Получи документы

Развитие фонематических процессов у детей

Капалина Ольга
Развитие фонематических процессов у детей

С рождения ребё нка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставляет их звучание, пытается повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание на звуковую сторону слова.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.

Публикация «Развитие фонематических процессов у детей» размещена в разделах

Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребёнок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребёнок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав. Знакомство со звуковой стороной слова начинается с прихода их в детский сад.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребёнок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

В дальнейшем ребёнок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.

Вся эта работа называется: развитие фонематического слуха и восприятия На современном этапе развития логопедии, рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, различают понятия «фонематический слух», и «фонематическое восприятие».

Под фонематическим слухом понимается тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, т. е. это представление ребёнка о звуковом составе слова.

Стадии развития фонематического слуха :

1) Формирование способности различать гласные звуки;

2) Различать согласные звуки.

При благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями.

Для того, чтобы качественно развился фонематический слух, начиная с младшего возраста, проводится воспитание слухового внимания.

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя:

1) Музыкальные инструменты;

2) Игрушки, различные предметы.

Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах знакомит ребёнка со звучанием, например: гармошки, дудочки, барабана, а затем умения найти тот инструмент, который звучал, откуда был слышен звук.

Воспроизведение ритма: хлопки в ладоши, стук об стол карандашом или произнесё нных простых слов: мяу, гав-гав (при этом рот закрыт листком бумаги, затем показать игрушку – учит ребёнка внимательно вслушиваться в чужую речь.

Под фонематическим восприятием понимается способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

Ступени формирования фонематического восприятия :

1) Различение и выделение слов в предложении;

2) Слогов в слове;

3) Звуков в слоге и слове;

4) Овладение умением узнавать звук на фоне слова;

5) Выделять первый и последний звук в слове;

6) Определять последовательность, качество и количество звуков в слове;

7) Определять место звука в слове по отношению к другим звукам в слове.

Исследователь В. К. Орфинская подчёркивает, что формирование первых двух ступеней происходит в процессе естественного развития ребёнка, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку в процессе целеноправленного обучения, на основе качественного сформированных предыдущих ступеней.

Этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь и целенаправленно руководит развитием речевой деятельности. Педагог должен уделять серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следить за выразительностью интонаций, правильностью ударения, регулирует силу голоса.

Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком, находят слова с этим звуком, определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). У них развивается способность к звуковому анализу слова.

Детей подготовительной к школе группы учат делить слова на слоги, называть каждую часть слова, Составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, самостоятельно преобразовывать слова: лук-лучок-лучище. Совершенствуют фонематический слух : умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове. Процесс обследования звукового состава слова для ребёнка дошкольного возраста сложен. Но путь должен пройти каждый ребёнок дошкольного возраста. Развитие фонематического слуха и восприятия у детей в дошкольный период и, прежде всего, ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку, является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

Публикации по теме:

Игровая деятельность по развитию фонематических процессов в средней группе «Зоопарк» Цель: Совершенствование фонематических процессов у детей средней группы с ОНР. Задачи Коррекционно-образовательные: 1. Учить дифференцировать.

Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Хохлова В. Ю., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10 «Умка» г. Шадринск.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Логопедический проект «Формирование фонематических процессов посредством авторских интерактивных игр» "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских интерактивных игр «Звуковой калейдоскоп».".

Логопедический проект «Звукоград» по развитию фонематических процессов у дошкольников подготовительной группы Актуальность проекта. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого.

Отчет работы по теме самообразования: «Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников». Актуальность темы: Анализ диагностического обследования речевого развития дошкольников показывает, что наиболее распространенным является.

Презентация «Формирование фонематических процессов у дошкольников 2–7 лет» Актуальность: Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,.

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по английскому языку Самообразование воспитателя Красных Д. М. МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 11 «Подснежник», г. Якутск, Республика Саха (Якутия) «Развитие.

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Дельфин» Родительское собрание на тему: «Формирование фонематических.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематических процессов у детей
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 17:38
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД