Развитие интереса к культурным традициям русского народа у детей среднего дошкольного возраста

Ольга Тетенькина
Развитие интереса к культурным традициям русского народа у детей среднего дошкольного возраста

Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной народной культуры сегодня очевидна. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предания. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Работая по данной теме, поставила перед собой следующие задачи:

• воссоздать среду русского быта, ориентированную на национальную культуру;

развивать интерес к культурным традициям русского народа;

• учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;

• привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.

Для достижения поставленных целей по развитию интереса к культурным традициям были выбраны следующие направления работы:

• ознакомление с бытом и трудом русского народа;

• использование русского народного фольклора;

• приобщение детей к русской праздничной и традиционной культуре;

• ознакомление детей с народным искусством;

• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Для этого в группе создали соответствующую развивающую среду (СЛАЙД, с помощью которой вводим детей в мир национального быта и уклада жизни. Создание «русской избы» помогает пробудить в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, позволяет им ощущать себя частью русского народа.

В оформлении группы использовали элементы русского декоративно - прикладного искусства. (СЛАЙД). Наши предки украшали наличники резными знаками- оберегами, чтобы в дом не вошла злая сила.

В группе проводятся выставки народных игрушек и произведений народно-прикладного творчества «Дымковская игрушка», «Чудо-хохлома», «Сувениры из бересты», «Деревянная игрушка» (СЛАЙД). Сопровождаем выставки рассказами об истории промысла. Имеется подбор разнообразной литературы и иллюстративного материала, таблицы с элементами народных росписей.

С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей (СЛАЙД). Традицию гостеприимства закрепляем на фольклорных праздниках и в повседневных играх.

Знакомим детей с предметами быта и домашней утварью (СЛАЙД, закрепляем назначение, объясняем традиционную сущность. Впоследствии, дети используют полученные знания в своих играх.

Знакомим детей с обрядом чаепития (СЛАЙД, организуя игры, по темам: «Семья», «Чаепитие», «Гостеприимство». Разучиваем с детьми пословицы и поговорки на «чайную» тему («Выпей чайку – забудешь тоску», «Самовар кипит – уходить не велит», «За чаем – не скучаем»).

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка (СЛАЙД). Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. В группе изготовлена картотека русских народных игр, считалок.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов (СЛАЙД).

Издавна на Руси существовали традиции:

- водить хороводы (СЛАЙД);

- петь колыбельные песни (СЛАЙД).

Свои умение дети показывают на фольклорных праздниках (СЛАЙД): «Осенины», «Масленица», «Веснянка». На таких мероприятиях используются пословицы, поговорки, загадки о труде, урожае, о доброте, гостеприимстве русского народа, традициях православия, проводятся народные подвижные игры.

По приобщению детей к традициям русского народа были проведены занятия: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (СЛАЙД, «Солнышко»(СЛАЙД, «Милости просим - гости дорогие», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»(СЛАЙД, «Посиделки»; разработан цикл занятий по ознакомлению и изготовлению куклы – оберега (СЛАЙД).

Ведется тесная работа с Кильдинской городской библиотекой (СЛАЙД). Дети посещали выставки в библиотеке: «Тряпичные барышни», «Забытая старина». Сотрудниками библиотеки был показан кукольный спектакль по мотивам русских народных сказок.

Активно ведется работа с родителями, которые оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды, в организации фольклорных праздников, участвуют в районных конкурсах поделок «В гостях у сказки», «Пасхальная радость», «Новогодний серпантин» (СЛАЙД). Многие семьи были награждены почетными дипломами.

Проводились родительские собрания: «Место традиций в современном семейном укладе», ««Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться», анкетирование на знание семейных традиций. В родительском уголке подобран информационный материал о новогодних семейных традициях, о важности духовно-нравственного воспитания. Родители имеют возможность познакомиться с работой педагогов, посетить открытые занятия, праздники.

Так, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие интереса к культурным традициям русского народа у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 августа 2012 в 20:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...