Развитие и корректировка модели общения у дошкольников

Людмила Леонтьева
Развитие и корректировка модели общения у дошкольников

В современной жизни, когда многие любящие взрослые стараются оградить ребенка от детского сада и все его дошкольное детство проходит в основном со взрослыми, особенно важно обратить внимание на необходимость общения со сверстниками для формирования коммуникативных умений. Оказывается, в этот период закладывается очень важное умение отстаивать свои интересы, не нарушая интересы других, и происходит это только в среде сверстников. Иногда это называют умением договориться. Никакие самые талантливые воспитатели-взрослые этому способствовать не могут. Общение друг с другом у дошкольников происходит в основном в процессе игры. Они распределяют роли, придумывают сюжет игры, договариваются о том, кто какие игровые действия производит. Если задействованы игрушки, то обсуждают, кто какой игрушкой будет играть. Чтобы играть вместе, необходимо предлагать, уступать, договариваться, то есть уметь приспосабливаться к интересам других детей.

Почему такого не может быть в играх со взрослым? В них распределяются роли, игрушки, определять сюжет и производить все остальные действия будет ребенок. Взрослый просто не сможет это сделать, потому что он соглашается играть ради ребенка, а не получает удовольствие от игры, поэтому ему все равно – управлять танком или бронированной машиной. Ему не надо договариваться с малышом, какую выбрать игру. Это делает ребенок. Получается, что взрослый всегда к нему приспосабливается. А он, в свою очередь, опыта приспособления к интересам других не получает. Может быть, тогда со взрослыми у ребенка сформируются предпосылки лидерства, т. е. он будет лучше уметь отстаивать свои интересы, чем те дети, которые общаются со сверстниками? Конечно нет, потому что взрослый либо соглашается с ребенком, либо что-то ему запрещает, но не идет с ним на компромисс. У ребенка нет необходимости придумывать какую-либо игру поинтереснее, чтобы другие захотели в нее играть, или доказывать им, что игрушки распределились по-честному.

Только в общении со сверстниками ребенок обучается отстаивать свои интересы, и учится принимать во внимание желания остальных, чтобы уметь играть вместе. Конфликты детей не нужно считать показателем неумения общаться и не стоит особо обращать на них внимание. Участие в конфликтах ребенку-дошкольнику даже необходимо, поскольку постепенно он вырабатывает конструктивные стратегии их разрешения. Стратегии детей 3-4 лет в основном импульсивны и удовлетворяют собственные потребности. Поэтому дети часто толкают друг друга, отнимают или ломают игрушки, дразнят, обзывают. Дети 5-6 лет уже принимают во внимание потребности других. Могут использовать убеждение и компромисс.

Вова, 4 года.

- Вова, у тебя, наверное, много друзей?

- Ой, много. Только вот Саша теперь не мой друг. Он сломал мой пистолет. А в детском саду я играю с Димкой, Толиком, Сашкой. Ой, нет. Я теперь с ним не играю. Еще есть Лена, Катя, Юля. Юля – моя невеста, мы поженимся.

- А лучший друг у тебя есть?

- Конечно, это Дима, Толик, Петя, Илюша, Павлик и еще Артем.

Однако объяснить на словах причину своих предпочтений дети чаще всего не могут.

Танюша, 4 г. 8мес. разговариваю со знакомой девочкой:

- Ну а с кем ты дружишь в садике?

- С мальчиками и девочками.

- А какой-то один важный друг есть?

- Дима, - отвечает быстро,- он суп не ест!

- Суп не ест? – удивляюсь.

-Да, он ничего не ест.

- Ну а почему ты с ним дружишь?

- Он домики нарисовал, он рисует хорошо.

Дошкольное детство вносит весомый вклад в развитие социальной привлекательности детей. Ребенок уже имеет стойкий набор качеств, которые либо делают его успешным в общении, либо создают трудности. Главным качеством является умение договариваться для достижения общих целей, в данном возрасте – игровых.

В стабильном детском коллективе можно увидеть 3 группы ребят – признаваемые, отвергаемые, пренебрегаемые.

Ребенок, которого признают другие дети, как правило, умен, изобретателен в играх, эмоционально устойчив, надежен, готов сотрудничать и восприимчив к чувствам других. Он редко обижает сверстников и умеет договориться с ребятами о том, как всем наиболее интересно играть.

Ася 5 лет. Мою подружку зовут Аней. Мы с ней вместе играем в дочки-матери. Я – папа, она – мама. Мы с ней вместе живем в одном доме, у нас есть дети. Они иногда слушаются, а иногда нет.

Отвергаемые дети, наоборот, чаще вступают в конфликты, настаивают на выполнении их желаний, не понимают внутренний мир сверстников. Поэтому пристают к ним, лезут в игры. Сверстники чаще отвечают им агрессией, умение договариваться у них недостаточно сформировано.

Катя, 5 лет.

- Я дружу только с Женей и Аней. А Олеся – она плохая, она лезет ко мне все время, и дерется со мной. Я ее тоже бью.

Игнорируемый ребенок – это тревожный, не имеющий социальных навыков, в особенности не умеющий договориться с ребятами так, чтобы учитывались и его интересы. Он готов уступать во всем, только чтобы его принимали в игры. Некоторые даже пытаются «покупать» себе место среди ребят – приносят в детский сад конфеты, печенье, угощают лидеров. Их иногда принимают в игры на непрестижные роли. Игнорированный ребенок – это тоже результат недостаточно сформированного умения договариваться.

Сергей, 4 года.

Сергей очень тяжело привыкал к детскому саду, не хотел туда идти. Мечтал о том, чтобы его можно было взорвать. Или взорвать папину и мамину работу, чтобы они сидели дома и не водили его в детский сад. Когда его спрашивали, чем он там занимался, говорил, что просто сидел. И только когда у него появился первый друг, возможность играть с ним, сад перестал приносить ему одни огорчения.

Нередко при этом такой ребенок может прекрасно общаться со взрослыми, комфортно чувствовать себя именно в их среде.

Лена, 6 лет.

В группе детского сада замечаю девочку, которая играет в стороне от всех, подхожу, она с удовольствием начинает мне рассказывать:

- …У нас в группе много разных кубиков и коробочек. И я делаю из них домики, какие мне захочется. Я так играю, когда со мной никто не играет.

- А почему с тобой не играют?

- не знаю. Я иногда не хочу играть по тем правилам, по которым они играют. А по моим правилам они не хотят. Тогда я ухожу и делая что-то одна, мне обидно, что со мной никто не играет.

Стоит иметь в виду, что мнение взрослых очень важно при выработке отношения детей друг к другу. Если значимый взрослый – воспитатель или родитель – отторгает ребенка, вероятнее всего, его отвергнут и дети. Нужно иметь в виду, что большую роль в общении у детей играют подражательность и соревновательность. Если что-то есть у одного, то обязательно нужно другому, причем в тот же самый момент. Если детей постоянно ставить в позицию соперничества, формирование умения договариваться может пострадать.

Даня, 4 года.

Прихожу за сыном в детский сад. Их осталось двое – он и еще одна девочка. Сын недоволен:

- Зачем ты сейчас за мной пришла? Я хочу, чтобы ты меня последним забрала. Уходи.

Девочка говорит:

- Это я последняя, а ты не последний.

Сын обижается на девочку.

- Вы вдвоем последние, - успокаиваю я их.

Если мы хотим, чтобы ребенок легко общался со сверстниками, чтобы они его любили, приглашали в игры, а конфликтов между ними было бы не так много, нужно стараться, чтобы у ребенка сформировалось доверительное отношение к сверстникам, чтобы он умел договариваться, идти на компромиссы, а не настаивал на немедленном выполнении своих желаний, умел прощать и просить прощения. Для этого следует последить за своим общением и прежде всего взаимодействием друг с другом.

Публикации по теме:

Педагогическая модель развития коммуникативных способностей дошкольников в театрализованной деятельности в детском садуПедагогическая модель развития коммуникативных способностей дошкольников в театрализованной деятельности в детском саду Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Праздники
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие и корректировка модели общения у дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 12:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...