Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах

галина саблина
Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах

Г. А. Саблина МДОУ «Детский сад №122» г. Чебоксары Один из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду – это игра на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения, дает возможность увидеть, как он чувствует музыку в целом, в какой мере и насколько наблюдает за развитием музыкального образа (Н. Г Кононова.).

Самостоятельное музицирование помогает детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, удовлетворить потребность детей в самовыражении: создать устойчивую модель удовлетворения этой потребности с помощью музыки.

Ребенок дошкольного возраста наделен от природы способностью одновременно видеть, слышать и двигаться. Чувство ритма, которое природа подарила каждому при рождении, дети передают движениями (топ, хлоп, шлеп, ударами палочек, движением тела. У ребенка свой интерес к миру звуков - искренний и прикладной, в самом прямом смысле этого слова. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки

Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах

Самое главное – побуждать ребенка к игре на инструментах, поддерживать его желание выразить себя в элементарном музицировании. Идея «элементарного музицирования» состоит в его самом прямом проявлении – в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном и обязательно радостном общении с музыкой (Л. Ю Дроздова).

Большие возможности открываются у детей, вовлеченных с раннего возраста в групповые формы музицирования, в частности детский оркестр. И самым излюбленным является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать ритмические и мелодические инструменты.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания одним пальцем, ладошкой - все это очень важно для развития тембрового слуха.

В дошкольной педагогике накоплен немалый опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Такие исследователи, как М. Трубникова, Т. Тютюнникова и Л. Меркулова, показали, что в процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности детей, все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый и динамический.

В практике работы мы столкнулись с тем, что у детей не сформирован достаточный запас умений и навыков игры на музыкальных инструментах. Скованность и застенчивость мешают детям во время индивидуальных выступлений не только на праздниках, но и в группе перед сверстниками.

Анализ развивающей среды и диагностика уровня развития детей помогли выявить слабые стороны этой проблемы:

отсутствие у детей необходимых навыков и умений игры на детских музыкальных инструментах;

неумение детей раскрывать свой творческий потенциал в игре на музыкальных инструментах как индивидуально, так и в оркестре;

небольшой запас знаний о различных видах музыкальных инструментов.

Для разрешения проблем был разработан проект, цель которого - формирование интереса к музыке в процессе изготовления и через игру на нетрадиционных музыкальных инструментах детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-расширить кругозор детей на основе знакомства с музыкальными инструментами, их строением и звучанием;

-способствовать формированию навыков приемов игры на музыкальных инструментах;

-развивать интерес к музицированию через использование нетрадиционных музыкальных инструментов;

-развивать у детей творческие способности при изготовлении самодельных инструментов;

Система работы построена на следующих принципах:

• от простого к сложному (где предусмотрен переход от простых занятий к сложным);

• принцип наглядности (выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление);

• принцип индивидуализации (обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс);

• связь обучения с жизнью (работа должна опираться на впечатления, полученные ребенком от окружающей действительности).

Работа по формированию интереса к исполнительству и музыкальным инструментам проходила в три этапа.

На первом этапе дети знакомятся с миром музыкальных и немузыкальных звуков. Средством познания является игра. С детьми среднего возраста можно провести дидактические игры, способствующие развитию интереса к миру звуков («Тихо - громко», «Зайчик -попрыгайчик». Со старшими детьми - игры, которые знакомят детей с различной природой происхождения звуков(«Где живут звуки?», «Откуда берется музыка).

На втором этапе дети пробуют создавать простейшие инструменты совместно с педагогом. Затем сами придумывают игрушки – самоделки и пробуют воспроизводить ритмический рисунок небольших знакомых песен и потешек. Большой интерес у детей вызывают сказки – шумелки (знакомые сказки, озвученные нетрадиционными шумовыми инструментами). Сначала дети смотрят, как озвучивают сказку взрослые, потом сами включаются в творческий процесс.

Нетрадиционные инструменты используются и в самостоятельной деятельности детей. Это обогащает музыкальное воспитание, разнообразит впечатления детей, потребность в общении с музыкой. В результате ребенок приобщается к творческой активности, самоутверждению личности, воспитываются качества музыканта - исполнителя.

На третьем этапе педагог включает в систему работы все виды исполнительской деятельности детей, где используются все созданные детьми нетрадиционные музыкальные инструменты. Здесь повторяются названия инструментов и закрепляются навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте-самоделке.

Дети слушают и оценивают свое исполнение и исполнение сверстников, учатся делать замечания в доброжелательной форме. Дошкольники сами организуют разнообразную музыкальную деятельность в группе детского сада, в семье, участвуют в концертах для младших детей и родителей.

Инструменты для детского шумового оркестра можно смастерить из самых разнообразных материалов:

-бумага (газета, картон, гофре, пергамент, клейкая бумага и т. д.);

-деревянные кубики, брусочки, палочки, карандаши, линейки, катушки и т. д.);

-природные материалы (желуди, каштаны, орехи, шишки, камешки, крупы и т. д.);

-баночки из-под йогурта, кофе, чипсов, формы от шоколадных яиц, пивные крышечки;

-разобранные музыкальные инструменты, бросовый материал, из которого можно извлечь звук.

Перед тем, как начинать мастерить музыкальный инструмент, знакомим детей с его конструкцией и звукоизвлечением. В самом процессе изготовления учитываем вес и размер инструмента. Пусть эти инструменты маленькие и непохожи на настоящие, зато изготовлены самими детьми. Это можно считать первой ступенькой к музыкальному творчеству.

Приведу пример совместного изготовления с воспитанниками некоторых игрушечных инструментов.

«Звенящий ветерок» - на детскую вешалку нанизываем ключи (желательно одного размера);

«Шуршалочка»- у бутылочки из-под минеральной воды отрезаем горлышко, затем делаем надрезы вдоль бутылочки;

«Бубенцы»- на деревянную ручку крепим бубенчики;

«Деревянные палочки»- используем палочки от старых флажков, украшаем цветной клейкой бумагой;

«Барабан»- используем ведерко из-под майонеза и китайские палочки, украшаем цветной клейкой бумагой;

«Маракасики»- в маленькие бутылочки от минеральной воды насыпаем различные наполнители (горох, песок, мелкие камушки, спички, плотно закрываем и украшаем.

Важно привлечь и заинтересовать родителей воспитанников, привлечь их к совместному творчеству. Для этого был организован семинар-практикум по совместному изготовлению музыкальных игрушек. Родители с удовольствием участвуют в таких мероприятиях.

Использованная система работы показала свою эффективность. Ребята, которые были замкнуты, зажаты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепостились и раскрылись. Они стали более общительными, гораздо смелее выходят выступать перед сверстниками, активно включаются во все виды деятельности. Воспитанники с удовольствием играют самостоятельно в сюжетные игры с музыкальным содержанием. Дети научились согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр.

Вместе с воспитанниками подготовительной группы был реализован творческий проект «Откуда берётся музыка», который занял I место на VII Российском конкурсе исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я- исследователь».

Полученные результаты позволяют говорить об успешной реализации проекта.

Процесс совместного изготовления музыкальных инструментов, а затем совместное музицирование позволяют детям чувствовать себя комфортно, испытать чувство уверенности в себе. Сделав своими руками звучащую игрушку, дети креативно воспринимают окружающий мир, с интересом познают мир звуков, с большей активностью включаются в совместное музицирование.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей Очень часто музыкальные руководители не знают, чем больше всего занимаются дети в группе в свободное время - поют, играют, танцуют? Для.

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма» Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах
Опубликовано: 30 марта 2013 в 11:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплекс игровой гимнастики для дошкольников на каждый день
В детский садик мы идем учимся, играем на гимнастику с утра бодро все шагаем Понедельник В понедельник в детский сад Прискакали зайчики (...
Мастер-класс «Снежинка-куколка»
Мастер – класс «Снежинка - куколка». Цель: изготовление новогодней поделки. Задачи: совершенствовать навыки конструирования; развивать глазомер;...
«Новогодние фантазии». Оформление группы детского сада
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
У нас в гостях артисты театра (фотоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички! В январские каникулы, в нашем детском саду в гостях побывали артисты театра из Дворца культуры имени...