Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников.

Элеонора Шибанова
Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников.

Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников.

(1 слайд) В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

(2 слайд) Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Вообще, под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт.

(3 слайд) С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми. Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность.

(4 слайд) Гениями не рождаются, гениями становятся. К такому мнению пришли ученые, исследуя кору головного мозга. Любого ребенка можно сделать вундеркиндом, если заниматься его интеллектуальным и творческим развитием с первых месяцев жизни.

(5 слайд) По современным данным до 76% детей 6-7 лет имеют высокий уровень интеллекта и творческие способности. В первое десятилетие жизни у ребенка формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, яркие многообразные чувства. С годами нервная система крепнет, и вместе с этим снижается детская непосредственная восприимчивость и к 11-12 годам этот показатель падает до 40%, по истечении еще 3-4 лет-всего четверть детей имеют выраженные способности и к окончанию школы мы имеем лишь до 13% одаренных выпускников.

(6 слайд)

Дети – это чудо света, я увидел это сам

И причислил чудо это к самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе. Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети… Трудно с ними, ну и пусть!

В наших детях наша сила, неземных миров огни.

Лишь бы будущее было столь же светлым, как они.

(7 слайд) Понятие «детская одаренность» очень емкое, поэтому мы будем говорить о детях, имеющих ярко выраженные музыкальные способности.

(8 слайд) От чего зависит музыкальность человека? По словам Б. М. Теплова музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть и результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». Об этом же говорит А. Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. (Мы часто сталкиваемся с такими случаями, когда одаренный по всем показателям ребёнок, не может реализовать свои способности по причине непонимания родителей или в связи со своим нежеланием этим заниматься).

(9 слайд) Моцарт – это, пожалуй, один из самых известных юных гениев. Ведь уже в детстве им восхищалась вся Европа, его называли маленьким волшебником и приглашали выступать к самым известным и именитым людям того времени. Гениальность – с этим, конечно, не поспоришь, но ведь гениальность – это лишь 10% успеха, а остальные 90% - это работа и воспитание.

Родился Моцарт в небогатой семье в середине 18 века. Его отец был придворным органистом и капельмейстером в Зальцбурге. Он был сведущим музыкантом отличным скрипачом и органистом.

По свидетельствам современников, до трех лет Вольфганг мало чем отличался от остальных детей: он был живым и веселым мальчиком. Единственное, в чем тогда выражалась его музыкальность: все свои игры он любил сопровождать песенками и музыкой.

(10 слайд) Встреча Моцарта с «взрослой, серьезной» музыкой началась тогда, когда его пятилетнюю сестру начали учить играть на клавесине. На первом уроке присутствовал и Вольфганг, и урок произвел на него огромное впечатление. После этого мальчика было «не оторвать» от инструмента. Тогда и с ним начали заниматься. Что тут можно сказать? Нужно внимательнее относиться к своим воспитанникам – особенно если их что-то очень заинтересовало! А вдруг это просыпается маленький гений?

(11 слайд) В шесть лет началось путешествие Моцартов по Европе. Они переезжали из страны в страну, покоряя разные города и людей. Слава необыкновенных детей (Вольфганга и его одаренной сестры Наннерль) летела перед ними.

Какие можно сделать выводы из истории о детстве Моцарта?

Не будь рядом с Моцартом такого профессионального музыканта и понимающего человека, как его отец, вряд ли его природные способности развились бы так ярко и быстро.

(12 слайд) Музыкальное воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста в своем большинстве начинается с момента поступления его в детский сад. Этот период дошкольного детства особенно важен в музыкальном развитии детей. «Мой ребёнок одарённый», так говорят практически все любящие своих детей родители, приводя ребёнка в детский сад. Дошкольное образование должно создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, мог бы в процессе воспитания и развития самосовершенствоваться как личность на основе постоянно развивающихся склонностей и творческих способностей.

(13 слайд) Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, а с другой – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.

(14 слайд) Меня, педагога, проработавшего много лет с дошкольниками, и отвечающего за их музыкальное развитие не могла оставить равнодушной проблема индивидуализации педагогического процесса с одаренными детьми и с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности.

(15 слайд) Поставив перед собой цель по выявлению и поддержке творческих музыкальных способностей и инициатив талантливых детей, развитию оптимальной музыкальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности, я создала педагогический проект «Одаренные дети».

В ходе выполнения проекта я решала следующие задачи:

(16 слайд)

1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

2. Выявить детей с одаренными детьми.

3. Организовать индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.

4. Проводить подготовку детей к участию в городских творческих конкурсах.

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

(17 слайд) Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Наблюдения ведутся во время НОД, во время свободной и самостоятельной деятельности. А также на тематических праздниках и развлечениях.

(18 слайд) Результаты наблюдения - наличие или отсутствие того или иного параметра, фиксируются в диагностических картах. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальности ребенка. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

(19 слайд) Наблюдая за воспитанниками, я заметила, что есть дети, которые проявляют к музыкальной деятельности гораздо больший интерес, нежели их ровесники.

Одаренные дети выделяются из общей массы. У них очень яркое поведение, их отличает:

повышенная концентрация внимания на чем-либо,

упорство в достижении результата,

творческая настойчивость.

радость от творческого поиска.

(20 слайд) Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают мелодии, которые слышат, стараются их интонировать. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.

На ранних ступенях развития музыкальная одаренность может проявляться в следующем:

(21 слайд) ребенок проявляет музыкальную отзывчивость на восприятие музыки (делает движения руками, прихлопывает, кружится, пытается подпевать);

быстро узнает ранее услышанную мелодию с голоса или музыкального инструмента (фортепиано, баяна, дудочки, триолы и др.);

активно подпевает, заканчивая подпевание вместе с музыкой или сразу после окончания звучания музыки;

(22 слайд) различает звучание детских музыкальных инструментов (бубна, погремушки, колокольчика, треугольника);

при исполнении музыкально-ритмических движений ритмично хлопает в ладоши, ритмично притопывает под музыку и вместе с ней заканчивает движения;

(23 слайд) В дошкольном возрасте приметами музыкальной одаренности могут быть такие проявления, как:

радость от процесса познания (знакомство со звучанием новых музыкальных инструментов, новых мелодий, новых песен и др.);

тяга к любого рода самостоятельным исследованиям (испытание своего голоса в различных регистрах) ;

(24 слайд) выполнение с особым удовольствием музыкально-творческих заданий.

способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных ;

высокая концентрация внимания в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, умение сосредоточиться, невзирая на внешние помехи и умение настроиться на восприятие информации;

(25 слайд) готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих.

стремление к лидерству, которое, как правило, проявляется у дошкольников в игровой деятельности.

(26 слайд) склонность к соревновательной музыкальной деятельности. Последняя проявляется, как правило, в исполнительской музыкальной деятельности: пении, исполнении мелодий на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, восприятии музыки, узнавании мелодии;

(27 слайд) Одной из форм работы с одаренными детьми является индивидуальные или подгрупповые занятия. На занятиях по вокалу мы работаем над постановкой певческой интонации, работой над дикцией, дыханием, правильным звукообразованием, а также над выразительностью и эмоциональностью исполнения.

На занятиях по ритмике мы отрабатываем правильность выполнения танцевальных движений, их ритмичность, выразительность, эмоциональность. Большую помощь в работе над танцами оказывает воспитатель по физической культуре Радионова Татьяна Николаевна.

(28 слайд) Творческий потенциал и развитые способности одаренных детей незаменимы в подготовке сольных и ансамблевых номеров. Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность.

(29 слайд) Индивидуальные занятия такими детьми воспринимаются, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

(33 слайд) Следующей формой работы с одаренными детьми стала их подготовка к городским творческим конкурсам. Ежегодно в нашем городе проводятся такие конкурсы, как «Зарничка», «Каменская радуга».

В течении многих лет наши воспитанники являются их постоянными участниками.

(34 слайд) Так, в 2011 году команда детей подготовительной группы участвовала в «Зарничке 2011». Кроме строевых упражнений они исполняли «Танец фронтовых шоферов» со степами.

(35 слайд) В том же году танцевальный коллектив старшей группы «Одуванчики» занял 3 место в городском конкурсе детского творчества «Каменская радуга» с танцевальной композицией «Цветы». Хочу обратить ваше внимание на яркие костюмы и декорации к нашим танцам. Всё это благодаря поддержке и помощи администрации, воспитателей, а также сотрудничеству с родителями, которые оказывают материальную помощь).

(36 слайд) В 2012 году в конкурсе «Зарничка» приняли участие уже 2 команды нашего детского сада – «Гусарский батальон» и «Девичий эскадрон». На 1 этапе этого конкурса команды защищали свои исследовательские проекты на тему «Отечественная война 1812 года». Во втором этапе они выполняли строевые упражнения и исполняли интересные танцы. По итогам конкурса наш детский сад занял 2 место.

(37 слайд) В марте-апреле 2012 года воспитанники нашего детского сада принимали участие в очередном городском конкурсе «Каменская радуга». В отборочном туре было показано 5 номеров в номинации вокальное и хореографическое искусство. В концерте приняли участие даже дети второй младшей группы с танцем «Неваляшки».

В финал конкурса от нашего детского сада вошли 3 номера –

(38 слайд) Танцы «Зимняя пляска» (обратить внимание на костюмы).

(39 слайд) «Барбарики» (обратить внимание на костюмы).

(40 слайд) «Танец гусар». (В этой танцевальной композиции мы соединили два танца, добавили сценические эффекты – выстрел из пушки, появление девочки-барышни, салют в конце танца. Номер был очень ярким, зрелищным).

По итогам конкурса наш детский сад занял 2 место.

Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей.

Для этого нужно предусмотреть тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы об индивидуальных способностях своего ребёнка, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для таких родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания», «Музыкальное воспитание в садике и дома». В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования. Тогда музыкальная одаренность ребёнка может стать талантом, который будет радовать мир и всех нас. Я знаю, что некоторые из моих выпускников продолжают музыкальное, театральное образование.

В заключении я хочу показать несколько слайдов с фотографиями моих бывших выпускников.

(44 слайд) – Евгения Степанова (актриса Каменского драматического театра).

(45 слайд) – Кирилл Чаповский (актер Московского драматического театра).

(46 слайд) – Миронова Татьяна (продолжает музыкальное образование в консерватории Санкт-Петербурга).

(48 слайд) – фото 12 группы. (Хочу немного рассказать о совсем недавних выпускниках, группе «Одуванчики», нашей знаменитой «звездной» группе. Именно с ними мы готовили и выступали с номерами на городских конкурсах. Думаю, что такого успеха удалось добиться благодаря нескольким факторам. Во-первых, уровень музыкальных способностей многих детей был выше среднего. О двух выпускниках можно сказать, что это дети с ярко выраженной музыкальной одаренностью. Во-вторых нужно отметить сотрудничество и поддержку воспитателя этой группы Кашиной Л. Л. А в третьих, помощь и понимание родителей выпускников.

Публикации по теме:

10 заповедей творческой личности 10 заповедей творческой личностиРекомендации для творческой личностиСпособности имеют удивительное свойство развиваться,поэтому необходимо.

Образовательные технологии в современном ДОУ По исследованиям современных ученых проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро: Идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников.
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 08:36
+74
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть1
Здравствуйте, уважаемые маамовцы. Сегодня хочу показать фотоотчет нашей поездки в г. Клин на фабрику ёлочных игрушек. Замечательное и волшебное место! В...
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...