Развитие и коррекция двигательных навыков и умений детей на музыкальных занятиях

Марина Витовская
Развитие и коррекция двигательных навыков и умений детей на музыкальных занятиях

Развитие и коррекция двигательных навыков и умений детей на музыкальных занятиях

«Дети - самая интересная в мире публика».

Отфрид Пройслер.

«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот радостный мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои музыкальные функции». – Эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из видов деятельности ребенка в деском саду. А главное это самая приятная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

В этом образовательном учреждении я работаю более десяти лет. Этот сад посещают дети с диагнозами нарушение всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Поэтому коррекционная работа с такими детьми представляет сложную проблему для всех специалистов, работающих в данном учреждении.

Музыка организует и регулирует двигательную сферу ребенка, поэтому она является великим эмоциональным стимулятором. А положительный эмоциональный фон дает возможность эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми. На музыкальных занятиях я систематически, от простого к более сложному, знакомлю с той музыкой, которую можно назвать искусством.

Работа музыкального руководителя многогранна: я учу детей петь, танцевать, слушать, играть. В своей работе стараюсь разнообразить методические приёмы. При этом учитываю, что у детей повышенная возбудимость, утомляемость, моторная координация нарушена. На музыкальных занятиях я использую в сочетании несколько методов: наглядный, словесный, практический и игровой. Делаю это в зависимости и от степени музыкального развития детей, и от содержания музыкального материала. Осуществляю работу, опираясь на принцип партнёрства. Встречаю детей радостно. Говорю, что очень рада их видеть, соскучилась, думала о них. Таким образом, мы становимся единым целым. Вместе слушаем, вместе поём, вместе рассуждаем, вместе играем. Приобщение детей к музыке идёт различным путём. Чем разнообразнее формы работы, тем успешнее преодолеваются отклонения в развитие детей с расстройствами речи. Обязательно использую упражнения, регулирующие мышечный тонус, упражнения на координацию движений и речи, пальчиковые игры, приёмы логоритмической ритмики. Ведь у детей известна потребность в движении, вызванная процессом роста организма. Поэтому удачно подобранная музыка эмоционально окрашивает движение, обеспечивает восприятие, отдаляет момент усталости, что способствует развитию и коррекции двигательной сферы.

Прежде чем начать с детьми разучивать игру или пляску я сама хорошо знакомлюсь с её содержанием, формой, характером движений. На музыкально- двигательных занятиях использую и такие примеры, как собственный показ, воспитателя, словесное объяснение, показ лучшего исполнения ребёнком, повторение. Практика привела меня к мнению, что более эффективным для выполнения задания является показ движения своих сверстников более целостно, чем движения педагога.

Обычно любой по сложности танец или игра изучается в несколько этапов.

Первый этап - одно-два занятия включает в себя знакомство с произведением: музыкой и движениями. Приёмы работы направляю на решение главной задачи: активизация слухового внимания. Поэтому выразительность исполнения музыкального произведения и качество показа движения – основа дальнейшей работы с детьми. Детям трёх-четырёх летнего возраста предоставляю возможность, прослушав музыку определить её общий характер, настроение, а вот детям старшего возраста предлагаю более сложные задания: уловить характер, жанр музыки, подобрать из знакомых ему танцевальных движений более подходящие для исполнения.

Более трудоёмким является второй этап: разучивание танца. Основу его составляет деятельность самих детей. Я на занятиях пытаюсь создать атмосферу, которая способствует желанию детей добиться результатов. И практика показала, что они включаются в выполнение заданий, даже когда они наблюдают, оценивают своих сверстников.

Заключительный этап работы над танцем – повторение, закрепление навыков движения. Это мой самый любимый этап, когда проверяются качество усвоения материала. Я приучаю детей вслушиваться в музыку на протяжении всего занятия. Например, когда они выполняют какие-либо движения под музыку, я говорю, обращаясь к конкретным детям: «Вы внимательно слушали музыку и делали правильные движения. Давайте делать как они». Детям очень нравиться, что их похвалили и в следующий раз они проявляют ещё большую активность. Или когда предлагаю творческое задание: «Покажи, как бегает лисичка». Перед этим вспоминаем образ лисы из сказок, какая она хитрая, осторожная. Девочки показывают, как двигается лиса, и мы с мальчиками выбираем наиболее выразительное исполнение. Музыка для всех девочек звучит одна, а «лисички» получаются все разные.

Детям очень нравятся занятия в форме театрализованной ритмопластики, где все движения наполняются художественным смыслом плюс гимнастические упражнения на хореографической основе под музыкальное сопровождение. Задача таких занятий – обучение через привлекательную и доступную форму деятельности для ребенка – игру. Дети такие занятия любят и ждут с нетерпением. В проведение таких занятий мне помогли мною законченные курсы: «Театрализованная ритмопластика» и «Стрейтчинг».

И в заключении хочу отметить, что только последовательная, систематическая работа в музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке. А это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью.

Публикации по теме:

Презентация к проекту «В мире сказок» Проект «В мире сказок». Описание проектаЦель: Формировать умение пересказывать и обыгрывать русские народные сказки с помощью условных.

Проект по использованию творческих форм работы с художественной литературой в детском саду «Книжка, в гости заходи!»Проект по использованию творческих форм работы с художественной литературой в детском саду «Книжка, в гости заходи!» Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Интерес.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие и коррекция двигательных навыков и умений детей на музыкальных занятиях
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 13:57
+22
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...