Папки-передвижки

Развитие логического мышления детей через игровую деятельность с использованием блоков Дьенеша

Ольга Кузьминова
Развитие логического мышления детей через игровую деятельность с использованием блоков Дьенеша

«Чтобы переварить знания,

Надо поглощать их с аппетитом»

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой.

Публикация «Развитие логического мышления детей через игровую деятельность с использованием блоков Дьенеша» размещена в разделах

Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. В настоящее время доказана не только возможность, но и необходимость раннего ознакомления детей с логикой математики. Делать это следует не для того, чтобы пораньше и побольше вложить в ребенка знаний (что по себе является вредным, а чтобы удовлетворить любознательность малыша, чтобы дать ему необычный (интеллектуальный) материал для игры и общения со взрослыми и со сверстниками, чтобы развить у него интеллектуальные способности, «инструменты мышления». Навык логического мышления – это способность «действовать в уме».

Почему же многим детям так трудно дается математика? В чем актуальность и значимость проблемы? Проанализировав свой опыт работы с детьми, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка. Запас заученных знаний кончается быстро и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение познавательным и занимательным. Оно станет таким, если дети в ходе его думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают, удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне, внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата, фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Мною был разработан математический проект в форме кружка «Смекалочка». В него вошли дети, у которых по результатам мониторинга, проводимого в начале учебного года, обнаружились проблемы по основным разделам математического развития. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Цель проекта - развитие логического мышления и психических процессов: внимания, памяти, воображения детей средствами занимательных игр и упражнений.

Задачи проекта:

1. Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

2. Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы).

3. Формировать умения оперировать двумя и даже тремя свойствами.

В чём заключается суть моего проекта?

Это поэтапное, постепенно усложняющееся, с учётом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс различных игр, игровых приёмов на развитие логического мышления, способствующих росту интеллектуальной культуры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Весь комплекс заданий - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться.

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности.

Условия реализации программы.

В группе оформлена математический уголок, где есть игры на развитие логического мышления, картотека игр, подобран материал для экспериментирования и исследовательской деятельности, разработаны конспекты.

Одной из особенностей дошкольников является яркое проявление разных темпов развития детей. Исходя из этого, развивающая среда группы включает в себя игровой материал разного уровня сложности, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В уголке имеются:

1. Логические блоки Дьенеша. Они представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, красного, синего, желтого цветов) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

2. Перфокарты с условным обозначением свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина) и с отрицанием свойств (не синий, не круглый и т. д.). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение запоминать информацию о них.

3. Картотеки с загадками и задачами-шутками, занимательными вопросами. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

4. Счетные палочки (головоломки) - трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.

5. Дидактические, развивающие настольные игры.

Работа кружка «Смекалочка» ведется в вечернее, свободное от организованной образовательной деятельности время, в форме игровой деятельности. В гости к ребятам приходят разные сказочные герои, и дети помогают им выполнить задание, учат, как нужно выполнить, исправляют ошибки допущенные героями в выполнении заданий, участвуют в играх соревновательного характера. Работа ведётся соответственно разработанному плану.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мы посчитали целесообразным внедрить в кружок работу в тетрадях на печатной основе "30 занятий для успешного развития ребенка". Авторы Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Работа в тетрадях помогает провести индивидуальную работу с детьми и дифференцировать задания по сложности.

Разделение детей по результатам успешности помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, меняю вид деятельности. «Сильные» дети, отлично справившиеся с конкретной задачей, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности. Такая форма взаимодействия очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.

Благодаря наличию в детском саду компьютера и интернета стало возможным проводить игры «Логика» на компьютере.

Благодаря логическим играм можно проследить формирование всех компетентностей у дошкольников:

- коммуникативной – дети учатся анализировать, рассуждать, логически мыслить, доказывать, пополняя словарный запас ( появляются такие определения: ". это красный, большой, круглый, толстый блок). Игры сопровождаются чтением загадок, стихов, потешек, считалок.

- здоровьесберегающей – развивают общую и мелкую моторику.

- социальной - в играх дети устанавливают и поддерживают отношения друг с другом (анализируют действия и поступки, проявляют умение разрешать конфликтные ситуации).

- деятельностной - используя блоки Дьенеша, дети учатся делать выбор, принимать правильное решение, договариваться о совместных действиях, работать в группе.

- информационной – играя, дети накапливают новые знания при работе с картинками, тетрадями, развивая логическое мышление. Дети добиваются результатов, опираясь на собственный опыт.

Ожидаемые результаты кружка «Смекалочка» ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Сравнивая результаты успешности детей, посещающих кружок «Смекалочка» в прошлом году, виден положительный результат проведенной работы.

Уровни усвоения программы Начало года Конец года

Зона ближайшего развития 12 чел. - 100% 7 чел. - 58,4 %

Зона актуального развития 5 чел. - 41,6%

В конце учебного года у детей значительно улучшились показатели по основным направлениям математического развития. Причина недостаточного уровня - в заниженной самооценке детей, неуверенности в своих силах, боязнь ошибки, слабом развитии таких психических процессов, как память и внимание.

Я считаю, что достичь определенных результатов в развитии детей невозможно без совместной работы детского сад аи семьи. Для этого я использую такие формы работы с родителями, как:

• Консультация о подборе развивающих игр для ребенка;

• Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

• Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);

• Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);

• Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);

• Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

• Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;

• Разъяснительная и образовательная работа.

Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любу минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно – печатные, развивающие, тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей. Поддерживается связь с родителями детей предыдущего выпуска. Очень радуют успехи ребят. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.

Вывод:

Таким образом, данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала. В игре у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития ребенка.

Публикации по теме:

Развитие математических способностей дошкольников в игровой деятельности Актуальность Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех.

Непрерывно-образовательная деятельность в детском саду с использованием блоков Дьенеша для детей младшей группы Непрерывно-образовательная деятельность в детском саду с использованием блоков Дьенеша для детей младшей группы. Выполнил: Игнатова В. Н.

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» 2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

Педагогическая ярмарка «Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность детей» Цель: поддержка и продуктивное распространение инновационного опыта, стимулирование к обновлению и совершенствованию педагогического опыта.

Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность СЛАЙД №1 Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных.

Развитие логического мышления дошкольников с использованием игрового материала Презентация " Развитие логического мышления дошкольников с использованием игрового материала" Именно с логического мышления начинается.

Проект «Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников» Тема педагогического проекта Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников Воспитатель МАДОУ Детский сад №21 "Золотая.

Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста» То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Китайская мудрость Характеристика проекта Проект рассчитан.

Проект «Учимся говорить, играя». Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Аннотация: реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр, подвижных игр и словесных игр. В систему.

Технологическая карта совместной игровой деятельности с использованием блоков Дьенеша для детей 2–3 лет Группа: первая младшая Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Поможем собачке и котику» Вид НОД: предметная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления детей через игровую деятельность с использованием блоков Дьенеша
Опубликовано: 2 мая 2016 в 23:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД