Папки-передвижки

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников

Татьяна Гицевич
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет,уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» размещена в разделах

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребенка организовывать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.

Актуальность социально -коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально - коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в не малой степени зависят от воспитателей детского сада. Грамотное общение педагога с детьми во многом определяет эмоциональное

самочувствие детей, способствует раскрытие внутреннего потенциала ребенка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками. В обратном случае, неадекватное педагогическое общение может стать фактором, препятствующим благополучному развитию детей. Воспитатель совместно с родителями помогает вступить с ним новых взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретает новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, то нашей целью является - стимулирование социально - коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

Особое внимание хотелось бы обратить на особенности общения дошкольников со сверстниками. Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка,отношение к другим людям.

Дошкольник не может обойтись без сверстников,однако,его общение с ними без помощи взрослых почти малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого - в семье и в детском саду.

У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления, от выраженном агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.

Введение ФГОС дошкольное образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как личностно - развивающий и гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательно атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Чтобы научить детей неконфликтно выражать собственные мысли и желания, можно использовать в своей работе игры направленные на развитие коммуникативных навыков у детей. Эти игры многофункциональны по назначению и позволяют решать одновременно несколько развивающих задач. Предлагаем вашему вниманию подборку интересных и эффективных на наш взгляд игр.

"Ласковое имя"

Инструкция "Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковым имен. Кроме того, важно запомнить,кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя"

"Давайте поздороваемся"

Цель: Развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упражнений ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

"Волшебный стул"

Ход игры: один из детей садится в центр на "волшебный" стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

"Пирамида любви"

Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит : "Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по- разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей).А сейчас давайте построим "пирамидку любви" из наших с вами рук. Я назову что - то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите,какая высокая у нас получилась пирамида, а все потому,что мы умеем любить сами и любимы".

"Сороконожка".

Цель: Научите детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: "Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руку на плечи соседа. Готовы? Теперь начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь - чуть быстрее". Воспитатель помогает детям построиться, направляет движения сороконожки. Затем говорит : "Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости с ножек".Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

"Рисуем всей группой"

Цель: Упражнения способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, познавать пространства.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.

Инструкция: "Сегодня вы будете рисовать на одном листке бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать и выберите себе место. Для рисования я дам каждому только один мелок,но наверное ва захочется сделать свои рисунки разноцветными? Тогда нужно будет обмениваться друг с другом мелками ".

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.

"Подарок другу"

Цель: Развивать умение невербально "описывать" предметы.

Ход игры: Один ребёнок становится "именинником",остальные дарят ему "подарки",передавая движениями и мимикой свое отношение к "имениннику"

"Передай улыбку по кругу"

Цель: Выполнение группового правила,обмен переживаниями.

Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

"Вежливые слова"

Цель: Развитие у детей уважение в общение, формирование привычки использовать слова вежливости.

Ход игры: Игра проводится с мячом, в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. затем упражнение усложняется: надо произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет,благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, извинения (извините, простите, сожалею,прощания (до свидания, до встречи,спокойный ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

Хочется добавить, что не существует универсальных способов решения всех проблем, связанных с воспитанием детей, однако, обладая очень сильным желанием, терпением и любовью, вы сможете поделиться ребенком всем лучшим, что есть в вашем сердце.

Литература.

1. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. - М. ,2015 г.

2. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д. : Феникс, 20013г.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Слайд 1. Добрый день! Уважаемые коллеги разрешите представить Вам мастер – класс как с помощью игровой технологии можно «Развивать коммуникативные.

Мастер-класс «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:.

Развитие коммуникативных способностей В наше время жизнь выдвигает перед теорией и практикой воспитания и образования детей, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в.

Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельно подготовили: Воспитатели ГБДОУ д/с №32 Чухламова Е. В. Жовнирович.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира Загитовна Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посред-ством.

Развитие коммуникативных способностей как условие для социализации дошкольников с ОВЗ Важной составляющей существования человека в обществе является речь: речь – это средство познания мира, выражения деятельности сознания.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира.

Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных и творческих способностей детей Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образование как общая основа воспитания и обучение детей. Ведущая педагогическая.

Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей дошкольников Тема над которой я работаю: «Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность дошкольников». Человек без коммуникации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 18:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД