Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников посредством их включения в проектную деятельность

Наталья Новикова
Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников посредством их включения в проектную деятельность

Управление образования администрации г. Белгорода

Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников посредством их включения в проектную деятельность.

Новикова

Наталья Анатольевна

Воспитатель

МДОУ ЦРР – д/с № 66

г. Белгород - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте…3

2. Технология опыта…

3. Результативность….

Библиографический список….

Приложение к опыту…

Рaздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Общая тенденция развития современного мира такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Проведённое нами анкетирование родителей и наблюдения за детьми показало, что:

- не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию исследовательской деятельности у детей (нет времени, незнание и неумение);

- дошкольники старшей группы затрудняются или не умеют: ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой; формулировать гипотезы; анализировать проблемные ситуации; самостоятельно находить пути и способы решения проблемы; действовать вместе с другими; анализировать свою работу и работы других детей; добиваться конечного результата; выходить на следующую проблему.

Диагностика уровня обучаемости старших дошкольников в 2007-2008 учебном году, выявила, что лишь у 55% воспитанников высокий и средний уровень сформированности способностей к познавательной и исследовательской деятельности.

Результаты наблюдения, диагностики, способствовали глубокому изучению и последующему обобщению опыта по проблеме: «Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников посредством их включения в проектную деятельность».

Актуальность опыта

Заключается в включении в специально-организованную деятельность педагога с детьми метода проектной деятельности с целью формирования исследовательских навыков и способностей.

Ведущая педагогическая идея опыта

Заключается в активизации интереса, формировании навыков и умений детей в исследовательской деятельности на основе проектного подхода.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течении трёх лет: с мая 2007 года по май 2010 года. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе была проведена апробация системы образовательной деятельности по развитию исследовательских умений и навыков в условиях ДОУ. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных для решения обозначенной проблемы методов и приёмов.

Диапазон опыта

Опыт рассчитан на проектно - исследовательскую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в течение трёх лет на основе сочетания обучающих, игровых, практических форм работы:

1. Учебно – игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска;

2. Индивидуальная работа с детьми с использованием треннинговых заданий, предложенных А. И. Савенковым;

3. Тренировочные занятия в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные»;

4. Совместная работа воспитателя и детей над коллективным исследовательским проектом;

5. Самостоятельная исследовательская практика детей;

6. Участие детей в городском конкурсе «Я - исследователь

Теоретическая база опыта.

Проект – это продукт сотрудничества воспитателя, детей, родителей.

Проект (брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) – это уникальная (в отличии от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижении заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Проектная деятельность – проектирование направленное на приобретение знаний в процессе решения реальных практических задач.

Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование – научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие – либо свои потребности, достигает цели.

Исследовательская деятельность – это поиск нового, поиск истины.

Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно [, ].

Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов [, ].

Метод (путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели [, ].

Проблема – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения [, ].

Гипотеза («основание», «предположение») – недоказанное утверждение, предположение или догадка [, ].

Понятие – отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам [, ].

Классификация – процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками [, ].

Наблюдение – восприятие и запоминание личностью; метод проведения исследований [, ].

Эксперимент (проба, опыт) – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях [, ].

Вывод (умозаключение) – процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям – заключениям [, ].

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой по развитию у дошкольников исследовательской деятельности признана организация проектной деятельности.

Теоретическая база опыта - программа «Детство» / В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой [, ].

Практико-методологическая сторона опыта – материалы по исследованию проектного метода Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, Т. С. Ладоги, М. Б. Зуйковой [, ]; по исследовательской деятельности - труды А. И. Савенкова [, ].

Новизна опыта

Заключается в формировании устойчивого интереса у детей посредством включения проектного метода в структуру исследовательской деятельности.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Данный опыт могут использовать воспитатели ДОУ, как дополнение к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе (в образовательной области «Познание» - раздел «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»).

В основу практико-методической стороны опыта положены методические пособия: А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников» [, ]; Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова [, ].

Раздел II. Технология опыта

Целью данного опыта является развитие исследовательских умений и навыков у дошкольников посредством их включения в проектную деятельность.

Для достижения этой цели были определены задачи:

• Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним;

Развивать у детей собственный познавательный опыт и умение отображать знания в обобщённом виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей, пиктографического письма);

Развивать инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• Обучать детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

• Формировать и развивать у детей дошкольного возраста умения и навыки исследовательского поиска.

Методы реализации опыта:

Широко использую современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (DVD – фильмы, телевидение, компьютер):

• Проблемный метод – решение поставленной задачи, создание продукта деятельности;

• Практический метод – проектно– исследовательская продуктивная деятельность (статья в экологической газете; бюллетень «Зелёный доктор»; выпуск книжек-малышек; оформление альбома «Золотые рецепты»);

• Наглядный метод – использование карточек с методами исследования, дидактических игр, дидактических пособий, видеоматериалов;

• Словесный метод – активизация слухового восприятия, внимания;

• Игровой метод – где исследовательское поведение целенаправленно реализуется через игру (сюжетно-ролевая игра «Учёные»);

• Метод проектов – направлен на решение практической задачи;

• Методы исследования – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск:

- «подумать самостоятельно»;

- «спросить у другого человека»;

- «посмотреть в книгах»;

- «посмотреть по телевизору»;

- «понаблюдать»;

- «провести эксперимент»;

- «получить информацию с помощью компьютера»;

- «связаться со - специалистом».

Основные принципы, которые легли в основу опыта, стали:

• Принцип учёта возрастных особенностей детей;

• Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;

• Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;

• Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;

• Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно- исследовательской деятельности;

• Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.

• Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой;

Структура опыта включает следующие направления в специально-организованной деятельности педагога в ДОУ:

Воспитатель

Работа с педагогом – психологом

Цель:

наблюдения за изменениями в эмоционально-волевой сфере ребёнка, фиксирование уровня развития ребёнка Работа с родителями

Цель:

линия преемственности: детский сад – семья;

просветительская работа с родителями по вопросам проектно- исследовательской деятельности детей Работа с детьми

Цель:

стимулирование активного познавательного процесса; развитие исследовательских умений и навыков посредством включения в проектную деятельность

Формы работы с детьми:

В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают.

• Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми через учебно-игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, предполагает обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

• Индивидуальная работа с детьми - используется для закрепления изученных тем по развитию умений и навыков исследовательского поиска;

• Тренировочное занятие в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные» - предполагает познакомить детей с технологией проведения исследований;

• Коллективный исследовательский проект – предполагает формирование и совершенствование проектно- исследовательских умений и навыков детей;

• Самостоятельная исследовательская практика детей – происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно- исследовательского поиска;

• Презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе, к окружающим. Это возможность увидеть результаты своей работы и других детей.

Работа над опытом проводилась в три этапа:

I этап – подготовительный:

• Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме (конспектирование, выписки, аннотирование, реферирование);

• Анкетирование родителей и детей;

• Наблюдения и педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста (приложение № 1)

Результаты получились следующие:

• Дети старшей группы № 10 недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира;

• Испытывают затруднения производить мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать;

• У детей есть желание к проектной деятельности, но уровень активности, самостоятельности, творчества в решении задач низок;

• Отмечается бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения и навыки, заниженная самооценка;

• Слабое формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

II этап – внедренческий:

Определила задачи работы на данном этапе:

1 – Обучение детей старшего дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

2 – Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

3 –Знакомство детей с общей схемой (технологией) исследовательской деятельности;

4 – Формирование проектно- исследовательских умений и навыков детей в процессе реализации коллективного проекта;

5 – Закрепление и совершенствование исследовательских умений и навыков в собственной исследовательской «практике»;

6 – Участие в городском конкурсе «Я – исследователь

Для достижения результата (педагогического - приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков и продуктивного – «продукт» деятельности, применила следующую последовательность проведения исследования со старшими дошкольниками (Приложение № 5)

Разработала технологию проведения учебных исследований в детском саду.

Данная технология позволяет включить каждого ребёнка в собственный исследовательский поиск:

1. Учебно – игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска:

На этом этапе разработали серию учебно-игровых занятий по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, в ходе которых происходит обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Учебно-игровые занятия проводятся 1 раз в неделю:

№ Тема - цель учебно-игрового занятия

1 «Что такое исследование

2 «Что такое проблема?»

3 «Как задавать вопросы?»

4 «Учимся вырабатывать гипотезы»

5 «Как давать определения понятиям?»

6 «Как классифицировать понятия?»

7 «Наблюдение и наблюдательность»

8 «Что такое эксперимент?»

9 «Как работать с книгой?»

10 «Как делать выводы и умозаключения?»

11 «Как сделать сообщение о результатах исследования

2. Индивидуальная работа с детьми с использованием треннинговых заданий, предложенных А. И. Савенковым:

Для закрепления изученных тем, проводим индивидуальную работу с детьми по развитию умений и навыков исследовательского поиска. На этом этапе, предлагаем детям задания и игры соответствующие теме учебно-игрового занятия:

№ темы Задания и игры

2

«Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», «Назови как можно больше признаков предмета», «Тема одна - сюжетов много», «Увидеть в другом свете».

3

«Найди загаданное слово», «Угадай о чём спросили», «Найди причину события с помощью вопросов», «Задай как можно больше вопросов попугаю», «Вопросы машине времени», «Вопросы незнакомого человека», «Вопросы домашних животных».

4

«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три желания каждого человека на земле?», «Найдите возможную причину события», «При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны», «Делая предположение мы обычно используем слова, какие? (может быть, предположим, допустим, возможно, что, если)».

5 «Трудные слова», «Загадки-определения», «Сочини загадку»

6 «Продолжи ряды», «Набор картинок», «Задачи на классификацию с явными ошибками».

7 «Парные картинки – содержащие различия»

8 «Определи плавучесть предмета», «Как вода исчезает», «Луч света», «Как самостоятельно сделать радугу», «Отражение».

10 «Скажи на что похож ….», «Как люди смотрят на мир».

3. Тренировочные занятия в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные»: Для того чтобы познакомить детей с технологией проведения исследований, потребуется одно-два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования и включить ребёнка в собственный исследовательский поиск. (Приложение № 2)

4. Совместная работа над коллективным исследовательским проектом:

На данном этапе происходит формирование и совершенствование проектно- исследовательских умений и навыков детей в процессе реализации коллективного исследовательского проекта.

Считаю, что очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Так как на территории ДОУ №66 был создан новый уголок «Каменистый сад» в котором произрастают лекарственные растения, то мы с детьми решили узнать, что это за растения и какую пользу они приносят.

Так началась работа над проектом «Растения - фитотерапевты» (Приложение №). Наш проект был разбит на несколько подпроектов. (Приложение №)

Работа над проектом включала совместную деятельность воспитателя, детей, она распределялась по этапам проекта:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

I этап 1 – формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2 – вводит в игровую (сюжетную ситуацию).

3 – формулирует задачу (не жёстко) 1 – вхождение в проблему.

2 – вживание в игровую ситуацию.

3 – принятие задачи.

4 – дополнение задач проекта.

II этап 4 – помогает в решении задачи.

5 – помогает спланировать деятельность.

6 – организует деятельность. 5 – объединение детей в рабочие группы

6 – распределение амплуа.

III этап 7 – оказывает практическую помощь (по необходимости).

8 – направляет и контролирует осуществление проекта. 7 – формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап 9 – подготовка к презентации.

10 – презентация. 8 – подготовка продукта деятельности презентации.

9 – представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности.

При работе над проектом крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований. В этой связи мы применяли различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

-в учебной деятельности: занятия-путешествия («Путешествие в уголок лекарственных растений к: мать-и-мачеха, душистая мята, подорожник, девясил, календула», занятие-чаепитие («Мятный чай», занятия-экскурсии («Уголок лекарственных растений в Ботаническом саду БелГУ», презентации («Статья в экологической газете – «Экологический вестник», «Организация фитогостинной», «Бюллетень – «Зелёный доктор», Альбом – «Золотые рецепты», конференция для дошкольников («Лекарственные растения»);

-в повседневной деятельности: целевые прогулки и экскурсии («Экскурсия в уголок лекарственных растений Каменистого сада – душистая мята…», дидактические игры («Пазлы с изображением лекарственных растений», «Лото», «Дикорастущие и культурные лекарственные растения», сюжетно-ролевые игры («Лечимся у народного доктора», «В гостях за самоваром мятного чая», опыты («Волшебные свойства подорожника, календулы, мяты», наблюдения, беседы;

-в практической деятельности: совместный труд («Выращивание лекарственных растений «Календула», «Заваривание мятного чая», («Полоскание горла отваром календулы, оказание медицинской помощи», «Лечение ушибов и укусов насекомых, царапин – подорожником»).

Для каждого занятия были продуманы привлекательные отправные моменты: «Жалобная книга природы», «Чаепитие – аромат душистой мяты». Постановка перед детьми проблемной задачи: «Катю укусил комар, что делать?», «Ваня ушиб ногу, какое лекарственное растение поможет ему облегчить боль?» На занятиях ставили перед детьми вопросы, стимулирующие познавательную активность («Календула – это культурное или дикорастущее растение?», «Почему нельзя срывать мать-и-мачеху?»). Важную роль в развитии познавательного интереса сыграли экскурсии в уголок лекарственных растений на территории ДОУ и БелГУ, в аптеку, библиотеку с целью расширения представления о растениях, значении их для людей, осознания бережного отношения к ним. Дети получили отчётливое представление о дикорастущих и культурных лекарственных растениях в трудовой деятельности («Посадка семян календулы»).

Во время занятий, экскурсий, практической деятельности мы поддерживали заинтересованность и любознательность детей, побуждали к активной исследовательской деятельности, самостоятельным умозаключениям, организовывали совместную деятельность.

Таким образом, каждый ребёнок становился в позицию активного деятеля, ему давалась возможность самостоятельно получать знания о том или ином растении, найти ответы на интересующие вопросы, то есть развивались умения усваивать способ познания и применять его на другом материале.

5. Самостоятельная исследовательская практика детей:

На этом этапе происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно- исследовательского поиска. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование, готовить и защищать проект. (Приложение № 3)

6. Участие в городском конкурсе «Я – исследователь развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка – дошкольника путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. (Приложение №)

Работа с родителями

Система работы предусматривает тесную связь с семьёй. Родителей ребёнка привлекаем в союзники, поэтому вполне естественно, что исследовательская и проектная деятельность ребёнка находит поддержку и участие с их стороны. Это взаимодействие даёт возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми практический и эмоциональный опыт в кругу семьи; помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможности ребёнка; чем теснее взаимосвязь воспитателя и родителя, тем больше успехов у ребёнка.

Формы работы: родительские собрания, беседы, консультации, рекомендации, открытые занятия, мастер – классы, выставки «продуктов» проектно- исследовательской деятельности.

Взаимодействие с семьёй: помощь родителей в подготовке проектов детьми, участие в презентации, съёмка видеофильма по проекту.

III этап – результативный:

Показателем результативности опыта является повторная диагностика уровней познавательных способностей, творческого воображения и творческого мышления, коммуникативных навыков детей и развитие способностей к исследовательской деятельности. (Приложение № 4)

В результате проектной деятельности дети научились самостоятельно находить темы для исследований, ставить проблему, составлять план действий по этой проблеме, оформлять результаты исследований в определённый продукт, делать ему презентацию, смело высказывать свои суждения о предметах и явлениях. У детей обогатилось и расширилось представление об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность. Дети научились работать сообща, договариваться.

ВЫВОД: метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившихся ситуациях школьного обучения.

Перспектива опыта: заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов по использованию проектного метода в работе со старшими дошкольниками.

Приложение № 1

• Наблюдения и педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста:

Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности детей, разработанная А. И. Савенковым «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы»:

Критерии диагностики исследовательской деятельности: %

2007 – 2008 уч. г.

Старшая группа № 10

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Скорость ответа на проблемный вопрос 15,5% 45% 39,5%

2. Быстрое нахождение задач 14% 45% 41%

3. Нахождение новых способов решения задач 13,5% 44,5% 42%

4. Реакция на помощь в решении задач 16% 42% 42%

Диагностика развития познавательных способностей детей: («___»);

Диагностика развития творческого воображения и творческого мышления: («___»);

Диагностика развития коммуникативных навыков:

(«___»):

Критерии диагностики познавательной деятельности: %

2007 – 2008 уч. г.

Старшая группа № 10

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Развитие познавательных способностей 15% 40% 45%

2. Развитие творческого воображения 13% 38% 49%

3. Развитие творческого мышления 14% 37% 49%

4. Развитие коммуникативных навыков и умений 18% 45% 37%

Приложение № 2

1. Тренировочные занятия в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные»:

Для того чтобы познакомить детей с технологией проведения исследований, потребуется одно-два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования и включить ребёнка в собственный исследовательский поиск. (Приложение №…схема иссдования)

Для проведения тренировочных занятий понадобятся:

1) карточки с символическим изображением «методов исследования». (Приложение № 1);

2) карточки с изображением «тем исследования». (Приложение № 2);

3) ручки, карандаши, фломастеры;

4) для записей исследователей понадобятся маленькие листочки бумаги размером примерно 7х7 сантиметров.

5) Атрибуты: мантия, шляпа Магистра, очки, указка.

Проведение тренировочного занятия в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные»:

Подгруппа (12–13 детей) располагается вокруг нескольких состав-ленных вместе столов, на которых впоследствии буду раскладывать карточки с темами и методами исследования. (Можно посадить детей кружком на ковре. Дети должны сидеть так, чтобы каждому было видно все происходящее. В этом случае карточки с темами будущих исследований и другие материалы будут выкладываться в центре круга, образованного детьми).

Как только все удобно устроились, раскладываю все приготовленные материалы и объявляю: сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы выбираю двух «добровольцев» - на роли «исследователи» (профессор, учёный, бакалавр). Им предстоит вместе со мной – «научный консультант» выполнять работу от первого до последнего этапа. Все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как активные зрители и помощники – «слушатели» (кандидаты наук, другие учёные).

Выбор темы: Раскладываю перед детьми карточки с темами исследований. После короткого обсуждения выбранная пара «исследователей» и дети «слушатели» определяют тему своего исследования. Выбор темы осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему – «Морская свинка», кладем на середину образованного сидящими детьми круга. Остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») убираю.

Составление плана исследования: Тема нашего исследования — «Морская свинка».

Объясняю исследователям: их задача — получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Дети «исследователи» и «слушатели» думают, выдвигают свои предположения. Я с помощью проблемных вопросов («Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый) подвожу детей к тому, чтобы они называли методы исследования.

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называли основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др., по мере их называния, карточки с методами исследования я выкладываю на стол перед детьми. Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования.

Объясняю детям, что карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе (на ковре, — не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным. Беседую с детьми: с чего надо начать наше исследование? что делать во вторую, третью очередь и далее. Дети начали предлагать самые разные варианты. «Подвожу» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Как только с этим все согласились, кладу на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно». Задаю следующий вопрос — «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент».

Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники — все участники занятия — готовы к поиску.

От плана взрослого исследователя наш план отличается только лишь формой выражения: он изображен на карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах.

Сбор материала: Следующий, третий, шаг — сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Но прежде, чем приступить к этой работе, договариваюсь с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Объясняю, что собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать - с помощью пиктографического письма. Рассказываю детям, что на маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.

«Подумать самостоятельно» - Подумав, приходим к выводу: наша морская свинка - «домашнее декоративное животное». Для того чтобы эту идею зафиксировать, нарисуем на листочке домик или клетку, человечка и морской свинки. Домик (клетка) и человечек будут служить напоминанием о том, что морская свинка живет в домашних условиях, рядом с человеком.

Следующая пришедшая исследователям идея, такая: морские свинки бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Нарисуем два овала — один большой, другой маленький. К каждому пририсуем ушки, глазки и усики. И эта идея уже не забудется.

Затем, подумав, дети отмечают, что морские свинки обычно бывают короткошерстными и длинношерстными. Нарисовав под изображением морских свинок расчёску и знак вопроса, дети могут закрепить для себя идею о кожном покрове морской свинки.

На тренировочном занятии все дети-участники помогают выделенной нами паре исследователей. Они могут подсказать и саму идею, и как ее проще и точнее изобразить.

«Спросить у другого человека» — следующий метод исследования и пункт нашего плана. Теперь пробую настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей об интересующем нас предмете.

Объясняю детям, что вопросы можно задавать всем присутствующим — детям и взрослым.

Так, задав вопрос помощнику воспитателя, дети узнали, что, морские свинки живут в южной америке и широко распространены в дикой природе и изначально это не домашние, а дикие животные. Просто они легко приручаются и потому хорошо ладят с человеком.

Для закрепления подсказанных другими идей дети рисуют соответс-твующие им схематические изображения. Например — несколько пальм, кустарников, участков травы, солнце и морская свинка. Пальмы, трава, кустарники будут напоминать нам о дикой природе, солнце — о теплом климате, а нарисованная рядом морская свинка будет дополнять общую картину, свидетельствующую о том, что перед нами дикое, а не домашнее животное.

Затем, на вопрос исследователей к изо - руководителю о том, где же живут дикие морские свинки, узнали, что они, живут семьями среди травы и кустарников

А на вопрос к повару о том, чем они питаются, был получен ответ, что морские свинки питаются растительной пищей, сами находят траву, веточки семена, плоды…

«Узнать из книг» - Ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. В этом случае можно поступить двумя способами: ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. В ходе занятия, кроме меня (педагога, ребенку-исследователю мало кто может помочь. Поэтому заранее подбираю литературу, делаю необходимые закладки, готовлюсь к возможным вопросам. Читаю исследователям нужный текст вслух. Помогаю зафиксировать новые идеи.

«Наблюдение и эксперимент» - Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема.

Морские свинки — не редкость в живых уголках детского сада, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения этого животного. Мы подходим к клетке с животным и говорим о том, что видим. В ходе наблюдения изучаем поведение животного и его реакции на различные события. Всё это фиксируем на листочках.

Можно провести даже эксперимент. Какую пищу морская свинка больше любит - сухой корм или свежую морковь?

«Обобщение полученных данных» - Теперь, мы с детьми, собранные сведения анализируем и обобщаем. Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

На первых занятиях, я активно помогаю исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача.

Выделяем главные идеи, отмечаем второстепенные, а затем и третьестепенные. Сделать это несложно — надо, посоветовавшись с нашими исследователями, разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте…

В ходе анализа пиктограмм случилось и так, что какая-то из них не читается. Нарисовали значок, но что он означает, исследователи уже не помнят. Ничего страшного: откладываем этот листок в сторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.

«Доклад» - Как только информация обобщена, продолжаем занятие. Надеваем на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о морской свинке». Выбранные нами в начале занятия два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад. Начинают они с определения основных понятий, рассказывают, кто такая морская свинка, где она живет и чем питается, затем продолжают свое повествование, опираясь на собранный материал.

Длится первый «доклад» недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады детей становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

После выступления исследователей — завершения доклада, обязательно устраиваю его обсуждение, даю слушателям возможность задать вопросы.

Первое тренировочное занятие на этом можно считать законченным. Мы познакомили детей с общей схемой исследовательской деятельности. Теперь, предстоит процесс совершенствования собственных навыков и умений.

Пиложение №3

2. Самостоятельная исследовательская практика детей:

На этом этапе происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно- исследовательского поиска. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование, готовить и защищать проект.

Подготовка:

Вновь понадобятся карточки с изображениями тем для будущих исследований. Их количество должно равняться (либо превышать) количеству детей в группе.

Из новых средств потребуется только специальная «папка исследователя». Она должна быть у каждого ребенка. Устройство папки-исследователя: на лист картона формата А4 наклеены небольшие (3Х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое

изображение «метода исследования». В эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические записки. На них будет фиксироваться собираемая информация. (Приложение №) Для того чтобы эти записки делать, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков бумаги и ручку (карандаш или фломастеры).

Проведение занятия:

На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. Каждый ребенок в ходе тренировочных занятий познакомился с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию.

В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по комнате.

«Выбор темы». Начинается занятие так же: выбираем тему исследования. Карточки с изображениями «тем» будущих исследований раскладываем на невысоком столике (или на ковре). И каждый ребенок выбирает то, что хочет.

Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фломастеры. План исследования в данном случае проговаривать необязательно. Этот план у нас изложен и уже зафиксирован на кармашках нашей папки.

«Сбор материала». Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача — собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время, в рамках одного занятия. Во время сбора материала каждый ребенок работает над своей темой, делает это в своем темпе, перемещается по группе так, как ему хочется.

«Доклады». Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Заслушать все доклады на одном занятии не удастся. Ведь надо не только дать ребенку возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Если каждому докладчику дать по пять минут на сообщение и несколько минут на вопросы и ответы, то понадобится больше часа, чтобы выслушать всех. Конечно, старшие дошкольники этого не выдержат.

Поэтому часть детей можно прослушать индивидуально — пока остальные завершают свои исследования, часть докладов перенести на другое время, а на данном занятии коллективно заслушать два-три детских доклада.

Для первых докладов лучше выбирать наиболее развитых детей, способных подготовить интересные сообщения.

Надеваем на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик. Предоставляем исследователю слово.

По итогам защиты поощряем не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Приложение №4

Критерии диагностики познавательной деятельности: % Старшая группа

2007-2008 2008-2009 2009-2010

В. У. С. У. Н. У. В. У. С. У. Н. У. В. У. С. У. Н. У.

Развитие познавательных способностей 15 40 45 25 44 31 59 41 0

Развитие творческого воображения 13 38 49 23 49 28 36 64 0

Развитие творческого мышления 14 37 49 24 47 29 38 62 0

Развитие коммуникативных навыков и умений 18 45 37 27 50 23 50 50 0

Критерии диагностики исследовательской деятельности: % Старшая группа

2007-2008 2008-2009 2009-2010

В. У. С. У. Н. У. В. У. С. У. Н. У. В. У. С. У. Н. У.

Скорость ответа на проблемный вопрос 15,5 45 39,5 40 48 12 52 48 0

Быстрое нахождение задач 14 45 41 15 45 40 25 75 0

Нахождение новых способов решения задач 13,5 44,5 42 15 45 40 30 70 0

Реакция на помощь в решении задач 16 42 42 18 43,3 38,5 32 68 0

Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников посредством их включения в проектную деятельность
undefined

ТЕМА:

«Битва при Бородино 1812 год»

Автор проекта:

Ефимов Савелий

Руководитель проекта:

Новикова Наталья Анатольевна

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:

«Битва при Бородино. Кто одержал победу?»

Цель: Узнать, кто победил в битве при Бородино.

Задачи:

- Узнать, что значит слово «Бородино»?;

- Рассказать об источниках, из которых я узнал о «Бородино»;

- Побывать в Краеведческом музее на выставке, посвященной 200 лет битве на Бородино;

-Узнать имена знаменитых полководцев;

- Рассказать моим товарищам-мальчикам, о мужестве русских солдат. И том, какой должен быть настоящий мужчина;

- Познакомить взрослых и ровесников с этим важным для России историческим событием.

- Сделать вывод

Здравствуйте! Меня зовут Ефимов Савелий.

С 2-х лет я увлекаюсь военной темой. У меня собрана большая коллекция различных солдатиков, рыцарей, викингов, индейцев. Я мечтаю быть военным.

В сентябре исполнилось 200 лет битве при Бородино.

Мне стало интересно узнать про эту битву. И я спросил у дедушки о ней. Он рассказал мне, что слово «Бородино» знает весь мир. Это деревня под Москвой, на старой Смоленской дороге.

Возле Бородина произошла великая битва: русские войска под командованием Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял Наполеон. Но дедушка сказал, что битву мы проиграли и отдали Наполеону Москву.

Я решил провести исследование, кто же все-таки победил?

Когда, я играю с солдатами, у меня всегда побеждают русские.

Весь этот год мне родители покупали журналы, которые выходили в честь 200 лет со дня знаменитой битвы.

Вместе с журналом продавался оловянный солдатик.

Я люблю рассматривать их

по вечерам. Иногда в журналах я разрисовываю карты и фантазирую о битве. Представляя, как наши побеждают Наполеона.

Вечером папа мне прочитал стих Михаила Лермонтова «Бородино»

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Если отдали Москву, то мы проиграли?

Мама мне купила диск аудиокниги «Чевостик» «Россия с 1812 году».

Из нее я узнал, что наша армия во время войны в 1812 году была разделена на 3 части.

1, 2 и 3 западные армии:

1-й западной армией командовал генерал Михаил Богданович Барклай-де-Толли

2-й западной армией - Генерал Петр Иванович Багратион, бесстрашный воин, ученик легендарного русского полководца Суворова.

3-й - командовал генерал Тармасов

Я услышал много новых слов… авангард, арьергард, обоз, кавалерия, каре. С мамой мы нашли в интернете значение этих слов…

Авангард - часть войска, которая идет впереди

Арьергард – часть войска, которая идет последняя

Каре – 4-х угольник

Обоз – лошади с повозками, которые везут все необходимое для обслуживания армии.

В выходные мы с папой посетили выставку посвященную «Бородино» в краеведческом музее в Белгороде и купили диск.

Там я выяснил, что армия Наполеона была на много больше нашей, и нам постоянно приходилось отступать.

Мы долго молча отступали,

Досадно было. Боя ждали.

В музее я увидел настоящее обмундирование.

Так одевалась армия в те времена.

Зеленый пиджак - называется мундир

Высокий головной убор называется - кивер

Черные длинные сапоги

Белые брюки

Папа рассказал мне про знаменитых полководцев.

Таких как…

Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Раевский, Тормасов, Неверовский, Дохтуров.

С потерей Москвы, не потеряна Россия! Приказываю отступать… - сказал Кутузов.

Я сделал вывод, что каждая из армий по-своему победила…

Русские отступили, но сохранили армию.

А Наполеон отступил, но продолжил наступление на Россию. Дух французской армии был сломлен.

Публикации по теме:

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков у детей Формирование и развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством их включения в проектную деятельность.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Правила поведения
Автор публикации:
Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников посредством их включения в проектную деятельность
Опубликовано: 14 февраля 2013 в 22:08
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...