МААМ-картинки

Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания

Ирина Брост
Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания

Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания

Актуальность

XXI век стал веком колоссальных перемен. Те фундаментальные открытия, которые были сделаны в XIX и в самом начале XX века, оказалось возможным технологически реализовать. В связи с этим, самые значительные и неожиданные для человечества изменения произошли с окружающей средой. Новые технологии позволили создать наблюдательные средства, при помощи которых был собран и обработан огромный материал, свидетельствующий о быстром ее изменении. Перестали быть возобновляемыми ресурсами атмосферный воздух, пресные воды суши, почва.

Публикация «Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания» размещена в разделах

Эти изменения показывают, что в своем развитии человек перешел допустимые экологические пределы воздействия на окружающую среду, определяемые законами биосферы. Наступила эпоха экологического кризиса, который, если не предотвратить его дальнейшее развитие, неминуемо перерастет в необратимую, губительную для человечества экологическую катастрофу.

Экологический кризис по своей сути является отражением кризиса общества, кризиса современной культуры, ориентированной на увеличение растущих потребностей человечества без учета возможностей биосферы. Таким образом, экологические проблемы не являются только техническими или научно-техническими, сегодня они являются и социальными, в том числе педагогическими. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей меня пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

«Экология» в переводе с греческого (экос - дом, жилище, родина; логос - учение) означает - наука о Доме - Родине. Такое толкование слова, с точки зрения автора, отражает сущность содержания экологического воспитания дошкольников.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.

Самобытный Ставропольский край привлекает своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов и полей, необычайной прелестью лесов каждого, кто когда-либо с ним соприкоснулся. Страшно осознавать, что от невежественного вмешательств человека в дела природы, исчезают с лица земли реки, вырубаются леса - лёгкие этого сложного организма. От личной ответственности каждого за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, каким станет лик Земли и, где будет находиться человечество - в начале или: конце своего путешествия в будущее (В. П. Савиных). Актуальность выбранной темы объясняется не изученностью экологической обстановки в Советском районе. По данным Главного контрольного управления президента РФ почти 60 процентов россиян живут в неблагоприятной экологической среде. Не исключение является в этой связи наш город и район в целом. Загрязнение реки Кумы, отсутствие действий со стороны общественных организаций в сфере экологического благополучия населения города, низкая экологическая грамотность всех жителей нашего района. На улицах города можно встретить самопроизвольно возникающие свалки мусора, отходов и т. д.

Наши дети живут в этой окружающей действительности, которая уже существует, и им предстоит создавать и преобразовывать ее в недалеком будущем. Что мы – взрослые передадим нашим детям, как сложится их жизнь в дальнейшем, как развить ответственность каждого за экологическую обстановку в местах где проживают и развиваются наши дети. Все эти и другие вопросы должны волновать каждого человека, каждого ребенка. И чем раньше мы начнем развивать экологическую культуру, тем больше шансов, что наши дети будут жить в экологически благоприятном окружении.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте закладываются основы нравственности посредством экологического образования дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно передо мной встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.

Считаю, что у детей старшего дошкольного возраста, возможно формирование осознанного отношения ребенка к природе в своем опыте работы я представляю материалы работы в этом направлении.

Теоретическая база опыта:

Теоретической базой моего опыта послужили: программа МДОУ, разработанная в соответствии с ФГТ на основе комплексной программы «Детство» (под ред. : В. И Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной, парциальные программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н. Н. Авдеева, О. Л., Князева, Р. Б. Стеркина, «Мы» (Н. Н. Кондратьева).

Изучив литературу педагогов и психологов по данной проблеме, я пришла к выводу, что проблемы изменения экологической культуры дошкольников активно обсуждаются в рамках педагогических исследований таких авторов как В. В. Глухов, Е. И. Ефимова, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Т. В. Лисочкина, Н. С. Назарова, Т. П. Некрасова, В. И. Панов, В. Э. Тамарин, A.П. Шицкова, В. А. Ясвин и др.). Указанные проблемы являются предметом и социокультурного анализа известных социологов таких как: И. К. Быстряков, С. Н. Глазачев, А. А. Горелов, С. Д. Дерябо, B.А. Красилов, О. Н. Яницкий и др. Становление экологической культуры есть явление комплексное и многогранное. Различные ее аспекты раскрыты в работах разного плана. Большой эвристический потенциал в плане изучения процесса становления экологической культуры как определенной деятельности содержится в работах психологов Л. С. Выготского, C.Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и др.

Таким образом, социальный заказ общества на экологически культурную личность выполняется в различных исследованиях и в различных аспектах. Однако данная проблема настолько серьезна и настолько медленно решается, что в Концепции национальной безопасности РФ среди угроз национальной безопасности названа неготовность общества осознать глобальность и важность экологических проблем. Поэтому к приоритетным направлениям деятельности государства в экологической сфере среди прочих отнесены вопросы воспитания экологической культуры населения.

Как формировать экологическую культуру дошкольника в современных условиях с использованием новых технологий - это и явилось предпосылкой становления моего опыта в данном направлении. Одним из интересных, на мой взгляд, методов является метод проектов и проектно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в области экологического воспитания. В педагогической литературе много описано методов и форм работы с детьми по экологическому воспитанию, новые технологии в использования ИКТ, применение проектного метода слабо изучен. Поэтому использование именно данных технологий взаимодействия по вопросам формирования экологической культуры стало темой моего исследования.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий-проектов» (том 1, с. 567).

Новизна:

Изучение литературы различных авторов по данной проблеме определила постановку проблемы: каковы же педагогические условия становления экологической культуры дошкольников? В представленной работе выстроена некая система, комплекс педагогических условий становления экологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста через использованием проектно-исследовательской деятельности и использовании имеющегося потенциала самого ребенка в развитии любознательности с использованием мультимедийных презентаций, а также привлечение родителей к работе над экологическими проектами.

Ведущая педагогическая идея:

Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Поддъякова Н. Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной и коллективной творчески завешенной работы, имеющей социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия. В процессе выполнения проектов у детей формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма, ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта я опираюсь на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Я продумываю мотивацию, заранее моделирую проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Ожидаемые результаты:

В ходе использования проектно-исследовательской деятельности и ИКТ ожидается повышение осознанного отношения к экологической культуре и способам решения экологических проблем в нашем регионе. Повышение экологической грамотности и развитие самостоятельности, любознательности, уважение к природе и окружающей действительности. Понимание ребенком своего места в экосистеме человек – природа – человек. А так же выстраивание системы экологического образования детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности Метод проектов в дошкольном учреждении. В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми Феклина Светлана Владимировна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №411» г. о. Самара e-mail lider6254@gmail.com.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания» (Слайд 2) Так сложилось, что мы с Вами беседуем сегодня об экологическом воспитании, но поскольку тема моего самообразования – «Развитие.

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Результатом ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний и технологий. Именно поэтому основным способом.

Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности (группа 2-14) 2 файл. Для придания новой теме сюжетности,.

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством экологического воспитания Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания» Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в.

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь.

Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания.Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания. Пусть будет в человеке все прекрасно. И мысли, и поступки, и душа! В гармонии с природой и с собою На свете чтобы жили малыши, Воспитывайте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 16:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД