Развитие креативных способностей как основа самореализации дошкольника

Олеся Тимкова
Развитие креативных способностей как основа самореализации дошкольника

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия для их развития. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В нашем детском саду на этом сделан особый акцент, отведено определенное время в сетке деятельности.

У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно его можно назвать ''зернышком'', а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо. Но отношение к художественному творчеству зачастую отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту (рисунку, т. е. творческие способности уравниваются с художественными способностями. Но это не правильно.

Главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности. Для развития творчества необходимо: учитывать индивидуальные различия; выявлять отстающих или одаренных детей; создавать благоприятные условия для развития (наличие демонстрационного материала: экспозиционных, видео, аудио и др.). Важно и то, что педагог создает условия для развития творчества всех детей без исключения.

В работе по данной проблеме было выявлено несколько существенных противоречий.

Первое – это противоречие между творческостью и технологичностью. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование – это всегда определенная технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.

Второе противоречие – это противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности

индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объема информации и скорости ее усвоения.

Пути решения этих проблем заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка, его отношение и к знаниям, и к тому, что его окружает.

Уважительное отношение педагога к сложному внутреннему миру маленького человека создает благоприятную эмоциональную сферу, в которой ребенок сможет, открыто высказывать свои впечатления, переживания.

В связи с вышесказанным основными задачами в освоении детьми изобразительной деятельности являются следующие задачи:

1. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразительной деятельности.

2. Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусства, используя при этом адекватные дошкольному детству средства.

3. Формировать у детей эмоционально – личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.

Решить поставленные задачи по развитию творчества и индивидуальности каждого ребенка можно при создании такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом для творчества (например: незаконченные изображения предметов, фоновые листы, штампы узорного типа). Разнообразие среды позволяет ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему, активизирует самостоятельную изобразительную деятельность. Предметная среда организована так, чтобы сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. В то же время размещение, оформление предметной среды позволяет удовлетворить возможное желание детей уединиться в творчестве. Для этого в каждой группе детского сада оборудованы уголки изобразительной деятельности, которые пробуждают у детей инициативу, дают простор для творчества. Обеспечение чувства психологической защищенности – доверия к миру, радости существования; формирование творческого начала в личности ребенка; развитие его индивидуальности; формирование знаний, навыков и умений должно быть средством развития личности, а не цели.

В ознакомлении с изобразительным искусством главное:

- сформировать интерес к разным видам изобразительного искусства, когда дети определяются в своих предпочтениях (портрет, пейзаж, натюрморт, народно-художественные промыслы);

- заложить основы эстетически грамотной личности;

- обеспечить инициативность в данной деятельности, умение вести поисковую работу (коллекционировать открытки, марки, журналы, иллюстрации по искусству, собирать свои собственные рисунки, посещать художественные выставки);

- развить эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства;

- сформировать самостоятельность суждений.

Показателями в успешном освоение изобразительной деятельности детьми являются: сформированный интерес и потребность к данной деятельности. Ребенок умеет использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, композицию и др., доброжелательно относится к творчеству других, ориентируется в различных изобразительных материалах, имеет собственные предпочтения в способах творческого самовыражения, у него развиты механизмы изображения предметов и явлений. Дети знакомы с различными цветами, оттенками, способами их получения, могут применять свои знания и умения в самостоятельной художественной деятельности, проявляют творчество, оригинальность в разных видах изобразительной деятельности. Такие результаты возможны при систематической работе, основанной на поддержке индивидуальности, творчества каждого ребенка.

Опыт нашей работы показал, что для дальнейшего развития творческих способностей требуется дифференцированный подход к разным категориям детей.

В процессе работы было выявлено три типа детей по уровню развития креативности:

- высокий уровень: дети, которые принимают творческие задания, самостоятельно их выполняют, ориентируются на создание нового рисунка, используют разнообразные материалы и техники;

- средний уровень: дети, которые принимают творческие задания, самостоятельно их выполняют, но не ориентированы на создание нового и выдают стандартные изображения;

- низкий уровень: дети, которые принимают творческие задания, но не самостоятельны, обращаются за помощью к взрослому, ориентированы на других детей, могут копировать рисунок у рядом сидящего ребенка.

Здесь важна система работы, как со всеми детьми, так и с теми которые имеют опережающее развитие. Конечно, для самих детей не должно быть противопоставления «одаренного» (значит «хорошего») и «неодаренного» (значит, «так себе») ребенка. Каждому ребенку даем возможность понять, что нет одинаковых людей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Внимание, оказываемое должно быть для детей совершенно естественным.

В занятиях по изобразительной деятельности предпочтение отдаем подгрупповой форме проведения занятий, которая позволяет осуществлять индивидуальный подход в освоении изобразительной деятельности. Учитывая то, что творчество детей невозможно без исполнительства, необходимо проводить работу по формированию умений и навыков, развитию ручной умелости, освоению новых способов работы с изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, сангина, мелки, тушь и т. д.

Проводим занятия на развития воображения, где технической стороне уже не уделяется специальное внимание. Она может даже, напротив, «игнорироваться». Такие занятия, по сути, являются игрой с изобразительными материалами, в результате которой появляется рисунок. По результатам занятий проводится индивидуальная работа с теми детьми, которые испытали затруднения во время выполнения задания. Эта работа в основном направлена на закрепление пройденной ранее темы.

На занятиях по изотворчеству, которые посещают дети, имеющие опережающее развитие в области изобразительной деятельности, проводимые два раза в неделю, продолжительностью 20 – 25 минут, можно отследить систему работы с одаренными детьми. Дети с выдающимися способностями, весьма существенно различаясь между собой, обладают некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать.

Для детей очень важно признание их творчества взрослыми и сверстниками. Поэтому мы организуем выставки: индивидуальные, тематические, групповые.

Но самым главным в работе являются не отдельные эффективные методы и даже не их система, а особое качество общения ребенка и взрослого, особая атмосфера взаимодействия, позволяющая раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.

Важно так построить учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли мимо внимания, реализовывались и выращивались.

Публикации по теме:

10 заповедей творческой личности 10 заповедей творческой личностиРекомендации для творческой личностиСпособности имеют удивительное свойство развиваться,поэтому необходимо.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Архитектура, дома
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие креативных способностей как основа самореализации дошкольника
Опубликовано: 6 февраля 2013 в 09:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Квест «У Лукоморья». Фотоотчет.
Квест "У Лукоморья". Фотоотчет. В период летних каникул есть много времени и возможностей развлечь детей. Вот и в нашем парке прошла замечательная...
Конструирование из бумаги на тему: «Падающая звезда». Конспект комплексного занятия с...
Конструирование из бумаги на тему: «Волшебный телескоп с падающей звездой». Конспект комплексного занятия с детьми средней группы. Ведущая особенность...
Квест «В поисках Снегурочки»
Квест «В поисках Снегурочки». Проект. Краткое содержание проекта: организация совместной творческой деятельности родителей и детей. Продолжительность...
Фоторепортаж о Дне молодежи в Белгороде. III часть
МИМЫ, иначе КЛОУНЫ - вот такие красочные, яркие и запоминающиеся и для детей, и для взрослых - они встречали всех гостей на дорожках у зеленых, сочных и...
Сказка про одуванчики
– Как жаль, что одуванчики отцвели, – сказала Ариша бабушке. – Я их очень люблю. Особенно люблю на них дуть. Бабушка засмеялась, выглянула в окошко и...