Развитие когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи

Оксана Радионова
Развитие когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи

Успешность речевого развития ребёнка зависит от зрелости высших психических функций.

Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребёнка сравнение своей несовершенной речи с речью старших.

Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом.

Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме.

Р. Е. Левина выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.

Почти у всех детей с ОНР наблюдается снижение общего уровня интеллектуального развития, в той или иной мере страдают познавательные процессы: восприятие, память, мышление, внимание. На это указали ещё Куссмауэль, Белова-Давыдова, позже Левина Р. Е., Мастюкова Е. М. и др.

Учителю-логопеду в процессе коррегирования непосредственно речевых дефектов приходится развивать когнитивные процессы, обеспечивающие синхронное выравнивание речевого и психического развития детей.

В работе над коррекцией особенностей памяти, внимания, восприятия и мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется использовать:

1. разнообразный наглядный материал (рисунки, картины, макеты, мультимедиа и пр.);

2. дидактические игры, упражнения;

3. показ образца, пояснение, объяснение и пр.

Следует отметить, что в работе с детьми с речевыми расстройствами предпочтение отдаётся наглядным и практическим методам работы, сопровождая их словесными. В процессе работы необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребёнка, а также его возрастные и индивидуально-психологические особенности.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста должна проводиться с учётом ведущего вида деятельности. У детей дошкольников – это игровая деятельности. Игры и тренинги могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Большое значение в работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребёнка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект детей чаще поощрять, проявлять педагогический такт при любой оценке их работы.

Занятия по развитию речи с одновременным развитием и коррекцией когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста рекомендуется проводить 1 раз в неделю.

Форма организации занятий – фронтальные.

Продолжительность каждого занятия может варьировать от 20 до 30 минут.

С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объём материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Предельная наполняемость группы -12 человек. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Кроме того, результативность зависит от кропотливой систематической работы.

Основными принципами работы по развитию когнитивных процессов являются

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип доступности и научности;

- системный подход.

Предлагаемая структура развивающих занятий:

1. Дыхательно-координационное упражнения;

2. Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внимания и памяти;

3. Упражнения для профилактики нарушений зрения;

4. Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций;

5. Упражнения, улучшающие состояние тонкой моторики и совершенствующие графические навыки.

С коррекционно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент. При этом всегда необходимо создавать для детей ситуацию успеха.

Для проведения данных занятий каждому ребёнку необходимо иметь: тетрадку в клетку, блокнот для записи слов, два простых карандаша, набор цветных карандашей, ручку.

Для получения точной информации об уровне интеллектуального и речевого развития каждого ребёнка необходимо провести диагностику.

Методы диагностики

Диагностика восприятия:

1. Методика «Включения в ряд». Автор А. А. Венгер.

Цель: выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки на величину.

2. Методика «Разрезная картинка». Автор Л. И. Катаева.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Диагностика внимания:

1. Методика «Корректурные пробы». Автор Л. И. Катаева.

Публикации по теме:

Игры на развитие фонематического слуха.Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Консультация для родителей: «О взаимосвязи мелкой моторики рук и речи». Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Ответы на эти.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи
Опубликовано: 17 марта 2013 в 18:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...