Развитие ассоциативного мышления дошкольников средствами музыки

Евгения Федичкина
Развитие ассоциативного мышления дошкольников средствами музыки

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый человек наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов.

В мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Они не уводят нас, а приближают к ответу.

Ассоциация связана с представлениями. Восприятие искусства связано с механизмом ассоциаций, с интуитивными процессами образной логики.

Ассоциативное мышление – понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации: любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.

Существуют две формы познания и мышления:

- научно-теоретическое (абстрактно-логическое, или рационально-логическое. Эти формы мышления господствует в науке. В наиболее чистом виде – в математических, естественных.

- эмоционально-художественное (образное, что связывается с эмоционально-образной формой – в искусствах. В них, естественно, также есть формы более «чистые» и более связанные с логическим мышлением.

Характерной особенностью научного познания является то, что науки, познавая мир, его расчленяют. Синтез знания в каждой из конкретных наук ограничивается ее объектом, и поэтому целостной картины мира не возникает.

Однако есть вид человеческой деятельности, который также создает целостную картину мира и создает ее в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических законов. Это искусство. Такой путь целостного осознания жизни доступен и необходим каждому человеку.

Предметы, созданные трудом художника, специально развивают способность чувственно воспринимать мир по-человечески, то есть в культурно развитых формах – в формах человечески развитого созерцания.

Глубокое переживание произведения искусства должно заставить человека задуматься об окружающем нас мире, о судьбе другого человека, о собственной жизни. «Глубоко чувствовать» и «ясно мыслить» с помощью искусства означает познать самого себя, научиться понимать окружающих людей, познать глубину жизни, обогатить свой духовный мир.

Процесс познания себя начинается с самого раннего возраста. Психологами установлено, что у дошкольников и младших школьников он носит экстериоризированный характер, то есть когда дети этого возраста познают себя через других людей. Всматриваясь в их черты, прислушиваясь к их мыслям, они соотносят их со своими чертами и мыслями, о существовании которых подчас и не догадывались. Вместе с тем круг общения дошкольников не очень велик. В этом возрасте они еще довольно тесно привязаны к родителям и семье. Тем не менее, знания о себе необходимы ребенку. Недостаточность их может привести к неадекватной самооценке, к неверию в собственные силы, к нивелированию своих индивидуальных и неповторимых черт.

Помочь ребенку в познании себя при относительно узком круге общения может искусство. Ведь именно оно дает ребенку иллюзию общения с совершенно разными людьми – плохими и хорошими, веселыми и грустными, прекрасными и безобразными. Количество участников такого общения может быть очень велико.

У детей, то процесс видения другого хорошо реализуется у них в таких искусствах, как кино, литература и, отчасти, изобразительное искусство. Слово описывает человека, его действия, поступки, стремления, поэтому видение героя произведения литературы ребенку вполне доступно.

Гораздо сложнее детям увидеть другого и узнать себя в музыкальном произведении. Музыка – искусство временное и, пожалуй, чувственно-абстрактное. Она не дает возможности показать конкретные действия человека, его манеру произносить слова, мыслить в вербальных формах и т. п.

Комплексный подход в этих условиях представляет собой установку на выявление и всестороннее развитие продуктивных способностей дошкольника на основе музыки и других видов искусства. Целостная организация обучения может помочь преодолеть однобокость и фрагментарность мышления, эмоциональную бедность воображения, в целях активного формирования ассоциативного поля.

Стержнем всей системы понятий, лежащих в основе целостного восприятия искусства, должно стать восприятие, поскольку именно оно является общим знаменателем, характеризующим процесс постижения искусства в деятельности творца, исполнителя и слушателя.

На этом сочетании строится сам механизм ассоциативного мышления: от прямого восприятия (непосредственного) к умению сравнивать, представлять, соотносить с ранее прочувствованным и пережитым. В развитии ассоциативного мышления у дошкольников необходимо исходить из того, что здесь больше всего задействована эмоциональная сфера, воспоминания и прочувствования.

Таким образом, анализ разнообразной литературы позволяет утверждать, что развитое ассоциативное мышление детей помогает ему понять и принять мир музыкальных образов во взаимосвязях с другими искусствами как мир художественных образов. А это, в свою очередь, способствует более глубокому освоению закономерностей музыкального искусства, отражающих многообразные жизненные связи.

Публикации по теме:

Самоконтроль как жизненная необходимость Уважаемые мааамовцы, предлагаю немного пофилософствовать. Ни для кого не секрет, что жизнь наша полна неожиданностей и зачастую не самых.

Влияние имитационно-подражательных упражнений на уровень развития основных видов движения у детей дошкольного возраста Тематика и содержание отдельных упражнений и небольших инсценировок отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие ассоциативного мышления дошкольников средствами музыки
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 21:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ. Фотоотчет.
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....
Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи:...
Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению сравнивать...