Развитие двигательной активности путем музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности

Марина Печерица
Развитие двигательной активности путем музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности

На формирование двигательных навыков у детей положительное влияние оказывает музыкальное сопровождение. Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. У любого человека музыкальное сопровождение всегда вызывает непроизвольную моторную реакцию. Использование музыки на физкультурном занятии является средством повышения эффективности физических упражнений, способствует яркой эмоциональной насыщенности занятия, создает ощущение психологической комфортности. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательных систем организма. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.

Музыкальное сопровождение на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре - это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их части (музыкальные отрывки, фрагменты) содействующие оптимизации занятия и наиболее эффективному решению его основных задач.

Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводиться двигательным задачам, характер музыки соответствует характеру движения. Основные задачи на НОД – способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач

1. Содействие всестороннему гармоничному развитию личности

2. Оптимизация организации двигательной деятельности

3. Содействие решению задач в НОД и каждый его части: подготовительной, основной и заключительной.

4. Повышение эмоционального фона на занятии.

Решая задачи музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности необходимо подчиняться общепедагогическим принципам: сознательности и активности, наглядности, доступности, постепенности, систематичности, индивидуализации и дифференциации, прочности и прогрессирования.

Реализуя принцип сознательности и активности, необходимо учитывать интересы и склонности детей, при этом формируя у них сознательное отношение к выполнению упражнений под музыку.

Принцип наглядности особенно важен при выборе музыкальных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста. Чем более точно средства музыкальной выразительности отображают образ, тем быстрее и легче дети воспримут музыкальное произведение и с большим удовольствием будут под него выполнять упражнения.

Соблюдение принципов доступности и постепенности при подборе музыкального сопровождения не менее актуально, чем при составлении собственно физических упражнений. Необходимо, чтобы выбранная музыка была адекватна психовозрастным особенностям детей, их музыкальному и жизненному опыту. В то же время, следует постепенно усложнять музыкальный материал, обеспечивая тем самым эстетическое и музыкально-ритмическое воспитание и развитие детей.

Принцип систематичности предполагает не одноразовое использование музыки в процессе занятий физическими упражнениями, а целенаправленное и систематическое её применение.

Принцип индивидуализации и дифференциации обеспечивает учёт индивидуальных особенностей детей при выборе и использовании музыкального сопровождения. В зависимости от особенностей дошкольников применение музыкального сопровождения может существенно варьироваться.

Соблюдение принципов прочности и прогрессирования предполагает формирование у занимающихся устойчивых знаний по музыкально-ритмическому воспитанию, умений двигаться под музыку различного характера и неуклонно совершенствовать свои знания, умения и навыки в этой сфере деятельности. Функциями музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности является: -психорегулирующая -оптимизирующая -организующая -эстетическая -дидактическая

В качестве основных методов обучения движениям под музыку наиболее эффективны наглядный, словесный, практический. НАГЛЯДНЫЙ /используется как взаимодействие слухового и наглядного анализаторов/: атрибутика, инвентарь, оборудование, показ. СЛОВЕСНЫЙ: указание, художественное слово, речевые игры. ПРАКТИЧЕСКИЙ: выполнение упражнений детьми, музыкальное сопровождение. Сюжетно-игровой метод, как разновидность практического. Он применяется как в процессе обучения отдельным упражнениям, так и в построении всего занятия. В связи с этим большинство музыкально- двигательных упражнений имеют понятное детям содержание, которое усиливает, уточняет, углубляет воздействие музыки

Музыкальное сопровождение – это дополнительный фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, на физическое развитие в целом и на совершенствование двигательных функций. Музыка, предназначенная для направленного стимулирования физиологических и психологических процессов при умственной и физической деятельности человека, называется функциональной музыкой. С ее помощью на занятиях физическими упражнениями можно ускорить процессы закрепления двигательных навыков, улучшить технику движения, стимулировать мышечную активность и проявление волевых качеств. Музыкальное сопровождение занятий активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. В. М. Бехтерев, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Им было установлено, что при спокойной музыке замедляется пульс. «Для активизации малоподвижных детей, - считает Н. Аксенова,- музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи, с чем увеличивается двигательная активность».

Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия сопровождая движения, оказывает влияния на повышенные качества их исполнения: выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность. Выразительность и согласованность движений с музыкой, определяются сосредоточенностью восприятия и эмоциональностью переживания детьми художественных образов музыкальных произведений, их различного характера, Средств музыкальной выразительности (темп, движения). Такая эмоциональная окрашенность восприятия детьми характера движения, связанных с музыкой, совершенствует их, придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, и в то же время содействует их свободе и непринужденности. В тоже время можно говорить о развитие у детей музыкальности, основных её компонентов: эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учиться воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности. Целесообразность двигательной активности детей при одинаковой длительности и содержании значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него. Интенсивность движений, их темп и амплитуда больше, в случае выполнения детьми упражнений под музыку.

Подтверждено, что:

- при восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе;

- прослушивание негромкой мелодичной музыки оказывает успокаивающее воздействие; - энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости даёт тонизирующий эффект; - мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц; - при прослушивании музыки происходит нормализация мозгового прослушивания; - музыка влияет на уровень различных гормонов в крови – например, может повысить содержание эндорфина; - музыка способна влиять на общую подвижность и координацию; - музыка изменяет восприятие времени; - музыка может влиять на память и обучаемость.

Музыка оказывает психо-эстетическое, физиологическое и вибрационное влияние на организм ребенка.

- Психо-эстетическое - возникают положительные ассоциации и эмоции, формируется эстетическое восприятие, выстраивается образный ряд

- Физиологическое – с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма, развивается ритм движений и слух.

- Вибрационное – звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточной уровне, повышается плотность занятия и работоспособность организма

Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей. Поскольку у малышей физические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д) Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгивания должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера. У дошкольников, в основной массе, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и если ребенок с синдромом двигательной активности, то спокойная музыка, в конце занятия, поможет успокоить такого ребенка. Здесь особое внимание хочется обратить на релаксационную музыку со звуками природы.

Требования к подбору музыкального сопровождения занятий

- соответствие музыкального сопровождения (комплекса средств музыкальной выразительности, смыслового и образного содержания, текста) особенностям дошкольников, принципу доступности и эстетической целесообразности, а также характеру выполняемых двигательных действий.

- соответствие темпо-ритмовых характеристик произведения возрастным особенностям занимающихся, части занятия, решению двигательных задач.

- продолжительность звучания мелодии в соответствии с контингентом детей и задачам занятия (НОД)

Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет физинструктора. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь. Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений, на такие случаи рекомендуется использование фонограмм, подобранные в зависимости от видов физических упражнений, а так же, в зависимости от возраста. В младших и средних группах музыкальное сопровождение дается в более медленном темпе, чем в старших и подготовительных группах, мелодии не так часто сменяют одна другую и музыкальные произведения подбираются ярко контрастного характера. Привыкнув к звучанию музыки на физкультурном занятии, дети легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характера музыки, что позволяет сократить время на словесные указания. А теперь, давайте конкретно рассмотрим, где на занятии физической культурой наиболее целесообразно музыкальное сопровождение. Это основные движения в водной части: ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие и строевые упражнения Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с ходьбой обычной, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий, «стелющийся» требует музыки такого же характера, например вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасыванием ног — задорной польки. Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная.

В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При разучивании – на 1-ом занятии, музыка не используется, так как она не способствует сознательному управлению двигательным навыком. Далее, углубленное разучивание на 2-3 занятиях под счет, и уже, кода идет совершенствование и закрепление комплекса, можно использовать музыку, чтобы придать ему большую выразительность, например: четкие взмахи флажками требуют бодрой энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы - легкой игривой; помахивание лентами- нежной напевной т. п. Те физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (лодочка, подъём туловища из положения лежа, отжимание и т. д., не следует проводить под музыку. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например: ходьба в начале физкультурного занятия должна быть бодрой и жизнерадостной. Поэтому марш подбирается бодрый и энергичный умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба - снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной Действия детей при выполнении ОВД разнотипны: одни выполняют задание, другие наблюдают, готовятся к выполнению этого задания или выполняют другое. Естественно, что музыка при этом может только мешать. А вот когда, дети звеном, переходят от одного вида движений к другому, и перемещаются по залу, то музыка помогает их организовать и в быстром темпе сделать передвижение. Во время подвижной игры, музыку нужно использовать очень аккуратно. Так как подвижная игра большой интенсивности, повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем детей. Есть игры, где музыка может быть введена лишь частично. Так, например, в игре «Караси и щуки», когда «караси» выполняют однородное движение (бег врассыпную под размеренную музыку, имитируя движения рыб, музыкальное сопровождение вполне оправдано, но только лишь до сигнала «Щуки». Одновременно с сигналом (совпадающим с окончанием музыкальной фразы, когда начинается бег с увертыванием и ловлей, музыка должна быть прекращена: каждый ребенок стремится увернуться от ловишки, двигается в зависимости от его действий и музыку не слушает. При таком беге, музыка может нести дополнительную нагрузку и побуждать детей постоянно двигаться и быстро уставать, а ведь чем хорош бег с увертыванием, можно где-то постоять и передохнуть. А на протяжении всей игры «День-ночь», можно использовать музыку, так как она меняет свой характер.

В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий. Поэтому введение музыки в занятие, дело самого инструктора по физической культуре. Моя практика, показала пользу от использования музыки и одновременно помогла решить многие вопросы, связанные с методикой проведения физкультурных занятий.

В непосредственно образовательной деятельности сюжетно-игровой формы стараюсь содержание двигательной деятельности при обучении детей основным движениям, объединять одним сюжетом, рассказываю детям, как ведут себя те или иные персонажи, герои, показываю их характерные движения, а потом в процессе двигательной деятельности дети начинают действовать из желания играть, а результатом оказывался новый двигательный навык. Использование этой формы работы с детьми способствовало качественному выполнению техники основных видов движений, повышению двигательной активности детей и развитию эмоциональной сферы ребенка. Этому способствуют занятия по теме «Домашние животные», «Дикие животные», «Осень» «Зимние забавы».

Особое место в моей работе занимают подборка музыкальных пальчиковых игр, большая фонотека и картотека музыкально - подвижных игр, музыкально- игровые упражнения по профилактики зрения, восстановления дыхания, для снятия мышечного напряжения.

Музыкальное сопровождение помогает детям настроиться на определенный лад и выражать свои чувства, эмоции через движения.

Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в нашем детском саду.

Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников.

Развитие двигательной активности путем музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности
Публикации по теме:

Группа кратковременного пребывания «Ого-годики» МБДОУ ДС №443 Рада сообщить Вам, что в нашем детском саду № 443 начала функционировать группа кратковременного пребывания "Ого-годики". Ее посещают детки.

Использование ИКТ на музыкальном занятии Здравствуйте, дорогие коллеги!Недавно в нашем детском саду в рамках педсовета проходил фестиваль презентаций по образовательной области.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие двигательной активности путем музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности
Опубликовано: 5 марта 2013 в 16:25
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...