Развитие когнитивного компонента образа Я детей старшего дошкольного возраста

ВИКТОРИЯ СЕДЯКИНА
Развитие когнитивного компонента образа Я детей старшего дошкольного возраста

Актуальность данной темы складывается из ряда психологических аргументов. На ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребёнка является становление его внутреннего мира, его «самости». Открытие в себе внутреннего мира приводит ребёнка к осознанию и принятию внутреннего мира в других людях. Только научившись видеть в себе индивидуальность, распознавать свои чувства и состояния, ребёнок окажется способным с пониманием и уважением относится и к окружающим.

В практике работы с детьми часто встречаются личности, чьё поведение и успехи оставляют желать лучшего. У них проявляются агрессивность и тревожность, страдают их межличностные отношения. Вызывает нарекания и дисциплина таких детей. Эти дети, как правило, попадают в категорию «трудных». Можно предположить, что у них не развито чувство самоценности, имеется низкий уровень мотивации достижений, потребности к самоизменению.

Именно необходимость помочь детям, имеющим проблемы в формировании когнитивного компонента образа – Я, попадающим под категорию «трудных» вызвало необходимость разработки программы.

Возникновение и развитие самосознания ребёнка на протяжении первых семи лет неразрывно связано с развитием межличностных отношений с другими. Если ребёнок общается только с одним человеком, развитие его индивидуальности будет сравнительно прямолинейными одномерным. Ребёнку требуется несколько взрослых, которые по разному реагируют на окружающий мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребёнка другие контактировали с «обобщенным другим». С постепенной социализации ребёнка-дошкольника связано развитие образа «Я», аффективное самовосприятие.

Поло-ролевая линия – «Я - мальчик (девочка)» достаточно отчётливо закладывается к четырём годам.

В. С. Мухин отмечает, что «внутренний мир ребёнка лишь постепенно приобретает определённость и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим вниманием взрослых, они не могу непосредственно вложить в ребёнка своё отношение к людям, вещам, свои способы поведения»

Особенность образа «Я» в раннем и дошкольном детстве является то, что в этот период он легко присваивает, осваивает многое из окружающей действительности, благодаря высокой степени пластичности нервной системы и развивающимся механизмам идентификации. К ребёнку «прилипает» всё: и хорошее и плохое в силу подражательности и внушаемости, а так же особой эмоциональной чувствительности. Те, кому подражает ребёнок, составляют его ближайшее окружение. В дошкольном возрасте появляется линия интересов и увлечений. Интересы являются важным индикатором развития ребёнка- дошкольника. В старшем дошкольном возрасте начинают складываться элементы самопрогнозирования, выделяются мечты, намечаются будущие планы.

Детским играм принадлежит главная роль в становлении «Я» дошкольника. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры сказываются на формировании отношения к себе. Опосредованное опытом ролевой игры отношение к себе (образ - Я, способствует формированию у ребёнка сознательны целей: запомнить ролевые действия, фиксировать содержание игры, контролировать себя со стороны. Опыт ролевой игры отражается в «образе - Я» ребёнка в виде устойчивых эмоциональных предпочтений, на основе которых появляется определённый уровень притязаний на ту или иную роль.

В дошкольном возрасте «образ – Я» усиливается за счёт появления возможности проявить инициативу. Продолжает развиваться внешняя саморегуляция, благодаря процессу адаптации к детскому саду. Интенсивно развивается внутренняя саморегуляция, а значит, проявляется и обогащается внутренний опыт. К концу дошкольного возраста ребёнок уже подготовлен к роли школьника, возрастает ось «Я - школьник».

«Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе, которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я- концепция» включает следующие компоненты: когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание); эмоциональный (аффективный компонент) – самоуважение, себялюбие, самоуничижение; оценочно – волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Человеческое «Я» - сложное и многогранное явление. Как отмечает Н. Г. Косолапова, «Я» возникает у индивида не мгновенно, не со дня рождения. Оно связанно с человеческим произвольным действием, т. е. действием, сознательно управляемым. Произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности – «Я» данного индивида. «Я» - это не сознание, человек, субъект как сознательный деятель. С развитием личности происходит и изменения в области «Я». Постепенно особая инстанция, именуемая термином «Я», становится стержнем личности.

«Я» уникально, неповторимо и во многих существенных аспектах практически неопределимо.

Личность – это высшее единство человека, изменчивого как сама жизнь, и, вместе с тем, сохранившего своё постоянство, отмечал известный психолог, академик А. Н. Леонтьев. Психологическими исследованиями доказано, что Я – концепция личности является итоговым продуктом самосознания личности, а образ-Я является вершиной иерархии личностных смыслов, которыми она пропитана. Я-концепция как центр личности, накапливающей, оперирующей личностным опытом, преобразующей его.

Современными исследователями доказано, что для целостного развития личности ребёнка необходима позитивная Я-концепция, которая представляет собой совокупность всех позитивных представлений ребёнка о самом себе, позитивные самооценки и тенденции поведения. (В. Н. Дружинин, И. С. Кон, Ю. М. Орлов, А. В. Петровский, Е. В. Руденский и др.)

О. В. Лишин утверждает, что одним из свойств развитой личности является понимание своего личностно-смыслового содержания, по крайней мере, в основных его чертах. Неразвитая личность или не знает собственного «Я» или не задумывается над этим. Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Поскольку Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, следовательно, Я-концепция человека есть то, что он значит для себя. Я-концепция является ядром личности.

«Я» - это личность, рассматриваемая из внутри, способность человека выделять себя из окружения и выступать в качестве субъекта собственной деятельности и поведения. (Л. С. Выготский, А. В. Брушлинский, В. Г. Маралов, В. С. Слободчикова.)

У. Джемс подчёркивал, что самый центр, самое ядро нашего «Я», святое святых нашего существа – это чувство активности, обнаруживающееся в наших внутренних душевных состояниях («нравственных перерождениях», пробуждении совести).

Р. Бернс даёт такое определение: «Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой»

Являясь вершиной иерархии личностных смыслов, «образ-Я» характеризуется тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным, конативным (В. В. Лунина).

В исследованиях Ю. М. Орлова и В. Г. Мaралова отмечается, что в структуре «Я» следует выделять Я как субъект (познающий) и Я как объект (познаваемый). Мерой взаимодействия между ними является самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе, с одной стороны, и саморегулирование и самоконтроль, с другой стороны.

Таким образом, «Я» следует рассматривать как трансформ, оно представляет собой центр личности, вершину самосознания, имеет свою структуру. «Я» - то, кем считает себя индивид в мыслях, чувствах и действиях. «Я» является объектом восприятия, имеет различные свойства и качества, развивается и изменяется, заключает в себе основные тенденции поведения. Следует дифференцировать Я - концепцию и «образ - Я», как его описательную часть, как динамично меняющуюся личностную инстанцию, которая по мере осмысления и систематизации представлений о себе пополняет, расширяет Я - концепцию личности.

Психологические исследования показали, что «Я» представлено различными гранями и направлениями: физическое «Я», психическое «Я», интеллектуальное, мыслительное «Я», социальное «Я», эмоциональное «Я». Развитая личность, прежде всего целостная личность, имеющая целостную Я – концепцию. Я – концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. Я – концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Я – концепция человека есть то, что он значит для себя.

Для целостного развития личности ребёнка необходима позитивная Я – концепция, которая представляет собой совокупность всех позитивных представлений ребёнка о себе, позитивные самооценки и тенденции поведения. (Приложение №4)

Чёткую структуру «Я» дал учёный Р. Бернс. Он выделил следующие структурные компоненты: Я – создающее (процесс) и Я – как объект (содержание, а так же совокупность установок «на себя», которая проявляется в модальностях: реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я. Описательную составляющую «Я – концепции» Р. Бернс называет «образом - Я» или «картиной Я». Она включает в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя.

Дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется «Я» ребёнка. Именно в этот период ребёнок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает «открытия», развивается как субъект деятельности и саморазвития.

Внутренний опыт (личностный) опосредованно представлен в описаниях дошкольников старшего возраста. Доминируют черты физического «Я», менее представлены личностные характеристики. Сравнительные данные показывают, что у мальчиком и девочек линии, связанные с умениями, желаниями и мечтами значительно различаются. Физическое «Я» также имеет разное содержание. У девочек предметом внимания являются волосы, лицо, внешность, у мальчиков – сила, смелость, некоторая мужественность.

Самосознание в дошкольном возрасте носит установочный характер, эмоциональные компоненты самооценивания и саморегулирования преобладают над рациональными, круг осознанности содержания ещё узок. Появляются те линии развития «Я», которые в дальнейшем углубляются и совершенствуются при благоприятных условиях воспитания и обучения.

На протяжении всего дошкольного возраста происходит интеграция и стабилизация «Я» ребёнка.

О, В. Хухлаева отмечает, что именно в детском возрасте происходит начальное формирование будущего жизненного сценария ребёнка как удачливого или неудачника. Психологическое здоровье детей находится в тесной взаимной связи с успехами или неудачами в учебной деятельности.

На протяжении всего периода дошкольного детства развитие образа себя обуславливается накоплением опыта сравнения самого себя с другими детьми. Многие учёные отмечают зависимость «образа-Я» ребёнка от внешних оценок воспитателя, родителей, других близких. У ребёнка появляется внутреннее противоречие между стремлением сохранить свою.

Я - концепцию дошкольника и необходимостью её видоизменению в связи с формирующейся внутренней позицией школьника

В старшем дошкольном возрасте появляются элементы личностной рефлексии.

Рефлексивный компонент опыта или умение рефлексировать является стержневым, его целесообразно развивать с особой тщательностью, направляя внимание на реализацию главной цели – формирование «Я» внутреннего. Очень значимой для педагога и психолога является задача – научить детей осуществлять презентацию своего «Я».

В дошкольном возрасте «образ - Я» усиливается за счёт появления возможности проявлять инициативу. Продолжает развиваться внешняя саморегуляция, благодаря процессу адаптации к детскому саду. Интенсивно развивается внутренняя саморегуляция, значит, проявляется и обогащается внутренний опыт. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся, как считает О. В. Хухлаева, основой для саморегуляция, когда мысленно произносятся самим ребёнком. К концу дошкольного возраста формируется умение учитывать в поведении чувства и мысли другого человека. В диапазоне пяти – шести лет ребёнок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию положительного образа - Я важным является ИГРА.

• Игра обладает огромными резервными возможностями в формировании действительного «Я», способного к преобразованию собственного личностного опыта, его интерпретации.

• Игра имеет ведущее значение в формировании системы «Я» ребёнка-дошкольника.

• Важнейшим условием эффективности формирования позитивного образа – Я ребёнка, является личность педагога, наличие у него позитивной Я – концепции.

• Семья является важнейшим фактором воспитания образа – Я ребёнка, особенно это важно на первых этапах становления его личности, в период дошкольного и младшего школьного возраста, когда родители являются главными значимыми «другими».

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с ОБЖ .

План мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни План мероприятий на неделю по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни (логопедическая группа) Ежедневный.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста На современном этапе развития общества произошли серьезные изменения в области образования, вышли в свет новые нормативные документы (Федеральный.

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста .

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Сказка на новый лад «Три поросенка.» Жили-были три поросенка: Наф-наф, Ниф-ниф и Нуф-нуф. Они весело играли и резвились все лето и не.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Актуальность В связи с появлением в третьем тысячелетии общедоступных источников получения информации, в обществе возникает потребность.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Пасха
Автор публикации:
Развитие когнитивного компонента образа Я детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 13:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс: «Далматин» в технике объемное оригами.
Мастер – класс: «Далматин» в технике объемное оригами. Далматин – одна из самых элегантных и эффектных собак. В Англии ее назвали «Каретной собакой»,...
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...