Развитие математических представлений детей пятого года жизни посредством развивающей среды

Светлана Радионова
Развитие математических представлений детей пятого года жизни посредством развивающей среды

В средней группе №6 «Ягодка» мною были созданы условия для успешного формирования элементарных математических представлений воспитанников, разворачивания собственных размышлений детей и способствующих активизации познавательной и исследовательской деятельности. Освоение математических представлений должно происходить в ходе познавательно-исследовательской деятельности, которая оказывает влияние на развитие восприятия, мышления, речи ребенка. Поэтому в подборе материала я учитывала характер познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста. В возрасте 4 - 5 лет лишь только азы познавательно - исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность через опробование возможностей любого нового материала. Присоединяющиеся к действию образ - символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего «действенного» экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных (представляемых) связях и отношениях вещей.

Становление познавательно - исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Наличие разнообразного материала позволило мне поддержать у детей, изначально присущую им познавательную направленность, любознательность, развить их познавательные интересы.

Материалы, необходимые для реализации познавательно-исследовательской деятельности, я условно разделила на следующие типы:

- объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии;

- образно - символический материал;

- нормативно - знаковый материал.

К объектам для исследования в реальном действии отнесла широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это и материалы для сенсорного развития: различные современные модификации вкладыши-формы, объекты для сериации и т. п. ; и различного вида предметы - головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое – части; и сложные искусственные объекты для экспериментирования «проблемные ящики», стимулирующие детей к поиску причинно - следственных связей, комбинации условий, приводящих к определенному эффекту. К материалам для исследования в действии отнесла и природные объекты, позволяющие опробовать их свойства и различным образом упорядочивать их (коллекции минералов, плодов и семян растений, образцы почв и т. п.). В этот тип материалов включила и существующие в культуре, доступные для дошкольника, инструменты и приборы (циркуль, лупа, весы, термометр и т. п., простые механизмы (системы шестеренок, рычагов и пр., стенд с замками для развития памяти и логического мышления, аналог геоплана Гаттеньо - Карасева для получения контуров геометрических фигур c помощью резинок. Действия с такими материалами стимулируют ребенка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно - следственных связей между вещами и событиями, положительно влияют на развитие памяти, образного мышления, мелкой моторики.

А также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся как бы на границе между познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью — разного рода мозаики, наборы для конструирования из плоскостных и объемных геометрических фигур, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. Такой материал для исследования в действии способствовал не только овладению познавательными средствами, но и стимулировал у детей развитие координации руки и глаза, мелкой моторики, пространственной ориентации и воображения. Используя различные сочетания геометрических фигур, дети научились составлять из них объекты реального мира. При этом у них активизировались знания о геометрических фигурах, а получение красивого изображения благотворно повлияло на развитие творческих способностей.

Образно - символический материал в группе представила в виде специально разработанных, так называемых «наглядных пособий», репрезентирующих мир вещей и событий, расширяющих круг представлений ребенка, способствующих поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, специально разработанные для детей иллюстрированные схемы - таблицы, графические «лабиринты», условные изображения в виде карт, схем, чертежей, настольные игры с математическим содержанием и т. п. К образно - символическому материалу отнесла также иллюстрированные издания познавательного характера, которые расширяют образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (условно-символические изображения, классификационные схемы, чертежи-карты и т. п.).

К нормативно - знаковому отнесла разнообразные наборы магнитных букв и цифр, приспособления для работы с ними и т. п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма, начальной математики.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводила в арсенал детской деятельности. С возрастом расширится диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге создаст возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

Стоит отметить, что в группе для объектов исследования в действии выделен рабочий стол и стулья для совместной деятельности нескольких детей. Рядом располагается стеллаж с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно расположены в коробках с условными метками - ярлычками (разного уровня сложности) на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений я организую: утром, днем во время прогулок, вечером; 2 - 3 раза в неделю. Эффективно использую различные виды деятельности для закрепления полученных новых математических знаний. Так, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх дети уже используют знания об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений использую дидактические игры и игровые упражнения. Главной задачей я считаю включить всех детей в активное и систематическое усвоение основ математики. Для этого, прежде всего я опираюсь на индивидуальные особенности детей, их отношение к данному виду деятельности, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала.

Индивидуальный подход дал возможность обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что привело к развитию у них умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят. При этом осуществляю не только образовательные задачи, но и решаю воспитательные. В процессе выполнения математической деятельности знакомлю дошкольников с правилами поведения, воспитываю у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность и активное отношение к собственной деятельности.

А постоянное взаимодействие детей между собой и педагогов с детьми способствовало обогащению лексикона, получению навыков общения в социуме, развитию речи.

В летний период программный материал по ФЭМП повторяется и закрепляется на прогулках, в процессе игры.

Анализ результатов развития математических представлений детьми средней группы посредством развивающей среды

Сравнительный анализ влияния развивающей среды на освоение математических представлений проходил на основе имеющихся данных развития мышления, творческих способностей и речи до организации в группе развивающей среды и через полгода после ее создания.

Согласно первоначальным данным дети развивались полноценно, согласно среднестатистической норме для данного возраста.

В процессе оснащения игровой комнаты средней группы разнообразными средствами, дидактическими пособиями у детей возник интерес, который проявился в исследовании функций и свойств новинок.

В течение нескольких месяцев мною использовались любые возможности и в групповой комнате, и на прогулках для проведения времени с пользой в освоении азов математической науки.

Приведу диаграммы с показателями до и после создания развивающей среды.

Развитие математических представлений детей пятого года жизни посредством развивающей среды

Конечно, было бы несправедливо полагать, что лишь только развивающая математическая среда способствовала развитию мышления дошкольников. Ведь существуют и другие факторы, оказывающие непосредственное влияние на личностное развитие детей. Однако можно утверждать, что никакая другая наука не способствует столь же интенсивному развитию интеллекта как математика. Поэтому можно считать значительным влияние, оказывающее развивающей средой на развитие дошкольников.

Рассмотрим второй критерий – творческое мышление. Конструирование геометрическими фигурами, построение трехмерных конструкций из объемных геометрических фигур, переливание и смешивание жидкостей до получения определенного объема или оттенка, измерение расстояний, получение фигур из резинок на уменьшенной копии геоплана Гаттеньо - Карасева и другие математические действия оказали влияние не только на развитие мышления, воображения, фантазию, но и на развитие творческого мышления, способности к творчеству, то есть креативности дошкольников.

Проводя сравнительный анализ первых продуктов конструирования, полученных несколько месяцев назад и последних заметна разница и в исполнении, и в количестве используемых фигур, и в сложности композиций.

Полученные данные свидетельствуют о том, что средний показатель уровня развития творческих способностей на начало исследования и в настоящее время у дошкольников средней группы почти одинаков, но в конце исследования процент детей с высоким показателем повысился, с низким - сравнялся нулю.

Таким образом, полученные данные показывают, что у дошкольников посредством последовательной, систематической работы в предметно - развивающей среде произошло интенсивное освоение математических представлений. А также, что немаловажно, произошло развитие мышления, творческих способностей и речи.

Прикреплённые файлы:

radionova-s-yu-konkursnaja-rabota-prezentacija_4bofn.pptx | 3819,47 Кб | Скачан: 116
 
Публикации по теме:

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе октябрь 2013 г. 1 неделя вторник 1.10.2013г 1. Музыкальное.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» 1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Развитие математических представлений детей пятого года жизни посредством развивающей среды
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 17:39
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...