Получи документы

Развитие логического мышления в процессе подготовки детей к обучению в школе с использованием НИТ

виктория биниатова
Развитие логического мышления в процессе подготовки детей к обучению в школе с использованием НИТ

Добрый день, коллеги! Тема моего сообщения «Развитие логического мышления в процессе подготовки детей к обучению в школе с использованием новых информационных технологий».

ФГОС предъявляют качественно новые требования к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Опыт показывает, что введение информационных технологий в программу воспитания и обучения в детском саду является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Использование ИКТ при проведении непосредственной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с дошкольного возраста. Для нас, педагогов дошкольного звена, наиболее важны те образовательные возможности, которые дает использование компьютера в работе с детьми.

Публикация «Развитие логического мышления в процессе подготовки детей к обучению в школе с использованием НИТ» размещена в разделах

Было бы не логично не применять уже освоенные детьми ресурсы в образовательных целях. Компьютер значительно расширяет возможности воспитателя в поиске наглядной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в компьютерные программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Развивающие компьютерные программы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Конечно, ИКТ дополняют воспитателя, а не заменяют его. Воспитатель должен не только уметь пользоваться современным мультимедийным оборудованием, глобальными информационными ресурсами, но и самостоятельно создавать свои образовательные ресурсы в соответствии со своими образовательными задачами, особенностями детей своей группы и широко использовать их в своей педагогической деятельности.

На мой взгляд, разумное сочетание традиционных методов обучения и современных ИКТ свидетельствует о высоком профессионализме воспитателя, обеспечивает результативность его работы.

Использование компьютерных развивающих программ при проведении непосредственной образовательной деятельности не только увеличивает скорость передачи информации детям и повышает уровень ее понимания, но и способствуют развитию :

• координации движения, глазомера, навыков владения манипулятором «мышь»;

• панорамного внимания;

• основных психических функций;

• информационной культуры;

логического мышления.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок. Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. ребенок начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций, как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинают с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Компьютерные игры, помогают закрепить, уточнить конкретное содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.

Многие компьютерные игры позволяют научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей. Наиболее типичные задачи: определение закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам. Для активизации мыслительной деятельности ежедневно, на всех занятиях, вводится логическая задача, загадка, упражнение логического характера, или игра. Использование на занятиях небылиц, нелепиц помогают развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира - людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы.

Использование новых информационных технологий для развития логического мышления в процессе подготовки детей к обучению в школе позволяют решать следующие задачи:

- Создание системы приемов компьютерно- опосредованного воздействия на развитие логического мышления ребенка;

- Создание условий для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием информационных технологий;

- Поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи в развитии логического мышления детей с использованием информационных технологий

- Разработка заданий с использованием информационных технологий на развитие логического мышления.

Какие преимущества дает использование информационных технологий в работе по этому направлению?

- значительно повышается уровень развития логического мышления во время непосредственно образовательной деятельности;

- компьютер обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка;

- решение поставленных развивающих задач осуществляется в более короткие сроки.

Использование информационных технологий в процессе подготовки к обучению в школе расширяет творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития старших дошкольников, в том числе и на развитие логического мышления.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современных информационных технологий является эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы старших дошкольников. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса применение компьютерных развивающих программ для дошкольников можно широко использовать на практике без риска для здоровья детей.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в обучении воспитанников Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой.

Из опыта работы «Использование информационных технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время появляется все больше и больше новых информационных технологий. Их часто называют компьютерными, вся необходимая информация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления в процессе подготовки детей к обучению в школе с использованием НИТ
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 14:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД