Получи документы

Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром

Алла Самвильян
Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №43 «Дюймовочка» города Моздока Республики Северная Осетия Алания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.

«Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром».

По доминирующей деятельности: познавательный,

обучающий.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы.

Публикация «Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром» размещена в разделах

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – май).

Заявитель: дети средней группы.

Автор проекта:

Воспитатель: Самвильян Алла Митрофановна.

2015 год.

Актуальность проекта.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким пониманиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических знаков». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Многие педагоги обращают внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к источникам мышления и речи – к чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью интеллектуального развития, нравственного и эстетического воспитания детей должно уделяться особое внимание.

Процесс познания окружающей природы предполагает решение целого комплекса задач всестороннего развития личности детей. Он не только затрагивает область умственного развития ребенка, но и способствует формированию гуманного отношения к представителям животного и растительного мира. Отсюда вытекает необходимость уделять особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и нравственного воспитания при ознакомлении дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во – первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во – вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка.

Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названии, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др., педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желания трудиться в природе, стремления к созиданию.

Перед воспитателями стоит очень важная задача – воспитывать не положительно – созерцательное, а положительно – действенное отношение к природе. Необходимо строго относиться к усвоению каждым ребенком нравственных норм обращения с растениями и животными. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной (не рвать, не топтать, не ломать, а в положительной форме (цветник нужно беречь; возьмем только несколько цветов в букет и т. д., тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям разными путями: в конкретной жизненной ситуации, посредством объяснения педагога, через художественную литературу.

Проблема:

У детей не достаточно сформировано представление о растительном и животном мире. Дети не могут устанавливать взаимосвязь в природе.

Цель: Помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.

Задачи:

1. Развитие опыта гуманного отношения к растительному и животному миру.

2. Овладение умениями ухода за живыми существами.

3. Формировать у детей мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.

4. Совершенствовать у детей элементарные знания об экологии.

5. Воспитывать у детей любовь к природе.

Этапы проекта.

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Подготовительный этап.

1. Изучение методической литературы.

2. Составить перспективное планирование по теме проекта.

3. Подбор наглядно – дидактического материала.

4. Изготовленние пособий для проекта.

5. Продумывание практической,

экспериментальной деятельности.

Основной этап.

1. Занятия с детьми по теме проекта.

2. Наблюдения в природе за растениями и

животными.

3. Практическая и экспериментальная

деятельность детей.

4. Обучение через дидактические,

подвижные, пальчиковые игры.

5. Чтение художественной литературы,

разучивание стихотворений, загадок о

растительном и животном мире.

6. Экскурсии.

7. Продуктивная деятельность.

Заключительный этап.

1. Подвидение итогов проекта.

2. Диагностика знаний, умений и навыков

детей за год по теме проекта.

3. Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат.

На занятиях по ознакомлению с природой, дети получат правильное представление об окружающем мире. Такие занятия, беседы и экспериментирования помогут детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания о животном и растительном мире.

Ознакомление детей с природой является замечательным средством логического развития дошкольников.

Выводы.

1. Одним из средств, всестороннего развития и воспитания детей является ознакомление с природой.

2. Процесс познания окружающей природы затрачивает не только область умственного развития ребенка, но и способствует формированию гуманного отношения к природе.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду определяет основные задачи, содержание и принципы организации работы по ознакомлению детей с природой в соответствии с их возрастными особенностями.

4. В ходе ознакомления расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса к ней.

5. Формами организации работы по ознакомлению детей с природой являются занятия, экскурсии, наблюдения, прогулки, работа в уголке природы и на участке, игровая деятельность.

6. Каждая из форм работы предполагает использование педагогом различных методов и приемов.

Перспективное планирование в средней группе по теме: «Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром»

Воспитатель

МБДОУ №43 «Дюймовочка»

Самвильян

Алла Митрофановна

РСО-Алания

г. Моздок

2015г.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Экологическое развитие в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного.

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством. Подготовила воспитатель высшей категории Махалова А. П. Формирование.

Проект на тему: Развитие элементов логического мышления посредством игры Проект:«Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры» Тип проекта: познавательный. Сроки реализации:.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Развитие логического мышления детей через дидактические игрыРазвитие логического мышления детей через дидактические игры Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему.

Развитие логического мышления дошкольников, как средство повышения качества знаний Введение Во всём мире качество образования определяется как: -Развитие творческого мышления -Активное отношение действительности Стратегическая.

Развитие логического мышления на индивидуальном занятии психолога Конспект индивидуального занятия Развитие словесно-логического мышленияЦель: Развивать логическое мышление. Задачи: •Совершенствовать навык.

Развитие логического мышления у дошкольников В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест. Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли во.

Развитие логического мышления в процессе подготовки детей к обучению в школе с использованием НИТ Добрый день, коллеги! Тема моего сообщения «Развитие логического мышления в процессе подготовки детей к обучению в школе с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром
Опубликовано: 3 октября 2015 в 22:21
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД