Развитие математических представлений детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр

Айгуль Макаева
Развитие математических представлений детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая…, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития!

Б. Н. Никитин

Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приемами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умения пользоваться ими для решения новых задач. Необходимость умственного развития и совершенствования познавательных способностей, воспитания рационального мышления обусловлена теми огромными научно-техническими сдвигами, которые произошли в жизни человеческого общества.

Поэтому проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронных вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.

Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека (около 60% информации формируется уже к 5-6 годам).

Окружающих порой поражает, как быстро ребенок усваивает некоторые сложные математические знания: легко узнает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать (называть числительные в правильном порядке, до ста, тысячи.

Чувствуя большие потенциальные возможности дошкольника, взрослые нередко начинают форсировать изучение математики. Казалось бы, готовые знания ребенок должен только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, такие знания воспринимаются детьми формально. При этом, как считает Н. Н. Подьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть самостимуляции. Например, вопрос, требующий проявления сообразительности, творчества, может поставить ребенок в тупик.

Перед взрослыми, направляющими интеллектуальное развитие дошкольников, стоят следующие задачи: создание условий для накопления детьми представлений об окружающем, развития их умственных способностей, любознательности, познавательного интереса с учетом возрастных способностей. Главное – сделать процесс познания интересным самому ребенку.

На мой взгляд, знания, данные ребенку в занимательной форме, усваиваются быстрее, легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Я считаю использование интеллектуальных игр наиболее удачной формой для закрепления математических представлений детей.

Практика показала, что, когда ребенку предлагают выполнить задания на занимательном материале, его сообразительность резко улучшается. Хороший интеллект – решающее условие обучения в школе. Поэтому развитие у дошкольников интеллектуальных умений – существенная задача воспитателей.

Аналитическая часть

Анализ методических материалов, используемых в работе с детьми по развитию интеллектуальных способностей.

За долгие годы педагогика накопила множество разработок, программ, методических рекомендаций по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, знакомство с которыми помогли мне составить более глубокие представления о задачах, формах, методах и средствах формирования элементарных математических представлений дошкольников

Интересна методика Б. Н. Никитина, который впервые призывал «заниматься с ребенком как можно раньше», то есть, как выражался этот замечательный педагог – «своевременно!» Никитины реализовали свою методику в рамках одной семьи. В результате семеро их детей начали читать в возрасте 2,5-3 лет. Игры были организованны так, что развивали высочайший интеллект. Дети Никитиных поступали в школу сразу в третий и четвертый классы.

В своей книге «Интеллектуальные игры» Никитин Б. Н. приводит подробное описание изготовления игр и методику, которые я решила использовать в своей работе с детьми.

Психолог Зак А. З. разработчик развивающих программ, много лет изучает интеллект детей. В книге «Будем смышлеными!» Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет» он доступно рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий. Для полноценного развития этих умений предлагается система из 54 занятий. На основе материала, собранного в пособии я планирую индивидуальную работу с детьми с учетом их подготовленности.

Для планирования работы с детьми я также использую пособие Михайловой З. А., где приведен занимательный материал математического содержания (игры, задачи, головоломки); книгу Бабич Л. Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников», в которой она описала разнообразные игры для детей 3-6 лет, направленных на развитие мышления, памяти, речи.

Строить работу с родителями мне помогает книга Тихомировой Л. Ф., Басовой А. В. «Развитие логического мышления детей». Авторы считают, что развитие интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей и предлагают занимательные игры и упражнения для совместных занятий с детьми.

Интерес для меня представляет комплексная программа развития математических представлений дошкольников Фалькович Т. А и Барылкина Л. П. Кроме теоретических и практических рекомендаций, они предлагают подробные сценарии занятий.

Обзор литературы показал, что в последнее время проблеме формирования элементарных математических представлений уделяется большое внимание. Много публикаций на эту тему в журнале «Ребенок в детском саду». Так, в №3, 2010. Ерофеева Т. А. представляет статью «Планирование занятий по математике». Методические рекомендации к программе «Дошкольная группа» - интересные занятия в игровой форме. Особенно интересны задания на преобразование геометрических фигур.

В №2, 2009, в статье «Формирование математических способностей: пути, формы» Белошистая А. описывает интересные упражнения для детей среднего дошкольного возраста на формирование представлений о форме геометрического тела. Большое внимание уделяется активизацию речи в процессе выполнения заданий, анализа образцов.

В № №1-2, 2002 Соловьева Е. представляет цикл из 8 занятий, рассчитанный на 2 месяца для детей разновозрастной группы в статье «Игры занятия по формированию элементарных математических представлений». Для меня эта публикация имеет практическую значимость в том плане, что эти занятия рассчитаны на детей с разным уровнем развития математических представлений, который характерен для моей группы.

В журнале «Дошкольное воспитание» часто публикуется опыт практических работников. Так, в №3, 2008 воспитатели Прокофьева М. В., Трихункова В. В. из ДОУ №2282 г. Москвы представили математический досуг для детей среднего дошкольного возраста, в №1, 2009 воспитатель Тупицына Н. А. из ЦРР детского сада №1787 г. Москвы – примерный конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «С математикой в путь», В № 3, 2006, Крисанова Г. – «Математический аукцион».

В журнале «Дошкольное воспитание» №4, 2006 Стрельцова Л. Опубликовала «Веселый счет от 0 до бесконечности», где подобраны забавные считалки, которые можно применять для расчета играющих в любых видах игр, №9, 2004 Белошистая А. предлагает способы развития логического мышления на занятиях по математике, №8, 2005 воспитатель детского сада №166 Красноярска публикует подборку игр на развитие логического мышления путем обучения детей рассуждениям.

Некоторые из этих разработок и рекомендации я использую в своей работе при планировании, подготовке к занятиям, к играм.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Значение развивающих игр» «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… Не опаздывайте.

Консультация «Как играть с детьми в развивающие игры Б. П. Никитина» Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества но не опаздывайте,.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Развитие математических представлений детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр
Опубликовано: 31 января 2014 в 16:27
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Фотоотчёт «Новогодняя галерея»
В нашем дошкольном учреждении есть галерея, которая объединяет новое здание детского сада со старым. Раньше в этой галерее размещались репродукции картин...
Поздравительная открытка для мамы
С древних времен существовал обычай почитания своих матерей. Без матери не может быть жизни. Мать надо беречь, относиться к ней с почтением. В России...