Папки-передвижки

Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской художественной литературе

Елена Деменская
Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской художественной литературе

Деменская Елена Валерьевна, воспитатель

МДОУ «Детский сад КВ №6»

Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской

художественной литературе

Ключевые слова и словосочетания:

Литературный язык - система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка мастерами слова. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Для носителей языка - литературный язык - это высшая форма национального языка.

Публикация «Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской художественной литературе» размещена в разделах

Признаки литературного языка :

1. Отобранность языка. Первым это понял, по словам М. Горького, А. С. Пушкин «Он понял и первым показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надо отрабатывать его».

2. Литературный язык имеет формы : устная и письменная речь, разновидности: книжная и разговорная.

3. В литературном языке имеются функциональные стили: научный, официально-деловой, разговорно-бытовой.

4. Нормативность языка. Норма - единообразное, образцовое, общепринятое употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма языка диктует правила ударения,

произношения в устной речи, правила правописания и пунктуации - в письменной речи.

Выше перечисленные признаки составляют особенность литературного языка как высшей формы национального языка.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости-

Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребенка,

Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины

Удивительное искусство - детская книжка

Л. Токмакова

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Упшнский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь человека, общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Тяга к книге появляется у детей, как правило в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга- величина постоянная. Ребенок - переменная. Малыш бецет книгу в руки в любое время - а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются Определенные навыки : рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.

Не всегда в детском саду в полной мере реализуется развивающее-образовательный потенциал художественной литературы. Это происходит потому, что, во-первых, в программах присутствует регламентированный набор художественных текстов-единый для всех, во-вторых, имеет место специально организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой, в -третьих, программное чтение изолировано от других форм образовательного процесса. Разработанная основная образовательная программа дошкольного учреждения на основе государственных федеральных требований в полной мере способствует преодолению этих недостатков. Хотелось бы рассказать о моих подходах к организации чтения художественной литературы :

*Читаю детям ежедневно; регулярное интересное чтение входит в привычку. У нас в учреждении существует традиции «Ни дня без книжки», «Книжкина пятница», литературные праздники -2 раза в год, литературные викторины 1 раз в квартал.

* Время для чтения всегда одно и то же? С детьми старшего возраста читаем 15-20 минут, с детьми подготовительной группы 20-25 минут.

*Читаем в непринужденной обстановке, слушают чтение по желанию, но только при соблюдении правила «Занимайся своими делами, не мешая слушать другим».

*Читая, ставлю себя в позицию партнера по восприятию содержания художественного произведения : проявляю эмоции: удивление, сострадание, радости и пр. Монотонное (отчужденное) чтение не располагает детей слушать даже^ очень интересное произведение. *Стараюсь сама подбирать произведения для чтения' детям, Чередую большие литературные формы для продолжительного чтения с малыми для непродолжительного чтения, чередую также стихотворные и прозаические произведения. Часто по желанию детей возвращаюсь к прочитанным текстам. ч

*Художественные произведения для длительного чтения (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования) читаем несколько дней подряд, чтобы дети удерживали в памяти последовательность сюжетных событий (от 2 до 10-12 дней). Ежемесячно прочитываем 1-2 больших текста.

Большие художественные тексты представляю в своем содержание «вымышленные» (сказочные мира, реалистичные миры и комбинированные миры в разных сочетаниях. Вымышленные и комбинированные миры в большей мере работают на активизацию воображения и развитие фантазии, реалистические миры служат освоению причинно-следственных связей, действий, мотивов, человеческих поступков, моделей поведения.

*В периодах между чтением больших произведений читаются короткие тексты, укладывающиеся в 20-ти минутный интервал: это фольклорные и авторские сказки, фольклорные и авторские стихотворные формы.

* Очень редко обсуждаю с детьми тексты сразу после чтения, если у детей не возникает вопросов, суждений-реплик. Отсроченно возвращаюсь к произведениям, цитирую, инициирую вспомнить прочитанное, если в следующей деятельности это будет мотивом к активности, осмыслению каких-то фактов, событий.

*Художественные тексты прочитываю и подбираю заблаговременно в перспективе примерно на квартал из разных разделов рекомендательного списка, с учетом интересов детей, согласуя с родителями. Этот план корректирую по мере необходимости.

*Предлагаю родителям рекомендательный список литературы для ознакомления при выборепроизведений для семейного чтения.

*Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираю на месяц в контексте тематических недель, руководствуясь при этом событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты, тематикой намеченной в познавательноисследовательской и продуктивной деятельности и, конечно, направленностью интересов детей группы. Подборку коротких произведений постоянно корректирую по поводу различных конфликтов и коллизий, возникающих в детском обществе, зачастую книга подсказывает мудрый совет.

*В группе помимо хрестоматий детской литературы имеются сборники стихов, фольклорные и авторские сказки, рассказй. детских писателей.

* Речевая зона в группе представлена групповой детской библиотекой, выставками портретов детских писателей, подборкой пословиц и поговорок о книге и чтении. Регулярно оформляются тематические выставки по жанрам литературы, авторские (Произведения А. С. Пушкина, К. И. Чуковский, Г. Х. Андерсен и другие, выставки книг лучших детских художников-иллюстраторов (В. Сутеева, ЮВаснецова, И Билибина и других).

* Периодически в группе открывается «Книжкина больница»

* Убеждаю родителей в пользе чтения детских книг, что чтение предпочтительнее для развития ребенка, чем постоянный просмотр видеофильмов, пусть даже на содержательном литературном материале. Объясняю родителям, что ребенок-дошкольник, умеющий читать, пока не способен в полной мере понять содержание длинных литературных текстов, а это гасит у него интерес к чтению. Каждодневно в традиции семьи должно войти чтение детям вслух.

* Активно участвуем с детьми и родителями в смотрах и конкурсах связанных с приобщением к детской художественной литературе : «Самодельная книжка», «Центр речевого развития в группе», «Минимузей литературных героев».

*Постоянно поощряю и инициирую употребление в речи детей по темам пословиц и поговорок, образных выражений, сравнений, эпитетов и метафор.

*В ДОУ действует долгосрочный договор о сотрудничестве с детской библиотекой Привокзального района, активно участвуем в городских акциях центральной детской библиотеки.

*Использую список рекомендательной литературы, предложенный Н. А. Коротковой, он объемный, гораздо шире, чем можно прочесть, поэтому е&ть возможность выбора.

Таким образом, новый подход в использовании детской литературы в развитии дошкольников неоспорим, ее возможности безграничны, в реализации каждой образовательной области, в формировании интегративных качеств дошкольника

Ребенок - неутомимый исследователь языка, он остро и свежо ощущает литературное слово и вместе с ним искры чувства мерцающие в текстах.

Список используемой литературы

1. Берестов В. «Книги для детей: что и зачем нужно читать дошкольникам» (приложение к газете «Дошкольное образование, 2005г.

2. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе», Мозаика-Синтез, 2005г.

3. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго.», Просвещение Розмэн, 2004г.

4. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс, 2007 г.

5. Коскова Н. «В некотором царстве.», Сибирское университетское издательство г. Новосибирск, 2009 г.

6. Кузьменкова Е. «Воспитание будущего читателя» (приложение к газете «Дошкольное образование, 2002г.

7. Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с художественной литературой», Москва, 2007г.

Публикации по теме:

Артикляционная гимнастика для языкаАртикляционная гимнастика для языка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. ДЛЯ ЯЗЫКА. 1. Выдвижение языка вперед - назад. 2. Высовывание языка лопаткой. 3. Высовывание языка жалом. 4. Высовывание.

Консультация на тему «Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики» «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской художественной литературе
Опубликовано: 31 августа 2014 в 04:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД