Развитие интонационной выразительности речи дошкольников

Ольга Вараксина
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников

Природа наделяет детей разными врождёнными задатками. Кому-то от природы дано рисовать, другим петь или танцевать, а третьим сочинять стихи… Превратить задатки ребёнка в способности и устойчивые умения можно, если развивать врождённые качества. Но детей абсолютно бесталанных не бывает, просто у одних те или иные качества развиты в большей степени, а у других в меньшей. В любом ребёнке можно развить таланты, если уделять ему должное внимание.

Мой опыт по формированию интонационной выразительности речи заключается в многогранной работе в этом направлении и включает несколько путей, дающих плодотворный результат.

Развитием интонационной выразительности речи с дошкольниками можно заниматься как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе.

Решая задачи таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», активно использую упражнения, которые учат правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, совершенствовать дикцию, формировать умения менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения.

Следует отметить, что добиться положительных результатов можно лишь тогда, когда взрослый сам интонационно выразителен. Если воспитатель зажат, эмоционально скуп, монотонен – ничего не получится и у детей.

Не для кого, ни секрет, что одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному: утвердительно, вопросительно, грустно, радостно, восторженно, удивлённо, зло, разочарованно и т. д. Дети с удовольствием это делают, подключая своё воображение и подходящие эмоции, мимику и даже жесты!

При интонационной отработке предложений, диалогов, потешек, чистоговорок, а также разучивании стихотворений упражняемся в изменении громкости, силы голоса, темпа речи и для этого заучиваемую фразу проговариваем тихо, громко, шёпотом, обычным голосом, одними губами, не произнося ни единого звука, или как-бы промаршировываем, говоря речитативом, или проговариваем нараспев текстовку, над которой работаем. Такие приёмы очень нравятся детям и дают хорошие результаты.

Читая произведения художественной литературы, как воспитатель это делаю выразительно, меняя тембр голоса в зависимости от речи автора, хода диалогов и разнообразия характерных героев – участников этих диалогов. Тогда и в играх-драматизациях дети, копируя взрослого, стараются, передавать определённые интонации.

Что касается работы с детьми вне образовательной деятельности, то здесь тоже существует множество приёмов, способствующих развитию их творческих способностей.

Ребята с радостью идут на контакт со взрослым, когда идёт подготовка к утренникам, досуговым мероприятиям, конкурсам. Они все в душе артисты! Все детские роли, слова к выступлениям, стихотворения обязательно сначала читаются в группе, разбирается содержание, смысл непонятных слов и выражений, а потом только заучиваются тексты. Занимаемся этим в любое свободное время, в том числе и на прогулке. Причём взрослый при этом действе излучает радость, всем своим видом показывая, что ребёнок дикламирует замечательно, ведь надо развить в нем чувство уверенности в себе, помочь победить робость, что даст возможность ребёнку раскрыться и читать эмоционально! И только когда слова, которые рассказывает ребёнок, будут интонационно проработаны, тогда можно дать их закрепить дома с родителями. Легче учить выразительному чтению, чем переучивать!

Велика роль похвалы в развитии интонационной выразительности речи. Даже если у ребёнка поначалу не получается говорить с выражением, всё равно, взрослый с улыбкой и восторгом, глядя прямо ему в глаза, держа за руку, должен сказать какой он молодец, а потом только направить усилия в нужное русло! («Давай попробуем громче!» или «Давай будем выделять голосом такие-то слова» или «Нам с тобой ещё надо поработать над…»)

Полностью проявить себя, не бояться быть выразительными детям помогает отсутствие страха перед взрослым. Надо отметить, что с наступлением ответственного момента, выступления, важно правильно настроить ребят. В такие моменты мы с детьми – заговорщики в хорошем смысле этого слова, сотрудники, договариваемся о том, что они теперь не просто дети, а настоящие артисты. А артистам никогда не стыдно и не боязно выступать перед зрителями хорошо, стыдно выступать плохо… И такие приёмы срабатывают! Дети всегда эмоционально выразительны!

И в заключение хочется подвести небольшой итог.

Таким образом, на развитие интонационной выразительности речи детей влияют:

- упражнения и игры, используемые во время непосредственной образовательной деятельности;

- эмоциональность воспитателя;

- использование возможности для разучивания ролей, стихотворений в группе;

- одобрение, поддержка со стороны взрослого;

- создание обстановки заинтересованности в успешном декламировании.

Публикации по теме:

«Крупинка к крупинке — получается картинка». Аппликация из пшена«Крупинка к крупинке — получается картинка». Аппликация из пшена У каждого ребёнка есть задатки к творчеству. Но их надо превратить в способности, а для этого надо вместе с ребёнком пройти большой путь.

Мои работы по оформлению интерьера нашего образовательного учрежденияМои работы по оформлению интерьера нашего образовательного учреждения В свободное время люблю рисовать. В моей работе мне очень пригодились навыки, полученные в Астраханском педагогическом училище № 2 на уроках.

Библиотека изображений:
  • Сад и огород
  • Сюжетные картинки
  • Овощи
Автор публикации:
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников
Опубликовано: 22 января 2014 в 19:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конкурс шляпок «Летнее вдохновение»
Лето прекрасная пора – солнце, зелень, цветы, ароматы, красота окружающего мира. Но человек по натуре своей стремиться к большему. Вот и наш детский сад...
Фотоотчет. Акция по ПДД «Вежливый водитель».
Фотоотчет. Акция по ПДД «Вежливый водитель». Цель акции: — донести до водителей, что соблюдение правил дорожного движение нужно не государству, не...
Музыкально-спортивное развлечения с детьми среднего возраста «В гости к нам пришел...
Цели: 1 Пропаганда здорового образа жизни. 2 Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой. 3 Воспитание чувства коллективизма,...
«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга.
Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта "Театр и музыка" сегодня предлагаю вам один из возможных вариантов...
Сценарий тематического развлечения «Лес полон сказок и чудес!»
Тематическое развлечение для старших дошкольников « ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС! " Цель: создание условий, побуждающих детей вниманием и заботой относится...