Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников.

Элеонора Шибанова
Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников.

Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников.

(1 слайд) В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

(2 слайд) Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Вообще, под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт.

(3 слайд) С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми. Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность.

(4 слайд) Гениями не рождаются, гениями становятся. К такому мнению пришли ученые, исследуя кору головного мозга. Любого ребенка можно сделать вундеркиндом, если заниматься его интеллектуальным и творческим развитием с первых месяцев жизни.

(5 слайд) По современным данным до 76% детей 6-7 лет имеют высокий уровень интеллекта и творческие способности. В первое десятилетие жизни у ребенка формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, яркие многообразные чувства. С годами нервная система крепнет, и вместе с этим снижается детская непосредственная восприимчивость и к 11-12 годам этот показатель падает до 40%, по истечении еще 3-4 лет-всего четверть детей имеют выраженные способности и к окончанию школы мы имеем лишь до 13% одаренных выпускников.

(6 слайд)

Дети – это чудо света, я увидел это сам

И причислил чудо это к самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе. Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети… Трудно с ними, ну и пусть!

В наших детях наша сила, неземных миров огни.

Лишь бы будущее было столь же светлым, как они.

(7 слайд) Понятие «детская одаренность» очень емкое, поэтому мы будем говорить о детях, имеющих ярко выраженные музыкальные способности.

(8 слайд) От чего зависит музыкальность человека? По словам Б. М. Теплова музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть и результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». Об этом же говорит А. Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. (Мы часто сталкиваемся с такими случаями, когда одаренный по всем показателям ребёнок, не может реализовать свои способности по причине непонимания родителей или в связи со своим нежеланием этим заниматься).

(9 слайд) Моцарт – это, пожалуй, один из самых известных юных гениев. Ведь уже в детстве им восхищалась вся Европа, его называли маленьким волшебником и приглашали выступать к самым известным и именитым людям того времени. Гениальность – с этим, конечно, не поспоришь, но ведь гениальность – это лишь 10% успеха, а остальные 90% - это работа и воспитание.

Родился Моцарт в небогатой семье в середине 18 века. Его отец был придворным органистом и капельмейстером в Зальцбурге. Он был сведущим музыкантом отличным скрипачом и органистом.

По свидетельствам современников, до трех лет Вольфганг мало чем отличался от остальных детей: он был живым и веселым мальчиком. Единственное, в чем тогда выражалась его музыкальность: все свои игры он любил сопровождать песенками и музыкой.

(10 слайд) Встреча Моцарта с «взрослой, серьезной» музыкой началась тогда, когда его пятилетнюю сестру начали учить играть на клавесине. На первом уроке присутствовал и Вольфганг, и урок произвел на него огромное впечатление. После этого мальчика было «не оторвать» от инструмента. Тогда и с ним начали заниматься. Что тут можно сказать? Нужно внимательнее относиться к своим воспитанникам – особенно если их что-то очень заинтересовало! А вдруг это просыпается маленький гений?

(11 слайд) В шесть лет началось путешествие Моцартов по Европе. Они переезжали из страны в страну, покоряя разные города и людей. Слава необыкновенных детей (Вольфганга и его одаренной сестры Наннерль) летела перед ними.

Какие можно сделать выводы из истории о детстве Моцарта?

Не будь рядом с Моцартом такого профессионального музыканта и понимающего человека, как его отец, вряд ли его природные способности развились бы так ярко и быстро.

(12 слайд) Музыкальное воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста в своем большинстве начинается с момента поступления его в детский сад. Этот период дошкольного детства особенно важен в музыкальном развитии детей. «Мой ребёнок одарённый», так говорят практически все любящие своих детей родители, приводя ребёнка в детский сад. Дошкольное образование должно создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, мог бы в процессе воспитания и развития самосовершенствоваться как личность на основе постоянно развивающихся склонностей и творческих способностей.

(13 слайд) Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, а с другой – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.

(14 слайд) Меня, педагога, проработавшего много лет с дошкольниками, и отвечающего за их музыкальное развитие не могла оставить равнодушной проблема индивидуализации педагогического процесса с одаренными детьми и с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности.

(15 слайд) Поставив перед собой цель по выявлению и поддержке творческих музыкальных способностей и инициатив талантливых детей, развитию оптимальной музыкальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности, я создала педагогический проект «Одаренные дети».

В ходе выполнения проекта я решала следующие задачи:

(16 слайд)

1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

2. Выявить детей с одаренными детьми.

3. Организовать индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.

4. Проводить подготовку детей к участию в городских творческих конкурсах.

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

(17 слайд) Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Наблюдения ведутся во время НОД, во время свободной и самостоятельной деятельности. А также на тематических праздниках и развлечениях.

(18 слайд) Результаты наблюдения - наличие или отсутствие того или иного параметра, фиксируются в диагностических картах. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальности ребенка. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

(19 слайд) Наблюдая за воспитанниками, я заметила, что есть дети, которые проявляют к музыкальной деятельности гораздо больший интерес, нежели их ровесники.

Одаренные дети выделяются из общей массы. У них очень яркое поведение, их отличает:

повышенная концентрация внимания на чем-либо,

упорство в достижении результата,

творческая настойчивость.

радость от творческого поиска.

(20 слайд) Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают мелодии, которые слышат, стараются их интонировать. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.

На ранних ступенях развития музыкальная одаренность может проявляться в следующем:

(21 слайд) ребенок проявляет музыкальную отзывчивость на восприятие музыки (делает движения руками, прихлопывает, кружится, пытается подпевать);

быстро узнает ранее услышанную мелодию с голоса или музыкального инструмента (фортепиано, баяна, дудочки, триолы и др.);

активно подпевает, заканчивая подпевание вместе с музыкой или сразу после окончания звучания музыки;

(22 слайд) различает звучание детских музыкальных инструментов (бубна, погремушки, колокольчика, треугольника);

при исполнении музыкально-ритмических движений ритмично хлопает в ладоши, ритмично притопывает под музыку и вместе с ней заканчивает движения;

(23 слайд) В дошкольном возрасте приметами музыкальной одаренности могут быть такие проявления, как:

радость от процесса познания (знакомство со звучанием новых музыкальных инструментов, новых мелодий, новых песен и др.);

тяга к любого рода самостоятельным исследованиям (испытание своего голоса в различных регистрах) ;

(24 слайд) выполнение с особым удовольствием музыкально-творческих заданий.

способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных ;

высокая концентрация внимания в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, умение сосредоточиться, невзирая на внешние помехи и умение настроиться на восприятие информации;

(25 слайд) готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих.

стремление к лидерству, которое, как правило, проявляется у дошкольников в игровой деятельности.

(26 слайд) склонность к соревновательной музыкальной деятельности. Последняя проявляется, как правило, в исполнительской музыкальной деятельности: пении, исполнении мелодий на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, восприятии музыки, узнавании мелодии;

(27 слайд) Одной из форм работы с одаренными детьми является индивидуальные или подгрупповые занятия. На занятиях по вокалу мы работаем над постановкой певческой интонации, работой над дикцией, дыханием, правильным звукообразованием, а также над выразительностью и эмоциональностью исполнения.

На занятиях по ритмике мы отрабатываем правильность выполнения танцевальных движений, их ритмичность, выразительность, эмоциональность. Большую помощь в работе над танцами оказывает воспитатель по физической культуре Радионова Татьяна Николаевна.

(28 слайд) Творческий потенциал и развитые способности одаренных детей незаменимы в подготовке сольных и ансамблевых номеров. Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность.

(29 слайд) Индивидуальные занятия такими детьми воспринимаются, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

(33 слайд) Следующей формой работы с одаренными детьми стала их подготовка к городским творческим конкурсам. Ежегодно в нашем городе проводятся такие конкурсы, как «Зарничка», «Каменская радуга».

В течении многих лет наши воспитанники являются их постоянными участниками.

(34 слайд) Так, в 2011 году команда детей подготовительной группы участвовала в «Зарничке 2011». Кроме строевых упражнений они исполняли «Танец фронтовых шоферов» со степами.

(35 слайд) В том же году танцевальный коллектив старшей группы «Одуванчики» занял 3 место в городском конкурсе детского творчества «Каменская радуга» с танцевальной композицией «Цветы». Хочу обратить ваше внимание на яркие костюмы и декорации к нашим танцам. Всё это благодаря поддержке и помощи администрации, воспитателей, а также сотрудничеству с родителями, которые оказывают материальную помощь).

(36 слайд) В 2012 году в конкурсе «Зарничка» приняли участие уже 2 команды нашего детского сада – «Гусарский батальон» и «Девичий эскадрон». На 1 этапе этого конкурса команды защищали свои исследовательские проекты на тему «Отечественная война 1812 года». Во втором этапе они выполняли строевые упражнения и исполняли интересные танцы. По итогам конкурса наш детский сад занял 2 место.

(37 слайд) В марте-апреле 2012 года воспитанники нашего детского сада принимали участие в очередном городском конкурсе «Каменская радуга». В отборочном туре было показано 5 номеров в номинации вокальное и хореографическое искусство. В концерте приняли участие даже дети второй младшей группы с танцем «Неваляшки».

В финал конкурса от нашего детского сада вошли 3 номера –

(38 слайд) Танцы «Зимняя пляска» (обратить внимание на костюмы).

(39 слайд) «Барбарики» (обратить внимание на костюмы).

(40 слайд) «Танец гусар». (В этой танцевальной композиции мы соединили два танца, добавили сценические эффекты – выстрел из пушки, появление девочки-барышни, салют в конце танца. Номер был очень ярким, зрелищным).

По итогам конкурса наш детский сад занял 2 место.

Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей.

Для этого нужно предусмотреть тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы об индивидуальных способностях своего ребёнка, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для таких родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания», «Музыкальное воспитание в садике и дома». В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования. Тогда музыкальная одаренность ребёнка может стать талантом, который будет радовать мир и всех нас. Я знаю, что некоторые из моих выпускников продолжают музыкальное, театральное образование.

В заключении я хочу показать несколько слайдов с фотографиями моих бывших выпускников.

(44 слайд) – Евгения Степанова (актриса Каменского драматического театра).

(45 слайд) – Кирилл Чаповский (актер Московского драматического театра).

(46 слайд) – Миронова Татьяна (продолжает музыкальное образование в консерватории Санкт-Петербурга).

(48 слайд) – фото 12 группы. (Хочу немного рассказать о совсем недавних выпускниках, группе «Одуванчики», нашей знаменитой «звездной» группе. Именно с ними мы готовили и выступали с номерами на городских конкурсах. Думаю, что такого успеха удалось добиться благодаря нескольким факторам. Во-первых, уровень музыкальных способностей многих детей был выше среднего. О двух выпускниках можно сказать, что это дети с ярко выраженной музыкальной одаренностью. Во-вторых нужно отметить сотрудничество и поддержку воспитателя этой группы Кашиной Л. Л. А в третьих, помощь и понимание родителей выпускников.

Публикации по теме:

10 заповедей творческой личности 10 заповедей творческой личностиРекомендации для творческой личностиСпособности имеют удивительное свойство развиваться,поэтому необходимо.

Образовательные технологии в современном ДОУ По исследованиям современных ученых проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро: Идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников.
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 08:36
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...