Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки

Светлана Волоконская
Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки

Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый Фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других. Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов я даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и "является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкальноритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными ело попыток самостоятельно объяснять я толковать значения слов".

Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить на занятиях по развитию речи практически во всех группах детского сада.

Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определённые звуки. Они дают возможность работать не только нал развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.

Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми -

воспитатель дает образец чтения, а затем заучивается наизусть, чтобы облегчить запоминание, воспитатель может прибегнуть к описательному, рисунчатому жесту, применять ритмический жест и вышагивание (т. е. чтение стихов в ритме шага). Текст можно говорить шепотом и громко. Также можно использовать соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз скороговорку) или такую Форму задания, как " эхо " (одна команда начинает тихо, другая - громко).

Некоторые из предложенных стихов можно заучивать в движении. Так, при работе с четверостишием:

Глупый гном глядел, глядел,

Громкий горн гудел, гудел,

Громче горна грохнул гром,

Громче грома гаркнул гном.

Группа марширует, читает стихи и разыгрывает оценку. При заучивании двустишия:

Поезд мчится скрежеча

ж-ж, ч-ч, ща.

Дети становятся друг за другом, берутся за руки и хором читают скороговорку.

При проведении фонематических пятиминуток можно использовать и такую форму работы, как диалог двух команд. Например, очень подходят для этого такие скороговорки:

- Расскажи мне про покупки.

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Особенно эффективном будут диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твёрдыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твёрдые согласные, а другая – мягкие

Например:

Та, та, та - нет у нас кота.

Тя, тя, тя - вот моо дитя.

На, на, на - стою у окна.

Ня, ня, ня - я веду коня.

Некоторые из стихотворений рекомендуется заучивать по ролям, разыгрывать сценки. Так, при работе в старшей группе над произношением звука "ж", используя стихотворение " Жук и жаба ", можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой жук и жаба, слова автора хором повторяют за воспитателем дети.

Дети: Жаба толстая сидит И по сторонам глядит.

Ведь на ужин жук ей нужен,

Очень нужен жабе жук.

Жаба: Вот жука бы увидать;

И скорей его поймать,

Ведь на ужин жук мне нужен,

Очень нужен жук на ужин.

Дети: Вот жук летит,

Жужжит, жужжит.

Жук: Я летаю и -куску:

"Жу-жу-жу, жу-жу-жу!"

Надоело мне летать,

Надоело мне жужжать,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Под ромашкой посижу".

Дети: Жаба жука увядала,

Прыг, прыг - и поймала.

Затем роля могут меняться.

Для фонетических пятиминуток можно также использовать считалочки и

ритмостихи. Но они, развивая фонетический слух, выполни ют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень чет ко, ярко. При этом особенно важна роль жестикуляция, совпадающей с ритмом речи.

Фонетические упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.

При организация фонетических пятиминуток * воспитатель должен помнить следующее:

- до начала заучивания стихотворения, считалки и т. д. звуки должны быть хороню отработаны в медленном произношении.

- чаще всего стихи читаются хором, особенно это важно работе с детьми, которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда можно предлагать читать их отдельным детям.

- воспитатель при проведении фонетических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки в быстром темпе, а стихи - правильно и выразительно.

- материал время от времени можно повторять, так как он быстро забывается.

Игровая форма пятиминуток оживит занятие по развитие речи и сделает более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко я тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие но звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.

Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации, словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение.

У детей формируются элементарные представления о строении речи, что побуждает их более внимательно относиться как к речи своей, так я окружающих людей, а это уже основа усвоения родного языка, воспитания культуры речи.

Публикации по теме:

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха в образовательной деятельности Группа: Вторая младшая Тема: «Чашки для Маши, Даши и Маринки» Цель игрового занятия: - расширять представление детей об окружающем мире.

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Домик для звука»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Домик для звука» Игра изготовлена в соавторстве:идея Солонына Наталья,дизайн Рыбицкая Елена. В игру входит 6 звуков - А, И, О, У, Ы, Э. На каждый звук по.

Игра по развитию фонематического слуха «Волшебные мешочки»Игра по развитию фонематического слуха «Волшебные мешочки» Широко применяемые в логопедии шумовые коробочки,для детей с нарушениями фонематического слуха. Моя игра называется "Волшебные мешочки".Необходимо.

Консультация для воспитателей «Игры для развития фонематического слуха» ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Работу по развитию фонематического слуха у ребенка можно проводить дома, используя игры, которые.

Игры для развития фонематического слуха у детей.Игры для развития фонематического слуха у детей. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию набор игр на развитие фонематического слуха. Простые в изготовлении, мобильные (т. к. хранятся.

Консультация «Как помогают скороговорки, чистоговорки, считалочки, потешки при работе по развитию речевого слуха детей» Для многих ребят первое место, куда они приходят в раннем возрасте и надолго остаются без родителей, является детский сад. Здесь они находятся.

Развитие фонематического слуха путем использования игровых приемов Существует немало литературы, работ различных педагогов, статей по по теме фонетико-фонематическое недоразвитие речи и его коррекции, но.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Развитие фонематического слуха у дошкольников Развитие фонематического слуха у дошкольников В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста количество детей,.

Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок» Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 17:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке в средней группе «Фиалки»
Конспект занятия по лепке в средней группе «Фиалки» Цель: закрепление и расширение представлений о комнатном растении – фиалке. Задачи: - закрепить...
Сказка о ручейке для старшего дошкольного возраста
Ручей с Дальних холмов Зима в Дальних холмах в этом году затянулась надолго. Небо было затянуто серыми тяжёлыми тучами, готовыми вновь высыпать порцию...
Летний рассвет. Рассказ
Летний утренний час. Тонкий солнечный лучик осторожно заглянул в окно. На даче тишина и покой, все ещё спят, кроме маленького котёнка Фантика и мамы - кошки...
Фотоотчет «Участие в районном фестивале-конкурсе «Мы-вместе», посвящённый Дню России»
12 июня , уже традиционно в 5 раз, в день празднования Дня России , в нашем районном центре посёлке Ферзиково прошёл удивительный и насыщенный по колориту...
Эколята — молодые защитники природы
еречь и защищать Природу мы учимся с самого раннего детства. В нашем саду проводится большая работа по вопросам экологического развития и обеспечения...