Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах

галина саблина
Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах

Г. А. Саблина МДОУ «Детский сад №122» г. Чебоксары Один из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду – это игра на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения, дает возможность увидеть, как он чувствует музыку в целом, в какой мере и насколько наблюдает за развитием музыкального образа (Н. Г Кононова.).

Самостоятельное музицирование помогает детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, удовлетворить потребность детей в самовыражении: создать устойчивую модель удовлетворения этой потребности с помощью музыки.

Ребенок дошкольного возраста наделен от природы способностью одновременно видеть, слышать и двигаться. Чувство ритма, которое природа подарила каждому при рождении, дети передают движениями (топ, хлоп, шлеп, ударами палочек, движением тела. У ребенка свой интерес к миру звуков - искренний и прикладной, в самом прямом смысле этого слова. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки

Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах

Самое главное – побуждать ребенка к игре на инструментах, поддерживать его желание выразить себя в элементарном музицировании. Идея «элементарного музицирования» состоит в его самом прямом проявлении – в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном и обязательно радостном общении с музыкой (Л. Ю Дроздова).

Большие возможности открываются у детей, вовлеченных с раннего возраста в групповые формы музицирования, в частности детский оркестр. И самым излюбленным является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать ритмические и мелодические инструменты.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания одним пальцем, ладошкой - все это очень важно для развития тембрового слуха.

В дошкольной педагогике накоплен немалый опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Такие исследователи, как М. Трубникова, Т. Тютюнникова и Л. Меркулова, показали, что в процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности детей, все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый и динамический.

В практике работы мы столкнулись с тем, что у детей не сформирован достаточный запас умений и навыков игры на музыкальных инструментах. Скованность и застенчивость мешают детям во время индивидуальных выступлений не только на праздниках, но и в группе перед сверстниками.

Анализ развивающей среды и диагностика уровня развития детей помогли выявить слабые стороны этой проблемы:

отсутствие у детей необходимых навыков и умений игры на детских музыкальных инструментах;

неумение детей раскрывать свой творческий потенциал в игре на музыкальных инструментах как индивидуально, так и в оркестре;

небольшой запас знаний о различных видах музыкальных инструментов.

Для разрешения проблем был разработан проект, цель которого - формирование интереса к музыке в процессе изготовления и через игру на нетрадиционных музыкальных инструментах детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-расширить кругозор детей на основе знакомства с музыкальными инструментами, их строением и звучанием;

-способствовать формированию навыков приемов игры на музыкальных инструментах;

-развивать интерес к музицированию через использование нетрадиционных музыкальных инструментов;

-развивать у детей творческие способности при изготовлении самодельных инструментов;

Система работы построена на следующих принципах:

• от простого к сложному (где предусмотрен переход от простых занятий к сложным);

• принцип наглядности (выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление);

• принцип индивидуализации (обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс);

• связь обучения с жизнью (работа должна опираться на впечатления, полученные ребенком от окружающей действительности).

Работа по формированию интереса к исполнительству и музыкальным инструментам проходила в три этапа.

На первом этапе дети знакомятся с миром музыкальных и немузыкальных звуков. Средством познания является игра. С детьми среднего возраста можно провести дидактические игры, способствующие развитию интереса к миру звуков («Тихо - громко», «Зайчик -попрыгайчик». Со старшими детьми - игры, которые знакомят детей с различной природой происхождения звуков(«Где живут звуки?», «Откуда берется музыка).

На втором этапе дети пробуют создавать простейшие инструменты совместно с педагогом. Затем сами придумывают игрушки – самоделки и пробуют воспроизводить ритмический рисунок небольших знакомых песен и потешек. Большой интерес у детей вызывают сказки – шумелки (знакомые сказки, озвученные нетрадиционными шумовыми инструментами). Сначала дети смотрят, как озвучивают сказку взрослые, потом сами включаются в творческий процесс.

Нетрадиционные инструменты используются и в самостоятельной деятельности детей. Это обогащает музыкальное воспитание, разнообразит впечатления детей, потребность в общении с музыкой. В результате ребенок приобщается к творческой активности, самоутверждению личности, воспитываются качества музыканта - исполнителя.

На третьем этапе педагог включает в систему работы все виды исполнительской деятельности детей, где используются все созданные детьми нетрадиционные музыкальные инструменты. Здесь повторяются названия инструментов и закрепляются навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте-самоделке.

Дети слушают и оценивают свое исполнение и исполнение сверстников, учатся делать замечания в доброжелательной форме. Дошкольники сами организуют разнообразную музыкальную деятельность в группе детского сада, в семье, участвуют в концертах для младших детей и родителей.

Инструменты для детского шумового оркестра можно смастерить из самых разнообразных материалов:

-бумага (газета, картон, гофре, пергамент, клейкая бумага и т. д.);

-деревянные кубики, брусочки, палочки, карандаши, линейки, катушки и т. д.);

-природные материалы (желуди, каштаны, орехи, шишки, камешки, крупы и т. д.);

-баночки из-под йогурта, кофе, чипсов, формы от шоколадных яиц, пивные крышечки;

-разобранные музыкальные инструменты, бросовый материал, из которого можно извлечь звук.

Перед тем, как начинать мастерить музыкальный инструмент, знакомим детей с его конструкцией и звукоизвлечением. В самом процессе изготовления учитываем вес и размер инструмента. Пусть эти инструменты маленькие и непохожи на настоящие, зато изготовлены самими детьми. Это можно считать первой ступенькой к музыкальному творчеству.

Приведу пример совместного изготовления с воспитанниками некоторых игрушечных инструментов.

«Звенящий ветерок» - на детскую вешалку нанизываем ключи (желательно одного размера);

«Шуршалочка»- у бутылочки из-под минеральной воды отрезаем горлышко, затем делаем надрезы вдоль бутылочки;

«Бубенцы»- на деревянную ручку крепим бубенчики;

«Деревянные палочки»- используем палочки от старых флажков, украшаем цветной клейкой бумагой;

«Барабан»- используем ведерко из-под майонеза и китайские палочки, украшаем цветной клейкой бумагой;

«Маракасики»- в маленькие бутылочки от минеральной воды насыпаем различные наполнители (горох, песок, мелкие камушки, спички, плотно закрываем и украшаем.

Важно привлечь и заинтересовать родителей воспитанников, привлечь их к совместному творчеству. Для этого был организован семинар-практикум по совместному изготовлению музыкальных игрушек. Родители с удовольствием участвуют в таких мероприятиях.

Использованная система работы показала свою эффективность. Ребята, которые были замкнуты, зажаты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепостились и раскрылись. Они стали более общительными, гораздо смелее выходят выступать перед сверстниками, активно включаются во все виды деятельности. Воспитанники с удовольствием играют самостоятельно в сюжетные игры с музыкальным содержанием. Дети научились согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр.

Вместе с воспитанниками подготовительной группы был реализован творческий проект «Откуда берётся музыка», который занял I место на VII Российском конкурсе исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я- исследователь».

Полученные результаты позволяют говорить об успешной реализации проекта.

Процесс совместного изготовления музыкальных инструментов, а затем совместное музицирование позволяют детям чувствовать себя комфортно, испытать чувство уверенности в себе. Сделав своими руками звучащую игрушку, дети креативно воспринимают окружающий мир, с интересом познают мир звуков, с большей активностью включаются в совместное музицирование.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей Очень часто музыкальные руководители не знают, чем больше всего занимаются дети в группе в свободное время - поют, играют, танцуют? Для.

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма» Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах
Опубликовано: 30 марта 2013 в 11:31
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...