Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом. Семинар-практикум для воспитателей

Фируза Никулина
Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом. Семинар-практикум для воспитателей

(по книге Воробьевой Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь.)

Мячик катится вокруг,

Мой весёлый, круглый друг.

План семинара-практикума

Введение

Развитие грамматического строя речи

Игры с мячом

Ход

Введение

Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом.

Ниже описаны игры с мячом, направленные не обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа.

Развитие грамматического строя речи

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. В привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателями и родителями.

Ведущий специалист в области логопедии Парамонова Л. Г. советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

1. Величина – большой, высокий, широкий.

2. Форма – круглый, овальный, квадратный, четырехугольный.

3. Цвет – основные + промежуточные (оранжевы, голубой, серый).

4. Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, вкусный, невкусный.

5. Запах – приятный, неприятный, цветочный.

6. Температура – холодный, горячий, теплый, прохладный.

7. Материал, из которого сделан предмет, – деревянный, стеклянный, железный.

8. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий.

9. Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый.

Своё общение с детьми необходимо строить так, чтобы ребёнок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить. Для этого необходимо приобщать детей к ТРИЗу.

Игры с мячом

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

1. Игры с мячом “Животные и их детёныши”

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому называет детеныша этого животного.

Слова скомпонованы в группы по способу их образования.

Группа 1.

у тигра – тигренок

у льва – львенок

у слона – слоненок …

Группа 2.

у медведя – медвежонок

у волка – волчонок

у белки – бельчонок…

2. Игры с мячом “Кто чем занимается? ”

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.

Ход игры. Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Взрослый: Дети:

строитель строит

повар варит.

3. Игры с мячом “Хорошо - плохо ”

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий: Город.

Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

4. Игры с мячом “Что делают эти животные?”

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Ведущий: Дети:

Собака Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает,

играет, кусается, ласкается…

Кошка Мурлычит, крадется, царапается, умывается…

Мышка… Шуршит, пищит, грызет, запасает.

5. Игры с мячом “Кто кем был?”

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:

цыпленок – яйцом

лягушка – головастиком…

Литература

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.

Публикации по теме:

Логопедическая НОД в средней группе. «Одежда» Тема: Одежда Цель: Коррекционно – образовательные: Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых.

Презентация «Игры с мячом» Игр с мячом великое множество … Являясь одной из самых древних и простых игрушек, мяч позволяет ребенку максимально проявлять свою фантазию.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом. Семинар-практикум для воспитателей
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 09:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День здоровья!»
День Здоровья Нельзя представить себе жизнь ребёнка без весёлых развлечений, праздников, соревнований, интересных игр! В детском саду номер 10 прошёл...
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух и вода - наши...
Фотоотчет «Мои матрёшки»
Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, многие гости моей странички давно заметили мою любовь к загадочной русской куколке-матрёшке. Она просто -воплощение...
Сценарий выступления агитбригады «Сохраним первоцветы!»
Агитбригада «Первоцветы» Перед вами выступает Слов на ветер не бросает, Суть проблемы понимая, Агитбригада «Первоцветы»...
Экологическая сказка «Спасём речку Турью»
Сценарий экологической сказки «Спасем реку Турью! » Ведущий. На планете год от года Человек вредит природе. Даже не поймет, чудак, Что природа –...