Развитие креативных способностей как основа самореализации дошкольника

Олеся Тимкова
Развитие креативных способностей как основа самореализации дошкольника

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия для их развития. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В нашем детском саду на этом сделан особый акцент, отведено определенное время в сетке деятельности.

У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно его можно назвать ''зернышком'', а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо. Но отношение к художественному творчеству зачастую отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту (рисунку, т. е. творческие способности уравниваются с художественными способностями. Но это не правильно.

Главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности. Для развития творчества необходимо: учитывать индивидуальные различия; выявлять отстающих или одаренных детей; создавать благоприятные условия для развития (наличие демонстрационного материала: экспозиционных, видео, аудио и др.). Важно и то, что педагог создает условия для развития творчества всех детей без исключения.

В работе по данной проблеме было выявлено несколько существенных противоречий.

Первое – это противоречие между творческостью и технологичностью. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование – это всегда определенная технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.

Второе противоречие – это противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности

индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объема информации и скорости ее усвоения.

Пути решения этих проблем заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка, его отношение и к знаниям, и к тому, что его окружает.

Уважительное отношение педагога к сложному внутреннему миру маленького человека создает благоприятную эмоциональную сферу, в которой ребенок сможет, открыто высказывать свои впечатления, переживания.

В связи с вышесказанным основными задачами в освоении детьми изобразительной деятельности являются следующие задачи:

1. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразительной деятельности.

2. Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусства, используя при этом адекватные дошкольному детству средства.

3. Формировать у детей эмоционально – личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.

Решить поставленные задачи по развитию творчества и индивидуальности каждого ребенка можно при создании такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом для творчества (например: незаконченные изображения предметов, фоновые листы, штампы узорного типа). Разнообразие среды позволяет ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему, активизирует самостоятельную изобразительную деятельность. Предметная среда организована так, чтобы сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. В то же время размещение, оформление предметной среды позволяет удовлетворить возможное желание детей уединиться в творчестве. Для этого в каждой группе детского сада оборудованы уголки изобразительной деятельности, которые пробуждают у детей инициативу, дают простор для творчества. Обеспечение чувства психологической защищенности – доверия к миру, радости существования; формирование творческого начала в личности ребенка; развитие его индивидуальности; формирование знаний, навыков и умений должно быть средством развития личности, а не цели.

В ознакомлении с изобразительным искусством главное:

- сформировать интерес к разным видам изобразительного искусства, когда дети определяются в своих предпочтениях (портрет, пейзаж, натюрморт, народно-художественные промыслы);

- заложить основы эстетически грамотной личности;

- обеспечить инициативность в данной деятельности, умение вести поисковую работу (коллекционировать открытки, марки, журналы, иллюстрации по искусству, собирать свои собственные рисунки, посещать художественные выставки);

- развить эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства;

- сформировать самостоятельность суждений.

Показателями в успешном освоение изобразительной деятельности детьми являются: сформированный интерес и потребность к данной деятельности. Ребенок умеет использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, композицию и др., доброжелательно относится к творчеству других, ориентируется в различных изобразительных материалах, имеет собственные предпочтения в способах творческого самовыражения, у него развиты механизмы изображения предметов и явлений. Дети знакомы с различными цветами, оттенками, способами их получения, могут применять свои знания и умения в самостоятельной художественной деятельности, проявляют творчество, оригинальность в разных видах изобразительной деятельности. Такие результаты возможны при систематической работе, основанной на поддержке индивидуальности, творчества каждого ребенка.

Опыт нашей работы показал, что для дальнейшего развития творческих способностей требуется дифференцированный подход к разным категориям детей.

В процессе работы было выявлено три типа детей по уровню развития креативности:

- высокий уровень: дети, которые принимают творческие задания, самостоятельно их выполняют, ориентируются на создание нового рисунка, используют разнообразные материалы и техники;

- средний уровень: дети, которые принимают творческие задания, самостоятельно их выполняют, но не ориентированы на создание нового и выдают стандартные изображения;

- низкий уровень: дети, которые принимают творческие задания, но не самостоятельны, обращаются за помощью к взрослому, ориентированы на других детей, могут копировать рисунок у рядом сидящего ребенка.

Здесь важна система работы, как со всеми детьми, так и с теми которые имеют опережающее развитие. Конечно, для самих детей не должно быть противопоставления «одаренного» (значит «хорошего») и «неодаренного» (значит, «так себе») ребенка. Каждому ребенку даем возможность понять, что нет одинаковых людей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Внимание, оказываемое должно быть для детей совершенно естественным.

В занятиях по изобразительной деятельности предпочтение отдаем подгрупповой форме проведения занятий, которая позволяет осуществлять индивидуальный подход в освоении изобразительной деятельности. Учитывая то, что творчество детей невозможно без исполнительства, необходимо проводить работу по формированию умений и навыков, развитию ручной умелости, освоению новых способов работы с изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, сангина, мелки, тушь и т. д.

Проводим занятия на развития воображения, где технической стороне уже не уделяется специальное внимание. Она может даже, напротив, «игнорироваться». Такие занятия, по сути, являются игрой с изобразительными материалами, в результате которой появляется рисунок. По результатам занятий проводится индивидуальная работа с теми детьми, которые испытали затруднения во время выполнения задания. Эта работа в основном направлена на закрепление пройденной ранее темы.

На занятиях по изотворчеству, которые посещают дети, имеющие опережающее развитие в области изобразительной деятельности, проводимые два раза в неделю, продолжительностью 20 – 25 минут, можно отследить систему работы с одаренными детьми. Дети с выдающимися способностями, весьма существенно различаясь между собой, обладают некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать.

Для детей очень важно признание их творчества взрослыми и сверстниками. Поэтому мы организуем выставки: индивидуальные, тематические, групповые.

Но самым главным в работе являются не отдельные эффективные методы и даже не их система, а особое качество общения ребенка и взрослого, особая атмосфера взаимодействия, позволяющая раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.

Важно так построить учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли мимо внимания, реализовывались и выращивались.

Публикации по теме:

10 заповедей творческой личности 10 заповедей творческой личностиРекомендации для творческой личностиСпособности имеют удивительное свойство развиваться,поэтому необходимо.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Архитектура, дома
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие креативных способностей как основа самореализации дошкольника
Опубликовано: 6 февраля 2013 в 09:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...
Фотоотчёт «Как мы встретили Яблочный спас»
19 августа отмечался день Преображения Господня, или Яблочный Спас. Этот православный праздник, как многие другие, крепко переплёлся с древними языческими...