Развитие и коррекция двигательных навыков и умений детей на музыкальных занятиях

Марина Витовская
Развитие и коррекция двигательных навыков и умений детей на музыкальных занятиях

Развитие и коррекция двигательных навыков и умений детей на музыкальных занятиях

«Дети - самая интересная в мире публика».

Отфрид Пройслер.

«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот радостный мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои музыкальные функции». – Эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из видов деятельности ребенка в деском саду. А главное это самая приятная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

В этом образовательном учреждении я работаю более десяти лет. Этот сад посещают дети с диагнозами нарушение всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Поэтому коррекционная работа с такими детьми представляет сложную проблему для всех специалистов, работающих в данном учреждении.

Музыка организует и регулирует двигательную сферу ребенка, поэтому она является великим эмоциональным стимулятором. А положительный эмоциональный фон дает возможность эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми. На музыкальных занятиях я систематически, от простого к более сложному, знакомлю с той музыкой, которую можно назвать искусством.

Работа музыкального руководителя многогранна: я учу детей петь, танцевать, слушать, играть. В своей работе стараюсь разнообразить методические приёмы. При этом учитываю, что у детей повышенная возбудимость, утомляемость, моторная координация нарушена. На музыкальных занятиях я использую в сочетании несколько методов: наглядный, словесный, практический и игровой. Делаю это в зависимости и от степени музыкального развития детей, и от содержания музыкального материала. Осуществляю работу, опираясь на принцип партнёрства. Встречаю детей радостно. Говорю, что очень рада их видеть, соскучилась, думала о них. Таким образом, мы становимся единым целым. Вместе слушаем, вместе поём, вместе рассуждаем, вместе играем. Приобщение детей к музыке идёт различным путём. Чем разнообразнее формы работы, тем успешнее преодолеваются отклонения в развитие детей с расстройствами речи. Обязательно использую упражнения, регулирующие мышечный тонус, упражнения на координацию движений и речи, пальчиковые игры, приёмы логоритмической ритмики. Ведь у детей известна потребность в движении, вызванная процессом роста организма. Поэтому удачно подобранная музыка эмоционально окрашивает движение, обеспечивает восприятие, отдаляет момент усталости, что способствует развитию и коррекции двигательной сферы.

Прежде чем начать с детьми разучивать игру или пляску я сама хорошо знакомлюсь с её содержанием, формой, характером движений. На музыкально- двигательных занятиях использую и такие примеры, как собственный показ, воспитателя, словесное объяснение, показ лучшего исполнения ребёнком, повторение. Практика привела меня к мнению, что более эффективным для выполнения задания является показ движения своих сверстников более целостно, чем движения педагога.

Обычно любой по сложности танец или игра изучается в несколько этапов.

Первый этап - одно-два занятия включает в себя знакомство с произведением: музыкой и движениями. Приёмы работы направляю на решение главной задачи: активизация слухового внимания. Поэтому выразительность исполнения музыкального произведения и качество показа движения – основа дальнейшей работы с детьми. Детям трёх-четырёх летнего возраста предоставляю возможность, прослушав музыку определить её общий характер, настроение, а вот детям старшего возраста предлагаю более сложные задания: уловить характер, жанр музыки, подобрать из знакомых ему танцевальных движений более подходящие для исполнения.

Более трудоёмким является второй этап: разучивание танца. Основу его составляет деятельность самих детей. Я на занятиях пытаюсь создать атмосферу, которая способствует желанию детей добиться результатов. И практика показала, что они включаются в выполнение заданий, даже когда они наблюдают, оценивают своих сверстников.

Заключительный этап работы над танцем – повторение, закрепление навыков движения. Это мой самый любимый этап, когда проверяются качество усвоения материала. Я приучаю детей вслушиваться в музыку на протяжении всего занятия. Например, когда они выполняют какие-либо движения под музыку, я говорю, обращаясь к конкретным детям: «Вы внимательно слушали музыку и делали правильные движения. Давайте делать как они». Детям очень нравиться, что их похвалили и в следующий раз они проявляют ещё большую активность. Или когда предлагаю творческое задание: «Покажи, как бегает лисичка». Перед этим вспоминаем образ лисы из сказок, какая она хитрая, осторожная. Девочки показывают, как двигается лиса, и мы с мальчиками выбираем наиболее выразительное исполнение. Музыка для всех девочек звучит одна, а «лисички» получаются все разные.

Детям очень нравятся занятия в форме театрализованной ритмопластики, где все движения наполняются художественным смыслом плюс гимнастические упражнения на хореографической основе под музыкальное сопровождение. Задача таких занятий – обучение через привлекательную и доступную форму деятельности для ребенка – игру. Дети такие занятия любят и ждут с нетерпением. В проведение таких занятий мне помогли мною законченные курсы: «Театрализованная ритмопластика» и «Стрейтчинг».

И в заключении хочу отметить, что только последовательная, систематическая работа в музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке. А это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью.

Публикации по теме:

Презентация к проекту «В мире сказок» Проект «В мире сказок». Описание проектаЦель: Формировать умение пересказывать и обыгрывать русские народные сказки с помощью условных.

Проект по использованию творческих форм работы с художественной литературой в детском саду «Книжка, в гости заходи!»Проект по использованию творческих форм работы с художественной литературой в детском саду «Книжка, в гости заходи!» Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Интерес.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие и коррекция двигательных навыков и умений детей на музыкальных занятиях
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 13:57
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление папок творческих работ детей выпускной группы
Подходит к концу учебный год, а это значит, что мы, воспитатели, прощаемся с очередными детками и совсем скоро к нам опять придут малыши. Сегодня хочу...
Проект мини-музея «Книги Красноярья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...
Мастер-класс «Желтый одуванчик — солнышко на ножке»
Мастер-класс «Желтый одуванчик - солнышко на ножке» Словно солнышко на ножке Появилось у дорожки, Пахнет мёдом и травой, Завлекает красотой. (...
«Жители леса» (итоговая творческая работа по тематической неделе «Дикие животные» )
Еще одна тематическая неделя позади. На этот раз мы с ребятами взялись за изучение диких животных, а именно- жителей леса. Узнали, как их зовут; что они...
Фотоотчет о проведении поэтического вечера «Литературно-музыкальная гостиная...
Дорогие друзья, спасибо огромное всем за визиты, за добрые комментарии к моим постам! Сегодня я расскажу о том, как прошел наш вечер. Многие друзья на МААМе...