Папки-передвижки

Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов

Елена Прохорова
Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов

Приятное общение со сверстниками, родителями, друзьями, наставниками и просто знакомыми людьми обеспечивается правильной и красивой речью. Четкая дикция, логические паузы, богатый словарь – все это влияет на чистоту произношения, а, следовательно, и на отношение к собеседнику. К сожалению, в последнее время все больше людей не обладают такими навыками и зачастую словарный запас беден, а звукопроизношение нарушено.

Публикация «Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов» размещена в разделах

Умение правильно и красиво говорить – результат взаимной работы губ, языка, нижней челюсти и мягкого нёба. В юном возрасте многим малышам очень сложно произносить те или иные звуки, ведь подвижность органов развивается очень медленно. Недоразвитие артикуляторной моторики проявляется в различных нарушениях звукопроизношения. Для устранения подобных недостатков требуется долгое, систематическое и комплексное коррекционное воздействие. Первоначальная работа должна проводиться для развития подвижности артикуляционной моторики.

Основополагающей для развития правильного звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Это уникальный метод, применяющийся практически при всех речевых нарушениях – начиная легкими и заканчивая самыми тяжелыми, такими как ринолалия, алалия, дизартрия. Так же артикуляционная гимнастика полезна в качестве профилактики речевых нарушений и просто для развития и стимулирования мышц.

Артикуляционная гимнастика особенно активно применяется чаще всего в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа приносит ожидаемый результат за более короткий срок. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Учитывая возрастные потребности воспитанников, развитие артикуляторной моторики следует проводить в игровой форме, с использованием коротеньких стихотворений, сопровождающих выполнение упражнений. Дети гораздо легче идут на контакт, с большим усердием и интересом выполняют артикуляционную гимнастику, если упражнения включены в рассказ или сказку о язычке [5].

Все нарушения звукопроизношения можно объединить в следующие группы: сигматизмы (нарушение свистящих и шипящих звуков, ротоцизмы (нарушение произношения звука [р], [р’], ламбдацизмы (нарушение произношения звуков [л], [л’], хитизмы (нарушения произношения звука [х], каппацизмы (нарушение произношения звука [к]).

Сигматизмы шипящих и свистящих являются одними из преобладающих нарушений звукопроизношений. Коррекционная работа по устранению таких недостатков так же должна включать в себя артикуляционную гимнастику.

Артикуляционные упражнения никогда не используются в произвольном порядке. Для их правильного выбора необходимо учитывать какое именно положение органов артикуляции требуется выработать.

Цель артикуляционной гимнастики заключается во включении упражнений как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Артикуляционные упражнения подбираются целенаправленно. В выборе заданий главным является не отбор определенного количества упражнений, а смогут ли они способствовать выработке правильного артикуляционного уклада для произнесения конкретного звука.

Время достижения результата зависит в основном от систематичности проведения артикуляционной гимнастики, от правильности и четкости выполнения упражнений, степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а так же какое участие в этой работе принимают родители. Занятия рекомендуется проводить по 3-4 раза в неделю, сопровождая ежедневными недолгими по времени разминками.

Основным атрибутом проведения артикуляционной гимнастики является зеркало. Видя в нем не только свое отражение, но и логопеда, ребенок запоминает правильные артикуляторные позиции. Так же логопед имеет возможность следить за правильностью и четкостью выполнения заданий ребенком, темпом его выполнения, скоростью переключения с одного упражнения на другое, а так же отмечать, не появляются ли при выполнении лишние движения.

Всегда при выполнении работы над каждым звуком требуется учитывать, она должна проводиться в строго определенной последовательности. Первоначально упражнение демонстрируется логопедом, после его выполняет ребенок перед зеркалом. Логопед при этом следит за точностью и правильностью выполнения. Последний этап – выполнение задания ребенком по возможности без зеркала.

В начале работы может отмечаться напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида обще-развивающих упражнений : статические – удержание позы 8-10 секунд и динамические – быстрое и ритмичное переключение с одной позиции на другую.

Для устранения сигматизмов свистящих и шипящих звуков эффективными являются следующие комплексы артикуляционных упражнений.

Статические упражнения для языка.

- «Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

- «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

- «Иголочка» - Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

- «Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

- «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Динамические упражнения для языка.

- «Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

- «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

- «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

- «Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

- «Почистить зубки». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

- «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

- «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

- «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

- «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

- «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

- «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения [3].

Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок.

Для большей заинтересованности детей в выполнении упражнений можно использовать «Сказку о Язычке» [2]. Дети любят фантастического героя и с удовольствием развивают подвижность язычка и мышц вместе с ним. Так же особое влияние на вовлеченность детей в процесс коррекционной работы оказывает домашнее задание в виде самостоятельного придумывания продолжения приключений Язычка, что благоприятно сказывается на качестве выполнения артикуляционных упражнений, а следовательно и на появление результатов.

Список литературы:

1) Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007

2) Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка. -М. :Астрель,2009

3) Новоторцева Н. В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 2003

4) Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. -М., Детство-Пресс, 2012 г.

5) Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста « … Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей.

Гендерный подход к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста И. Б. Горелова, учитель-логопед Е. Г. Кубова, учитель-логопед Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования.

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Мастер-класс «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения» Мастер – класс: «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения». Автор: учитель-логопед Клочьева О. А.

Мастер-класс: «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии» «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии» Актуальность: В настоящее время дизартрия является широко распространенным.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В пoследнее врeмя соврeменные родитeли чaсто слышaт о мeлкой мoторике и нeобходимости ее рaзвивать. Чтo жe тaкое мeлкая мoторика и пoчему.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики. «Рука-это инструмент всех инструментов».

Семинар — практикум Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопрои Семинар – практикум Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения. [/b].

Теоретические основы использования дидактических игр в решении задач коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Нарушение речи - это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального.

Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста В настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуальны вопросы ранней диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов
Опубликовано: 16 января 2017 в 20:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД