделки с помощью техники скатывания бумаги/до своему желанию

37. Снегопад (рисование) [6, с. 81]

Задача: учить изображать снег всей кистью и ее концом, видеть выразительность в рисунке, выполненном одним цветом.

38. Мы гуляем на участке (лепка) [6, с. 77]

Задача: учить лепить фигурку человека в зимней одежде, передавать некоторые его особенности (наклон туловища, поворот головы и т. п.)

19. Мосты(№ 10) (работа со строительным материалом)[12, с. 52]

Задача: совершенствовать конструкторские навыки

1. В солнечный день понаблюдать за целой гаммой оттенков, многоцветьем снега.

2. Рассмотреть иллюстрации с изображением мостов. Рассказать об их назначении, строении, назвать части {опоры, спуски, перекрытия).

3. Организовать строительство мостов разного вида.

4. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить автомобиль [5, с. 31].

5. Предложить детям из риса выложить снежинку. Обратить внимание на то, что у снежинки 6 лучиков и они все одинаковые [1, с. 25].

6. Познакомить детей с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, сезонных и суточных изменений в природе

ФЕВРАЛЬ

39. Девочка (мальчик) пляшет (рисование) [2, с. 183]

Задачи: учить рисовать фигуру человека, изображать простые движения; закреплять приемы закрашивания красками.

40. Покормим птичек (лепка) [6, с. 76]

Задача: учить самостоятельно передавать образы птиц в лепке

20. Мосты(№ 11) (работа со строительным материалом)[12, с. 53]

Задача: воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания сооружений

1. На прогулке вместе с детьми любоваться красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, снежинками, кустами и деревьями, покрытыми инеем или припорошенными снегом.

2. Рассмотреть фрагмент картины И. Т. Хруцкого «Натюрморт» [10, с. 8].

3. Предложить использовать краски для получения новых цветов, помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.

4. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить автомобиль[5, с. 31]

41. Укрась красиво блюдечко (рисование) [2, с. 189]

Задача: учить создавать узор по кругу, располагая элементы по краю и в середине; использовать мазки, точки, дуги.

42. Гномики (аппликация) [2, с. 182]

Задача: учить вырезать по нарисованному контуру

21. Записная книжка (бумага) [12, с. 54] Задача: учить вырезать различные элементы из цветной бумаги, складывать лист пополам

1. На прогулке вместе с детьми полюбоваться красотой зимней природы; покормить птиц.

2. Рассмотреть иллюстрации, на которых изображены гномики.

3. Организовать выставку портретной живописи.

4. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить мебель для гномов [5, с. 44].

5. Познакомить детей с творчеством «доброго сказочника» - Ю. А. Васнецова [8, с. 7]

43. Летят самолеты (аппликация) [6, с. 85]

Задача: учить вырезывать части поделок из полосок бумаги и соединять их.

44. Накормим кукол обедом (лепка) [2, с. 187]

Задача: учить лепить, используя новые приемы -вдавливания и оттягивания краев, уравнивая их пальцами

22. По собственному замыслу (№ 12) (работа со строительным материалом) [12, с. 54] Задача: закреплять полученные знания и конструкторские навыки

1. Предложить детям материал для экспериментирования в создании простейших изображений красками, карандашами, с использованием пластичных материалов.

2. Разместить на «Полочке красоты» дымковские игрушки.

3. Из ниток вместе с детьми смастерить игрушки [5, с. 39].

4. Привлечь внимание детей к построению изображения на страницах книги: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает тест, поясняя его.

5. Организовать выставку книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова

45. На чем или на ком ты хотел бы покататься (рисование) [6, с. 137]

Задача: учить передавать разные виды транспорта и животных в рисунке.

46. Автобусы на нашей улице

(коллективная аппликация) [2, с. 188] Задача: учить вырезать окошки автобуса, круги, срезая уголки у квадрата

23. Уж (работа с природным материалом)[3, с. 38]

Задачи: учить пользоваться новым приемом соединения деталей -проволокой; познакомить с приемами работы шилом и техникой безопасности при его использовании

1. Рассказать детям о том, что наступает такой момент, когда как бы встречаются весна с зимой. На дворе февраль. Резкий морозный воздух. Свистит, воет ветер. Летит в глаза снег. И совсем не верится, что скоро будет тепло, засияет весеннее яркое солнце. А ведь весна уже близко.

2. Разместить на «Полочке красоты» игрушки, которые больше всего нравятся детям.

3. Из коробочек вместе с детьми изготовить автобус [5, с. 17].

4. Предложить детям обвести контур ладошки с расставленными пальчиками таким образом, чтобы захватить и часть руки, превратить контур в дерево. Ладонь с пальчиками будет кроной дерева; а рука - стволом. Карандашом дорисовать ветки дерева

МАРТ

47. Телевизор (рисование) [4, с. 127] Задача: учить, рисовать телевизор.

48. Сказка К. Чуковского «Федорино горе»

(лепка) [2, с. 205]

Задача: учить лепить посуду по произведению К. Чуковского «Федорино горе»

24. По собственному замыслу(№ 13) (работа со строительным материалом)[12, с. 54]

Задача: учить по собственному замыслу конструировать различные постройки

1. Обратить внимание на первые признаки приближающейся весны.

2. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

3. Дидактическая игра «Телевизор» [14, с. 19].

4. Разместить на «Полочке красоты» букет цветов в вазе, который родители группы подарили педагогам к 8 Марта, полюбоваться их формой, строением, цветом.

5. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить письменный стол [5, с. 39].

6. Предложить детям украсить орнаментом бумажную тарелочку.

7. Рассказать о том, как художник Юрий Васнецов рисовал волшебные Цвета и деревья [8, с. 7]

49. Украсим кукле платье (рисование) [2, с. 212]

Задача: учить рисовать платье для кукол и украшать его.

50. Поздравительная открытка для мамы (аппликация)

Задача: воспитывать потребность сделать приятное маме [2, с. 208]

25. Будка для собаки (работа с бумагой)[12, с. 55]

Задачи: учить складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем

1. Внести в группу веточки тополя. Предложить вдохнуть аромат почек, полюбоваться совершенством их формы, гармонией цвета.

2. Предложить краски для их смешивания и получения новых оттенков.

3. Из пластиковой коробки из-под торта вместе с детьми изготовить матрешку [5, с. 35]

51. Роспись птицы (рисование) [6, с. 87]

Задача: учить концом кисти наносить точки, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, полоски.

52. Мои любимые игрушки (лепка) [6, с. 89]

Задачи: вызывать стремление самостоятельно выбирать любимый персонаж и передавать в лепке его характерные признаки

26. Заборчики (работа со строительным материалом)[12, с. 115]

Задачи: учить замыкать пространство способом приставления,разбирать постройки,сортировать детали, раскладывать их; закреплять представление об основных строительных деталях

1. Организовать выставку пейзажной живописи по теме «Весна».

2. Показать разные способы удлинения дорожек и сооружений.

3. Разместить матрешку на «Полочке красоты».

4. Рассмотреть иллюстрации в книгах, выполненные Ю. А. Васнецовым. Прочитать произведения, иллюстрации к которым больше всего понравились.

5. Рассмотреть альбом с иллюстрациями дымковской игрушки.

6. Побудить детей на основе игровой мотивации выполнять работы в технике обрывания бумаги (по своему желанию) [7, с. 10]

53. Весна, ручейки, солнце ярко светит. (рисование) [6, с. 87]

Задача: учить располагать рисунок на широком пространстве листа, использовать разные приемы рисования (всей кистью, ее концом).

54. Угадай, кто это (аппликация) [6, с. 90]

Задача: учить самостоятельно вырезывать из частей персонажей аппликации, дорисовывать их фломастером, карандашом

27. Козлик (природный материал)[3,с. 39]

Задачи: учить использовать один и тот же мате-риал для создания различных игрушек; закреплять навык последовательного изготовления игрушки; развивать внимательность

1. Рассмотреть картину А. К. Саврасова «Грачи» [11, с. 12].

2. Рассмотреть иллюстрации с изображением подснежника. Предложить вслушаться в название этого цветка и догадаться, почему его так назвали.

3. Организовать выставку книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.

4. Предложить детям пластилин для лепки простейших предметов округлой формы, изменяя их с помощью налепов, дополняя деталями

АПРЕЛЬ

55. Я ракету нарисую

(рисование) [6, с. 90] Задача: учить рисовать ракету.

56. Дымковская птица (лепка) [6, с. 86]

Задача: учить передавать характерные признаки птицы, соотношение ее частей по величине

28. Гаражи,сарайчики, домики (работа со строительным материалом) [12, с. 116]

Задача: учить делать перекрытия, сочетать в сооружениях детали по цвету

1. На прогулке обратить внимание на приход весны. Полюбоваться набухшими почками, первой травой, цветами.

2. Организовать строительство гаражей, сарайчиков, домиков.

3. Разместить на «Полочке красоты» веточки с набухшими почками клена, тополя, черемухи и т. д.

4. Предложить краски для активного экспериментирования с ними.

5. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить дятла [5, с. 42]

57. Почему матрешка грустная (рисование) [6, с. 89]

Задача: учить использовать приемы дымковской росписи для украшения юбки матрешки (рисовать кольца, круги, точки).

58. Плывет кораблик (аппликация) [6, с. 185]

Задача: закреплять умения вырезывать различные формы, подбирать цвета бумаги, использовать прием обрыва бумаги

29. Вагон из бумаги (работа с бумагой)[12, с. 56]

Задача: учить делать вагон из бумаги

1. Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный!»

2. Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане.»: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.»

3. Предложить детям бумагу разной фактуры для вырезывания фигур округлой формы и наклеивания их на бумагу.

4. С помощью бумаги и палочек вместе с детьми изготовить вертушки [5, с. 37].

5. Рассказать о том, как Ю. А. Васнецов рисовал животных [8, с. 8]

59. Домик для куклы (рисование) [14, с. 57]

Задачи: учить изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; закреплять приемы закрашивания краской в одном направлении всей кистью с отрывом от бумаги у контура рисунка.

60. Два жадных медвежонка (лепка) [2, с. 223]

Задачи: закреплять технические приемы лепки: раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание; учить лепить медвежонка

30. Теремки (работа со строительным материалом)[12, с. 117]

Задача: учить сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытием, оставлять промежутки для дверей и окон, украшать крышу разнообразными деталями

1. Организовать строительство домиков, теремков для сказочных героев.

2. Чтение сказки «Два жадных медвежонка».

3. Предложить гуашь и восковые мелки для раскраски различных изображений.

4. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Весна».

5. На прогулке обратить внимание на весеннюю погоду, полюбоваться вместе с детьми пушистой вербой, вдохнуть аромат клейких почек тополя.

6. Предложить детям рисовать пальцем на подносах, заполненных крупой, солнышко, флажки, рыбок и т. д.

61. Роспись барашка (рисование) [2, с. 254] Задачи: познакомить с филимоновской игрушкой; учить изображать узоры.

62. Мы - строители (коллективная аппликация) [6, с. 88] Задача: учить составлять из нескольких частей целое, добавлять отдельные детали, вырезывая их из бумаги

31. Котенок (работа с природным материалом)[3, с. 40]

Задачи: учить использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; закреплять навык работы с шилом

1. На прогулке обратить внимание на красоту распустившейся сирени и других цветущих растений на участке детского сада.

2. Рассмотреть картину П. П. Кончаловского «Сухие краски» [10, с. 8].

3. Разместить букет сирени на «Полочке красоты».

4. Предложить детям пластилин для закрепления приемов оттягивания, прищипывания.

5. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить кошку [5, с. 48]

МАЙ

63. Желтые одуванчики растут на лужайке (рисование) [6, с. 94]

Задача: учить рисовать цветы и вырезывать их из бумаги, составлять из них композицию.

64. Лодочка с веслами (лепка) [2, с. 231]

Задача: учить в лепке передавать характерные признаки предмета

32. Мебель для детского сада (работа со строительным материалом) [12, с. 118]

Задачи: учить строить различные предметы мебели; закреплять представления о строительных деталях и их свойствах

1. На прогулке полюбоваться красотой природы, обратить внимание на очарование первых весенних цветов (мать-и-мачеха, гусиный лук и др.). Объяснить, что все первые весенние цветы радуют человека, из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма в весеннем цветочном календаре.

2. Предложить краски для получения новых цветов и оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.

3. Организовать строительство из любых строительный наборов различных предметов мебели.

4. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить кораблик [5, с. 30]

65. Весенние цветы для моей мамы (рисование) [7, с. 83]

Задачи: учить изображать цветы в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

66. Как я люблю одуванчики (аппликация) [7, с. 85]

Задача: развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в природе

33. Двухэтажный дом (работа с бумагой)[12, с. 56]

Задачи: закреплять полученные навыки и умения работы с бумагой; формировать обобщенные представления о домах

1. По возможности познакомить детей с первыми весенними цветами. Подвести детей к эмоциональному отклику на восприятие их цвета.

2. Предложить детям краски для закрепления простых приемов: примакивания и набрызга - с использованием клеевой кисти.

3. Предложить детям из риса выложить головку одуванчика, а стебелек и листья - из гречки [1, с. 28].

4. Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е. И. Чарушина [8, с. 9]

67. Нарисуй скороговорку (рисование) [2, с. 272]

Задача: формировать умение изобразить содержание скороговорки.

68. Красивые цветы (лепка) [6, с. 93]

Задача: учить в лепке изображать цветок, располагать его на глиняной пластине

34. Машины (работа со строительным материалом)[12, с. 119]

Задачи: учить конструировать грузовой автомобиль, анализировать образец, преобразовывать постройку

1. Организовать строительство кукольного городка из различного на-стольного и напольного конструктора.

2. Предложить детям краски для закрепления приема совмещения (сложить изображение пополам).

3. Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков.

4. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить кораблик [5, с. 30].

5. Из белого картона сделать с детьми цветы [5, с. 26].

6. Организовать выставку книг с иллюстрациями Е. И. Чарушина

69. Ветка рябины в вазе (рисование) [7, с. 92]

Задачи: упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод; развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта.

70. Букет сирени

(коллективная аппликация) [13, с. 14]

Задачи: учить аккуратно пользоваться клеем; развивать чувство композиции

35. Птицы (работа с природным материалом) [3, с. 42] Задачи: учить работать шилом, сообща трудиться над одной темой

1. Предложить детям краски для закрепления приема вливания цвета в цвет.

2. Рассмотреть с детьми работы, выполненные ими в начале года, сравнить с теми, которые они выполнили сейчас. Подробно проанализировать достижения каждого ребенка.

3. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить бабочку [5, с. 23].

4. Предложить детям выложить журавлика из семечек дыни или тыквы по силуэту [1, с. 43]

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова, Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: метод, пособие для воспитателей ДОУ / Л. Е. Белоусова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

2. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

3. Гулъянц, Э. К. Что можно сделать из природного материала: пособие для воспитателя детского сада / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. - М. : Просвещение, 1984.

4. Доронова, Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1992.

5. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками / О. В. Дыбина. - М. : ТЦ «Сфера», 2002.

6. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985.

7. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Р. Г. Казакова [и др. ]. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.

8. Курочкина, Н. А. Знакомим с книжной графикой: учеб. -нагляд. пособие / Н. А. Курочкина. -СПб. : Детство-Пресс, 2001.

9. Курочкина, Н. А. Знакомство с натюрмортом: учеб. -нагляд. пособие / Н. А. Курочкина. -СПб. : Детство-Пресс, 1996.

10. Курочкина, Н. А. Знакомим с натюрмортом: учеб. -нагляд. пособие / Н. А. Курочкина. -СПб. : Детство-Пресс, 1999.

11. Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью: учеб. -нагляд. пособие / Н. А. Курочкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2003.

12. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.

13. Петрова, И. М. Объёмная аппликация: учеб. -метод, пособие / И. М. Петрова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

14. Швапко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа / Г. С. Швайко. - М. : Владос, 2000.

Публикации по теме:

Анкета для родителей. Тема: изобразительное искусство Анкета Уважаемый родитель! Известно, что изобразительное искусство - важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества.

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки)
Опубликовано: 11 июня 2012 в 21:42
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...