МААМ-картинки

Развитие логического мышления дошкольников в процессе познания природного мира

Мария Нурбобоева
Развитие логического мышления дошкольников в процессе познания природного мира

Логическое мышление – процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.

Публикация «Развитие логического мышления дошкольников в процессе познания природного мира» размещена в разделах

По утверждениям многих известных психологов и педагогов ребенок в возрасте 5-6 лет способен на элементарном уровне овладеть такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ и синтез, абстрагирование, доказательность; усвоить представления об общих связях и закономерностях, лежащих в основе многих явлений природы и общественной жизни; установить причинно-следственные связи. Конечно, логическое мышление дошкольников можно формировать и развивать, используя различные средства, формы и методы работы. В этой статье хотелось бы сконцентрировать свое внимание на одном из эффективных подходов к решению задач развития логического мышления у детей – на логику ближайшего для ребенка окружения – природы.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что логика природы является наиболее доступной логикой для детей – наглядной и неоспоримой. И действительно, взрослый не найдет богатого, доступного, разнообразного материала для интеллектуального развития ребенка, чем материал окружающей матушки-природы.

Природа является неиссякаемым источником для всестороннего воспитания дошкольника и умственного развития в частности. Постоянный контакт ребенка с природой приводит к усвоению понятий, слов, предложений и выработки связной речи. Природа пробуждает у детей воображение, учит логически мыслить на основе сопоставления имеющихся в окружающей среде предметов и явлений, познания их причин и последствий, пользы и вреда, пространства и времени. Логическое мышление детей во многом зависит от осознания ими причинных связей между предметами и явлениями объективной действительности. Как правило, дошкольники быстрее осознают внешние связи, если их можно обнаружить в процессе непосредственного наблюдения за объектами окружающего мира. А что может быть более наглядным чем природа?

Логику природы увидеть легко. Так, осознавая потребности живого организма и необходимость их удовлетворения, дошкольники способны ознакомиться с имеющимися в природе экологическими связями между неживыми объектами (солнце, вода) и живыми существами, а также взаимосвязи между ними. Например, без воды и солнечного тепла растения жить не могут, птицам и людям нужно питаться и тому подобное. На естественном материале в доступной форме можно научить дошкольников упражняться в сравнении (что в природе похоже на солнышко? – Одуванчик, астра, цыпленок – чем именно); классификации, систематизации (что общего между дубом, кленом, березкой? – это деревья; что лишнего в этом ряду: бабочка, роза, ландыш, лилия? почему). Научить малышей видеть и понимать общие закономерности, лежащие в основе многих явлений, устанавливать причинно-следственные связи очень легко на основе сезонных изменений, происходящих в природе (осень – солнце меньше греет – воздух становится прохладнее – растения не растут, деревья желтеют, листья постепенно опадают – насекомые прячутся – птицам нечего есть – птицы улетают в теплые края).

Особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с природой, осуществляемое в ходе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок и в процессе практической деятельности. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения детей, умение обобщать, накапливать и углублять знания. Наблюдение является основой для формирования у детей логического мышления. Во время непосредственного общения с природой с целью развития логического мышления дошкольников важно сформировать первые представления о взаимосвязи между живыми организмами и окружающей природной среды. Так, например, в ходе наблюдения за птицами следует сконцентрировать внимание детей на понимании значения питания в жизни птиц (Почему воробьи так заняты? Видимо, они что-то ищут? Зачем им нужна пища? Сможем ли мы жить без воды и без пищи).

В процессе экскурсий и прогулок прекрасно наблюдать за сезонными изменениями, что является свидетельством причинно-следственных связей в природе. Можно следить вместе с детьми за состоянием неба, солнца в разное время года, обращать внимание на влияние этих объектов на растения, животных.

Во время работы в природе дети способны понять зависимость жизни растений, животных от своего собственного поведения. Так, сажая и поливая цветы на клумбе подводим детей к осознанию значения воды в жизни растений (Нужны растениям воздух и вода? Зачем поливать цветы на клумбе? Что будет, если забыть их полить).

Что касается роли традиционных словесных методов ознакомления детей с природой (беседа, рассказ, художественное слово) в развитии логических рассуждений, то применять их целесообразно с целью систематизации, обобщения, анализа уже полученных знаний. Художественным словом можно сопровождать непосредственное общение детей с природой, возбуждать их интерес, заинтересовывать.

Загадки, пословицы также «пробуждают» мозг ребенка, способствуют развитию логического мышления (Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой); Весна красна цветами, а лето хлебом). Интересными и целесообразными являются творческие рассказы о природе. Можно предложить ребенку представить себя цветком, деревом, облаком (представь, что ты ель, растешь в лесу, какую жизнь ты бы хотел для себя); можно предложить темы рассказов («Встретились весна с зимой», «Приключения маленькой капельки»).

Во время непосредственного общения детей с природой и в ходе бесед, рассказов, при использовании художественного слова с целью развития элементов логического мышления следует обратить внимание на то, что рассуждения дошкольников, так сказать «вынуждены», взрослый должен постоянно стимулировать их к созданию высказываний, задавая вопросы «Почему?», «Зачем?», «Докажи свое мнение». Поэтому следует обратить внимание на значение правильно построенных вопросов. Взрослый должен знать, что именно он хочет услышать от ребенка, к какому суждению, заключению подвести его.

Таким образом, вся эта работа на занятиях, в наблюдениях, в беседах, детском труде в повседневной жизни – влияют на развитие у детей логического мышления при ознакомлении детей с природой.

Список использованной литературы:

1. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1988. – 159 с.

2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. ; Под ред. Л. Г. Нисканен. – М. : Академия, 2002. – 208 с.

3. Миронов А. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 36-43.

4. Поддьяков Н. Н. К проблеме умственного развития ребенка // Хрестоматия по детской психологии. – М. : Ин-т практ. психол. ,1996. – С. 146-148.

5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 томах. Т. 5. Методические статьи и материалы к Детскому миру. – М. -Л. : АПН РСФСР, 1949. – 594 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Развитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группыРазвитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группы Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но в судоку могут играть дети раннего возраста и дошкольники.

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления дошкольников в процессе познания природного мира
Опубликовано: 19 февраля 2024 в 16:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД