Получи документы

Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора

Татьяна Рауткина
Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора

Развитие математических способностей у дошкольников.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

Публикация «Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора» размещена в разделах

К. Д. Ушинский писал: «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Приобщая детей к общечеловеческим ценностям необходимо воспитывать наших детей на основе традиций русского народа.

Задачи:

- Воспитывать гордость за свой народ;

- Побуждать чувство любви к Родине;

- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки привлекают вниманием не только как жанр устного народного творчества. В них заключается огромный потенциал для умственного развития ребенка.

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных жанров, как средство воспитания и обучения детей.

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.

Фольклор – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных на прекрасных рифмах, соприкосновение с которыми очень важно с малых лет.

Малые фольклорные жанры способствуют не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигур и т. д., но и развитию мышления, речи, тренировке внимания, памяти, развитию познавательной активности.

Через фольклорные жанры мы знакомим детей с числами, величиной, закрепляем знания о них и используем как игровой материал.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, отмечаются простейшие математические отношения. Загадка может служить исходным материалом для знакомства с математическими понятиями – число, величина, отношение. Например:

На четырех ногах стою,

Ходить же вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять

Ты можешь сесть и отдыхать (стул).

Скороговорки можно разучивать на занятии и в режимные моменты. Например, во время знакомства с числами и цифрами первого десятка используют следующие скороговорки:

Шесть мышат в камыше шуршат.

Три сороки, три трещотки потеряли по три щётки,

Три сегодня, три вчера, три ещё позавчера.

Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений.

Интересные возможности представляет работа со считалками, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределение ролей в игре, но и способствует развитию количественных представлений, умению называть числа в прямом и обратном порядке. Часто маленькие дети не правильно считают, пропускают числа, быстрее запомнить счет помогает считалка. Например:

Раз, два, три, четыре, пять

Надо нам друзей искать,

А без друга в жизни туго

Выходи скорей из круга.

Какую математическую задачу можно повторить, используя отрывки из русских народных сказок? Это количественный и порядковый счет, сравнение величины, форма. Приведу пример. Взрослый показывает лист бумаги (ватманский лист, на котором наклеены две ё лочки: одна – в левом верхнем углу, другая – в правом нижнем. Причем разница по высоте елочек едва различима на глаз. Дети слушают сказку: «Под одной из ёлок зарыт клад. Два добрых медвежонка хотят помочь Ивану-царевичу найти его. Медвежата знают секрет: клад зарыт под той елкой, которая выше. Но медвежата никак не могут определить, какая ёлка выше, поэтому не знают где копать. Они все спорят, а Иван-царевич ждет…»

Дети моментально включаются в сказочную ситуацию, так как перед ними интересная задача – помочь Ивану-царевичу отыскать клад. Сначала дети пытаются измерить высоту елок на глаз. На это следует возразить: «А вдруг ты ошибся! Тогда медвежата потратят столько сил, а клад не найдут». Начинается поиск решений. Сделав мерку, равную одной из ёлок, можно определить, какая ёлка выше, и указать медвежатам, под какой из них капать клад.

Для творчества необходимы знания. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческой задачи. Именно поэтому с изучением теории методики большое внимание должно уделяться сбору практического материала по математике : загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к изучению математики посредством русских народных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься математикой.

Публикации по теме:

Презентация на тему Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Куизинера Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора
Опубликовано: 13 октября 2013 в 12:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД