Развитие культуры внимания на занятиях по ритмике и хореографии

Ольга Пажитнова
Развитие культуры внимания на занятиях по ритмике и хореографии

В современных детских садах музыкально двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику. В последние годы настойчиво внедряется среди инноваций ритмика, а порой и хореография. Ритмику в детском саду преподают обычно музыкальные руководители. На музыкальных занятиях детей учат слушать, воспринимать, любить и оценивать музыку. Итогом же ритмических занятий зачастую становятся хореографические композиции. На наш взгляд, это подмена одной дисциплины другой. Ведь еще основатель ритмики Э. Жак – Далькроз видел суть и задачи ритмического воспитания в «…общей подготовке к искусству». Само собой напрашивается определение ритмики как вспомогательной дисциплины.

Детей обучают основам хореографического искусства, ритмика становиться лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей.

Занятия ритмикой и хореографией способствуют развитию психических процессов детей, к ним относятся внимание и память.

Дошкольник существо энергичное, буйное, активное. Для того чтобы приступить к развитию внимания, нужно изучить его процесс, какие стороны оно затрагивает у ребенка.

Внимание – есть, нечто иное, как направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на него.

Наблюдая за поведением ребенка на занятиях хореографией, за его эмоциональным состоянием, можно определить, какие виды внимания преобладают в его деятельности, но кроме того можно определить и уровень развития свойств внимания.

У детей выделяют три вида внимания:

1. Произвольное

2. Непроизвольное

3. Послепроизвольное

Для того чтобы ребенок мог овладеть искусством танца, у него должна развиваться способность к запоминанию.

При запоминании хореографических движений пользуются некоторыми видами памяти, один из таких видов – это двигательная память. Двигательная память есть нечто иное как запоминание собственных движений. Оно выражается в виде образования навыков. Овладение ходьбой, бегом и другими хореографическими движениями – результат двигательной памяти.

Так же огромную роль в запоминании элементов танца играет словесно-логическая память. Некоторые дети запоминают движения с помощью словесного объяснения. Педагог – хореограф должен учитывать это.

В хореографии при запоминании движений мы также пользуемся и образной памятью, следуя воспринятому зрительному образу. Ребенок начинает вспоминать о том, в какой последовательности должны выполняться движения, и как педагог их методически объяснила, в этом случае терминология для детей порой теряет свое истинное назначение и тогда для детей придумываются названия более запоминающиеся, а поэтому более эффективны.

У детей дошкольного возраста наибольший двигательный потенциал и именно по этому, мы развиваем внимание на занятиях хореографии.

Существуют несколько рекомендаций, которые помогут повышению внимательности на занятиях хореографией.

1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничего вас не отвлекало.

2. Приступая к занятиям ребенку нужно мобилизовать свою волю, постараться перестать думать о том, что занимало его мысли перед этим. Лучший способ – предварительный повтор.

3. Устойчивость внимания во многом зависит от того на сколько хорошо ребенок понимает изучаемый материал.

4. Нужно контролировать подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты, вызванные действием, как внешних раздражителей, так и внешних стимулов.

Для улучшения развития памяти:

1. Учитывать тот факт, что память теснейшим образом связана с мышлением. Необходимо ребенка натолкнуть на то чтобы он нашел, что-то необычное для запоминания.

2. Интерес к изученному материалу повышает продуктивность запоминания. Следует посоветовать детям, почаще, оценивать, что дает полученная информация по хореографии.

3. Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени.

4. Не следует заниматься хореографией после физических нагрузок.

Игры на развития внимания и памяти.

Игра «Повторяем движение»

Участники стоят в кругу. Ведущий находиться в центре.

Условия игры: ведущий показывает какие -либо движения, а участники должны повторить, кроме одного, или двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, а при положении «руки вверх» - топает ногами.

Тот, кто ошибается, сам становиться ведущим.

Игра «Кто больше запомнит»

Участники сидят в кругу.

Условия игры: участник игры показывает любое движение, например, руки вверх, следующий должен повторить это движение и показать свое, например, присесть. Третий участник, повторяет уже два предыдущих движения и показывает свое. Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игру можно начинать несколько раз.

Игра «Зрительная память»

Условия игры: пусть кто- то из участников будет изображать свои собственные движения.

Участники разбиваются на две команды. Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают эти движения, стараются запомнить все детали. Затем, ведущий просит отвернуться всех игроков и вносит как можно больше изменений в эту композицию. Затем из каждой команды по очереди игроки должны найти по одному изменению в композиции и привести ее в исходное положение. Какая команда поправляет больше изменений, та и выиграла.

Игра «Двигательная память»

Участники разбиваются на две команды.

Условия игры: ведущий просит участников игры определить двух представителей команд жюри.

Избранные представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними.

По сигналу ведущего, представители каждой команды должны повторить движения танцора как можно точнее. Жюри оценивают двигательную память участников игры, определяет победителя.

Игра «Сделай все наоборот»

Условия игры: ведущий предлагает детям, сначала встать в круг, затем, в линию, сделать змейку, затем опять в круг и в колону. Затем повторить все эти движения в обратном порядке. Движения можно добавлять и менять.

Публикации по теме:

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника Хореография как средство всестороннего развития дошкольника Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных.

Хореография как средство здоровьесбережения ребенка в до-школьном образовательном учреждении Хореография как средство здоровьесбережения ребенка в до-школьном образовательном учреждении Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных.

Автор публикации:
Развитие культуры внимания на занятиях по ритмике и хореографии
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 21:04
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
Лэпбук «Времена года» двусторонний. Мастер-класс.
Лэпбук давно "привлёк" моё пристальное внимание к себе, но я не решалась браться за его изготовление по ряду причин. Во-первых, никак не могла...
Фотоотчёт «Птицы зимой»
Вот и наступила долгожданная зима. Дети с удовольствием лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки, любуются зимним одеянием деревьев. Так же...