Развитие интереса к культурным традициям русского народа у детей среднего дошкольного возраста

Ольга Тетенькина
Развитие интереса к культурным традициям русского народа у детей среднего дошкольного возраста

Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной народной культуры сегодня очевидна. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предания. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Работая по данной теме, поставила перед собой следующие задачи:

• воссоздать среду русского быта, ориентированную на национальную культуру;

развивать интерес к культурным традициям русского народа;

• учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;

• привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.

Для достижения поставленных целей по развитию интереса к культурным традициям были выбраны следующие направления работы:

• ознакомление с бытом и трудом русского народа;

• использование русского народного фольклора;

• приобщение детей к русской праздничной и традиционной культуре;

• ознакомление детей с народным искусством;

• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Для этого в группе создали соответствующую развивающую среду (СЛАЙД, с помощью которой вводим детей в мир национального быта и уклада жизни. Создание «русской избы» помогает пробудить в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, позволяет им ощущать себя частью русского народа.

В оформлении группы использовали элементы русского декоративно - прикладного искусства. (СЛАЙД). Наши предки украшали наличники резными знаками- оберегами, чтобы в дом не вошла злая сила.

В группе проводятся выставки народных игрушек и произведений народно-прикладного творчества «Дымковская игрушка», «Чудо-хохлома», «Сувениры из бересты», «Деревянная игрушка» (СЛАЙД). Сопровождаем выставки рассказами об истории промысла. Имеется подбор разнообразной литературы и иллюстративного материала, таблицы с элементами народных росписей.

С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей (СЛАЙД). Традицию гостеприимства закрепляем на фольклорных праздниках и в повседневных играх.

Знакомим детей с предметами быта и домашней утварью (СЛАЙД, закрепляем назначение, объясняем традиционную сущность. Впоследствии, дети используют полученные знания в своих играх.

Знакомим детей с обрядом чаепития (СЛАЙД, организуя игры, по темам: «Семья», «Чаепитие», «Гостеприимство». Разучиваем с детьми пословицы и поговорки на «чайную» тему («Выпей чайку – забудешь тоску», «Самовар кипит – уходить не велит», «За чаем – не скучаем»).

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка (СЛАЙД). Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. В группе изготовлена картотека русских народных игр, считалок.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов (СЛАЙД).

Издавна на Руси существовали традиции:

- водить хороводы (СЛАЙД);

- петь колыбельные песни (СЛАЙД).

Свои умение дети показывают на фольклорных праздниках (СЛАЙД): «Осенины», «Масленица», «Веснянка». На таких мероприятиях используются пословицы, поговорки, загадки о труде, урожае, о доброте, гостеприимстве русского народа, традициях православия, проводятся народные подвижные игры.

По приобщению детей к традициям русского народа были проведены занятия: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (СЛАЙД, «Солнышко»(СЛАЙД, «Милости просим - гости дорогие», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»(СЛАЙД, «Посиделки»; разработан цикл занятий по ознакомлению и изготовлению куклы – оберега (СЛАЙД).

Ведется тесная работа с Кильдинской городской библиотекой (СЛАЙД). Дети посещали выставки в библиотеке: «Тряпичные барышни», «Забытая старина». Сотрудниками библиотеки был показан кукольный спектакль по мотивам русских народных сказок.

Активно ведется работа с родителями, которые оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды, в организации фольклорных праздников, участвуют в районных конкурсах поделок «В гостях у сказки», «Пасхальная радость», «Новогодний серпантин» (СЛАЙД). Многие семьи были награждены почетными дипломами.

Проводились родительские собрания: «Место традиций в современном семейном укладе», ««Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться», анкетирование на знание семейных традиций. В родительском уголке подобран информационный материал о новогодних семейных традициях, о важности духовно-нравственного воспитания. Родители имеют возможность познакомиться с работой педагогов, посетить открытые занятия, праздники.

Так, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Развитие интереса к культурным традициям русского народа у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 августа 2012 в 20:17
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...