МААМ-картинки

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Ксения Захарова
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития общества произошли серьезные изменения в области образования, вышли в свет новые нормативные документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др., которые обусловили разработку актуальных технологий речевого коммуникативного развития старших дошкольников в разных видах деятельности.

Публикация «Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках направления «социально-коммуникативное развитие», обозначены задачи, связанные с усвоением дошкольниками социокультурных норм, моральных и нравственных ценностей, развития различных форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками, определенной целенаправленности, развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками и другое [7, 4].

Общение, по мнению многих психологов (В. В. Давыдов, М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин и др., требует от ребенка определенных знаний и умений, которыми личность овладевает в процессе передачи опыта от одного поколения к другому, усвоения социальных норм и правил. Общение многие исследователи рассматривают как сложную коммуникативную деятельность [1;2;4;6].

Сформированные коммуникативные умений на высоком уровне являются залогом успешной адаптации ребенка к обучению в школе. Развитие современного общества напрямую повлияло на формирование коммуникативных средств общения, таких как, социальные сети, скайп, сотовая связь и т. п., что подчеркивает актуальность данного исследования.

Дошкольный возраст является сензитивным в развитии различных сторон личности, в том числе и коммуникативных умений в разных видах деятельности. В ряде педагогических исследований (З. М. Богуславская, Г. Г. Кравцов, М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Е. Е. Шулешко, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается, что коммуникативные умению способствуют развитию психологических процессов детей дошкольного возраста, являются приоритетными в процессе преемственности дошкольного и начального образования, залогом успешности образовательной деятельности в школе, направлением социально-личностного развития [2;4;6].

Современные педагогические технологии в области коммуникативного развития детей направлены на обеспечение развития у ребенка чувство защищенности, психолого-педагогической поддержки. Так, например, в исследованиях М. И. Лисиной, В. А. Петровского и др. рассматриваются аспекты общения дошкольника с воспитателем; в трудах З. М. Богуславской, А. Г. Рузской и др. поднимались актуальные вопросы общения дошкольников с родителями; в работах А. А. Рояк, Т. И. Ерофеевой, С. В. Корницкой и др. – общение дошкольников со сверстниками; в трудах М. В. Ильяшенко, Т. А. Антоновой, Н. С. Малетиной, С. В. Петериной – процесс формирования у детей культуры общения. [2;3;4].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что данный аспект педагогической деятельности, касающийся развития коммуникативных умений дошкольников, недостаточно изучен. В уточнении нуждаются содержание процесса развития коммуникативных умений, формы организации деятельности с детьми, критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, технологии работы с дошкольниками в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Психолого-педагогические исследования позволили нам сформировать основные противоречия между необходимостью процесса развития коммуникативных умений детей в дошкольном возрасте и не разработанностью педагогических технологий и методической базы процесса развития данных умений, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, данное противоречие позволило нам сформулировать проблему нашего исследования: как в дошкольной образовательной организации создать эффективные педагогические условия, способствующие развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования?

Литература:

1. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М. : Знание, 2009. - 47 с.

2. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А. Г. М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с.

3. Петерина C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение. 1986.-96 с.

4. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М. : Педагогика, 2009. - 215 с.

5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Я. З. Неверович. М. : Педагогика, 2006. - 176 с.

6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика. 2009. - 554 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014.

Публикации по теме:

«Поиск эффективных игровых технологий для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34» - комбинированного вида городского округа город Стерлитамак.

Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Уважаемые коллеги! Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.

Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие.

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста Игра – основной вид деятельности.

Развитие графических умений детей дошкольного возраста. Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Одним из видов подготовки.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

Конспект занятия психолога по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста Тема: Обучение элементам техники выразительных движений. Пре-одоление двигательного автоматизма. Развитие коммуникативных способностей детей.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Справка взаимопроверки «Развитие коммуникативных навыков и умений в продуктивной деятельности детей» Справка взаимопроверки в средней группе №1 у воспитателей Смоляровой Светланы Викторовны и Малаховой Екатерины Викторовны по теме: «Развитие.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 23:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД