Получи документы

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников»

Нина Пулярова
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников»

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Передача информации возможна с помощью языка и других знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Речь является универсальным, но не единственным средством коммуникации.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие коммуникативных способностей дошкольников“» размещена в разделах

Невербальная коммуникация предполагает :

• визуальные виды общения – это жесты, мимика, позы;

• пространственно-временную организацию общения, зрительный контакт;

• акустическую систему, включающую в себя паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (включение в речь пауз и других средств, таких, как покашливание, смех, плач и др.);

• тактильную систему (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

Таким образом, организуя общение с детьми, я не ограничиваюсь только вербальными средствами. Чем младше ребенок, тем больше его потребность в невербальных средствам общения со стороны взрослого.

Общение не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Помимо взаимонаправленности действий людей, при общении наиболее важной характеристикой его служит то, что каждый участник общения активен, т. е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Для общения с дошкольниками характерно доминирование позиции взрослого в организации и процессе общения. Я всегда стараюсь учитывать возрастающие возможности инициативности ребенка в общении. Начиная со среднего дошкольного возраста создаю условия для стимулирования самостоятельности и инициативности ребенка в общении: разговариваю о любимой игрушке, предлагаю ребенку рассказать о игре с котенком, о прогулке с мамой в парк и катании на пони и т. д. В старшей и подготовительной к школе группе подобные вечерние или утренние разговоры («А что у вас?», «Самое интересное событие сегодняшнего дня») стали традицией.

Беседу использую для того, чтобы систематизировать знания детей, вести их к правильным и ясным выводам. Тематика бесед определяется в соответствии с программой ознакомления с окружающим: о природе, труде людей, транспорте, зимующих птицах, о повседневной жизни детей («Наши игры», «О нашем детском саде», «О семье» и др.)

Основной прием обучения в беседе – вопросы. Ставлю вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, установления связи между объектами. (Чем отличается трамвай от троллейбуса? Какие овощи мы едим в сыром виде, а какие только приготовленными: вареными, жареными)

В беседе использую чтение художественных произведений, слушание музыки, просмотр произведений изобразительного искусства, игрушки, фотографии, изделия прикладного искусства.

Тесно связаны с обобщающей беседой рассказы детей из коллективного и личного опыта («Как мы жили на даче», «Праздник урожая», «Что мы видели на параде», «Как мы заботимся о малышах»)

Для общения характерно также то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность. Общаясь, дети настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв.

Основная сфера общения дошкольников со сверстниками – игра. Речь как средство общения занимает центральное место в развертывании сюжетно – ролевой игры. Каждый день планирую проведение с детьми сюжетно – ролевых игр. («Дом», «Больница», «Парикмахерская» и др.) На долю сюжетно – ролевых отношений приходится больше высказываний, чем на долю отношений по вопросам игры. Чаще помогаю детям начать игру, т. к. необходима определенная мера овладения речью, и ее развитие способствует совершенствованию игры. Общение в игре – важнейшее условие проявления и формирования ролевых и реальных отношений.

Играю с детьми в театрализованные игры и разворачиваю их как инсценировки с использованием игрушек и как костюмированные игры – драматизации. В играх – драматизациях ребенок преодолевает центрированность на собственных интересах и встает на позицию персонажа сказки, начинает думать и действовать применительно к нему, а не к себе. В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лысиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которым термины «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации и социализации человека в любой социальной среде. Это определяет практическую значимость освоения коммуникативных умений с самого раннего детства. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для установления взаимоотношений с разными людьми. Успешность взаимоотношений будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.

Основные задачи психолого-педагогической работы воспитателя :

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Коммуникативная деятельность предполагает:

осуществление передачи и освоения содержания социально-исторического опыта человечества: в процессе коммуникации воспитатель передает детям знания, стимулирует их самостоятельное познание;

передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоение: коммуникация является условием для освоения детьми различных видов деятельности (трудовой, игровой, познавательно-исследовательской и т. д.);

• обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата: в процессе коммуникации устанавливается эмоциональное взаимодействие воспитателя с ребенком, что позволяет им оказывать влияние на поведение, настроение, состояние друг друга.

Основные функции коммуникации : управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов). Ведущей является управленческая функция: главной осознаваемой или неосознаваемой целью коммуникации является намерение ее участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого.

По соотношению этих функций определяются виды сообщений, предлагаемых в процессе коммуникации и часто используемых воспитателями в общении с детьми :

побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба). У воспитателей авторитарного типа общение преобладают, к сожалению, сообщения-приказы и внушения. Я чаще использую убеждения и просьбы во взаимодействии с детьми:

информативные (передача реальных или вымышленных сведений). Этот тип сообщения характерен для ситуации общения познавательного характера, когда сообщаю детям интересную информацию, рассказываю истории, сказки;

экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания). Читаю художественные произведения и их обсуждаем, рассматриваем репродукции картин, беседуем о прослушанном музыкальном произведении;

фактические (установление и поддержание контакта). Веду разговор с ребенком, чтобы определить причину его поступка, понять его состояние и найти взаимопонимание с ним.

Каждый ребенок должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как ребенок чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди взрослых умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуются определенные умения и усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими, особенно с детьми.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к воспитателю само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако мы, как первые учителя своих детей, можем во многом помочь им в этом нелегком труде, если начнем прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Для этого в своей практике использую комплекс мероприятий, направленных на многоплановую работу как с детьми, так и с педагогами, родителями. Вот некоторые из них.

1 блок «Давайте жить дружно».

Встречи: «Что такое дружба». Раскрывать сущность понятия «дружба». Воспитывать стремление дружить с окружающими.

«Кто такой настоящий друг?». Показать значимость друга в жизни.

«Животные - наши друзья». Формировать доброжелательное отношение к животным.

«Мы – дружная команда». Совершенствовать навыки поддержки товарищей, сплоченности.

2 блок «Пойми меня».

Встречи: «Встреча в пути». Формировать ценностное отношение к себе и окружающим. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

«Давайте говорить друг другу комплименты». Формировать ценностное отношение к окружающим. Развивать внимание, тренировать слуховой анализатор.

«Город дружбы». Создавать «экологичную» атмосферу в коллективе. Развивать навыки сотрудничества.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников. Кружковая работа в детском садуРазвитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников. Кружковая работа в детском саду Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных.

Дидактическая игра «Имена» (развитие коммуникативных способностей и обучение грамоте)Дидактическая игра «Имена» (развитие коммуникативных способностей и обучение грамоте) Цель:Развивать фонематический слух,внимание. Формировать навыки правильного произношения звуков,определять место звуков в слове.

Опыт работы «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности» «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через игровую деятельность» - приоритетное направление моей профессиональной деятельности.

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности «Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшей группы в процессе театрализованной деятельности» ЗАДАЧИ: 1. Учить.

Проект «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Детский сад комбинированного вида №116 "Лучик" Проект на тему:"Развитие коммуникативных способностей.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в конфликтных ситуациях. В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами дошкольников в коммуникативной сфере. Дошкольники становятся заложниками технического.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка происходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников»
Опубликовано: 24 сентября 2015 в 08:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД